Лекция 5. Подготовка к выступлению экскурсии

Подготовка к выступлению экскурсии. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20-25 минут, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов. Если материала достаточно, если он хорошо продуман, то следует перейти к плану Задача плана - сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке плана выступления необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.

Однако, речь не будет иметь успеха, если вы не затратите определенных усилий. В большинстве своем неудачи ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и рискнул, тем не менее, предстать перед публикой. Продумайте все заранее. Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть ровной. Помните, что любое ваше движение будет моменталь­но замечено. Глядя на вас, экскурсанты должны почувствовать значимость вашей экскурсии.

Как выступающий - вы для них интеллектуальная, значимая личность. Научитесь использовать оказываемое вам внимание.

Малейшая оплошность - и вас перестанут слушать. Если экскурсовод начнет запинаться и извиняться, то слушатели начнут сомневаться в вашей компетентности, а также в том, стоит ли вообще вас слушать. Вам необходимо вступить в контакт со слушателями. Все должно происходить так же, как в диалоге, только границы диалога быстро расширяются. Тем не менее, измениться должна лишь сила вашего голоса, а стиль речи меняться не должен. Так же, как и в диалоге, следует смотреть на слушателей (учтите, не все слушатели видят глаза экскурсовода).

Следует помнить, что многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе (если заметно его особое участие). Этот контакт глаз желательно укрепить (беглого взгляда часто недостаточно). Обращайте свой взгляд и на нескольких слушателей. Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях аудитории. Не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку. Ваш взгляд не должен быть невыразительным, стеклянным.

Экскурсовод не должен волноваться, необходимо помнить слова известного русского судебного деятеля А.Ф.Кони о том, что размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления.

Советы начинающему экскурсоводу:Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, «не гуляйте» перед слушателями, потому что они начнут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.

Помните о выразительности речи. Понятность речи в равной мере страдает от того, что слова произносятся очень медленно или очень быстро. Важно, чтобы четко и ясно была произнесена ударная гласная, неударные гласные существенного влияния на разборчивость речи не оказывают. Выразительная речь способна передать массу оттенков мысли.

Так, Б. Шоу говорил следующее: "Можно сказать 50 раз "да " и 500 раз "нет ", и все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно ".

В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2—3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.

Никто не может полностью избежать обмолвок, поэтому из-за мелких грамматических оплошностей не стоит вносить поправки. Обмолвки случаются даже у лучших ораторов.

Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы («дежурные фразы») типа: «уделить должное внимание...», «в настоящий момент...». Очень много мучений добавляет выступающим слово «вопрос»": его ставят, заостряют, касаются, тормозят, затрагивают, регулируют, утрясают, проваливают и «утрамбовывают». Избавляйтесь от слов-паразитов: «так сказать», «понимаете», «значит», «вот». Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей

Задумайтесь над своим словарным запасом. Так, по данным психологов, ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток - 9000, взрослый среднего образовательного уровня - 11 700 слов, а человек «повышенной интеллигентности» - до 13 500 слов. Словарь русского языка А.С. Пушкина составляет 21 200 слов. Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более 1 секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек охватывает звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60—70 слов в минуту. Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; «переводить их на русский язык», если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление слушать очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания. Помните об этом, когда сами поднимаетесь на трибуну.

Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Кроме того, необходимо помнить о роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу же ощутите сухость голоса, скованность мыслей.

Можно привести один интересный пример. В одну старую церковь постоянно (каждое воскресенье) приходил старый мастер-ремесленник. Он был почти глух, но, тем не менее, регулярно приходил и садился на первую скамейку перед кафедрой. Пастор во время проповеди увлеченно жестикулировал руками, кистями рук, всем телом и говорил для этого слушателя особенно громко. В один прекрасный день проповедник воскликнул: «Но это поистине замечательно, что вы так прилежно посещаете все мои богослужения. Надеюсь, вы поняли все, что я сказал?» — «Господин пастор, — ответил старик, — с пониманием дело обстоит так, что я не понял ни слова, но мне очень нравится на вас смотреть!» Этот пример показывает, что когда вы выступаете у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Однако, лишь глухие рады чрезмерной жестикуляци.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие а не небрежные и вызывающие, тогда служитель видит перед собой не мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мысли. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существует жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.

Многие начинающие ораторы-экскурсоводы задаются следующими вопросами: «что делать со своими руками?» и «как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения». Вопрос целесообразнее сформировать следующим образом: «Как руки могут мне помочь?».

С помощью рук можно показать размеры предмета и указать на какие либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образа своих идей. При этом необходимо считать со следующими правилами.

1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные ниже пояса часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности.

2. Локти не должны находиться ближе чем на 3см. от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета

3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное – начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Готовясь к выступлению, не забывайте о жестах, так как они - это тот язык, который понятен всем. Если сами точки и запятые не могут заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты – первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Устная речь является основным средством общения в экскурсионной деятельности. Слово экскурсовода должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой речевой деятельности. В системе профессионального общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика). Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, поддержка ребенка, выраженная словесно, подчеркивается прикосновением к нему, пожиманием руки, объятием). Неречевое сообщение противоречит речевому (вы говорите экскурсанту, что заинтересованы в его вопросе, а сами смотрите в сторону, думая о своих проблемах). Неречевое поведение меньше подвержено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому слушатели часто совершенно неосознанно больше доверяют интонации, мимике, жестикуляции другого. Лишь 1/3 информации воспринимается по вербальным каналам, а на 2/3 мы доверяем тому, как человек передает информацию, и что он при этом думает.

Процесс восприятия и понимания речи экскурсовода тесно связан со сложным процессом слушания экскурсантами. Поэтому процесс правильного восприятия слушателями учебного материала зависит от совершенства и грамотности речи экскурсовода.

Дети, подростки особенно чутки к речевым высказываниям экскурсовода. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.

Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет экскурсоводу донести до слушателей все богатство своего слова.

В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на экскурсии, особенно когда экскурсоводу приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работает лишь верхушки легких

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому вдох недостаточно энергичен.

Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы

Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы

Что бы речь экскурсовода была более выразительной он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой.

Сила звука зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон – объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр - окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

Для экскурсовода четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция - ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств экскурсовода, содержания его речи, темперамента и ситуации общения. Следует учитывать и степень возбуждения аудитории.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.

Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу. Речь экскурсовода всегда должна быть яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная.

Отраженная субъектность выступает как продолженность одного человека в другом, как смысл первого для второго, в динамике определения бытия последнего, как инобытие одного человека в другом. При этом отражение другого во мне может совсем не осознаваться, а если и возникает задача осознания, то она не всегда решается правильно.

3.

Убеждение как основное средство общения в экскурсионной и сервисной деятельности. Убеждения есть личностные образования, представляющие собой оценочное отношение человека к действительности и характеризующиеся единством когнитивного (определенные идеи, принципы и их логическое обоснование) и потребностно-личностного (переживание истинности, необходимости данных идей и потребность в их практической реализации) компонентов.

Рассмотрим более подробно психологические проблемы, связанные с исследованием указанных компонентов.

Во-первых, это проблема способа усвоения определенных знаний, мнений, оценок. Имеются многочисленные данные, свидетельствующие, что способ усвоения знаний не является нейтральным по отношению к содержанию убеждений. Тот или иной способ усвоения может либо существенно уменьшать, даже сводить на нет ценностную значимость содержания, либо, увеличивать личностную значимость приобретаемых знаний, облегчая переход их в убеждения. Акцент на запоминание знаний, беспроблемность изложения, при котором учащихся знакомят лишь с одним рядом фактов, с одной позицией, без сопоставления с другими точками зрения и позициями — все это негативно сказывается на процессе формирования убеждений. Недооценивается роль логического анализа как инструмента усвоения знаний, роль логики, которая именно потому, что в ней закреплен тысячелетний опыт человеческой практики, обладает силой убеждения. По-видимому, в ходе изучения процесса формирования убеждений полезно использовать те данные, которые накоплены исследователями по мотивации учения и, в частности, по изучению особенностей ориентации учащихся на способ учебной работы.

Вторая актуальная, но пока недостаточно проработанная проблема — это проблема психологической почвы, на которой формируются убеждения., в которых выступает диалектика когнитивного и потребностно-личностного. Специальное изучение данного феномена позволило выявить психологический механизм логики: она помогала примирить две противоречивые тенденции — стремление быть в согласии с большинством и в согласии с самим собой. Испытуемые, как показывают исследования, выходили из конфликта или обходили его и у них создавалась иллюзия самостоятельности и правильности своих ответов. Было установлено далее, что мнение, подкрепленное такой аргументацией, не только принимается, но и прочно усваивается. Этот факт чрезвычайно важен с точки зрения проблемы формирования убеждений. Нет нужды доказывать, как плохо сказывается на процессе формирования личности привычка к бездумному принятию уже существующих мнений и взглядов. Но еще хуже, когда ложные мнения принимаются и усваиваются с помощью ложной аргументации, создавая иллюзию самостоятельного принятия решения. Такой «логический конформизм» опасен именно тем, что он совершенно искажает характер выработки убеждений, лишает человека возможности целенаправленного формирования собственной личности, самовоспитания.

Одно из направлений исследования психологической природы убеждений — изучение их устойчивости. В проблеме устойчивости находят свое выражение и другие проблемы убеждений: проблема «психологической почвы», проблема способа формирования убеждений, проблема их структуры.

Способность защищать собственные убеждения и своеобразие использования средств такой защиты существенно обусловлены индивидуально-личностными особенностями: в одних случаях становление убеждений происходит под доминирующим влиянием нравственного компонента, в других ведущим оказывается эмоциональный компонент, в третьих — процесс формирования убеждений существенно обусловлен характерным для данного испытуемого стремлением разными путями уйти от разрешения морального конфликта, обойти его.

Таким образом, личность клиента, экскурсанта не просто принимает или отвергает определенные идеи и представления. Становясь достоянием личности и приобретая статус убеждений, эти идеи не только наполняются личностным смыслом, они пронизываются личностными особенностями.

Философами и психологами была высказана мысль о трех основных значениях термина «убеждение»: во-первых, как формы индивидуального сознания, элемента всей системы представлений и взглядов человека; во-вторых, как процесса осмысления жизненного опыта и освоения внешнего мира; в-третьих, как способа воздействия на психику индивида, метода воспитания.

Исследования проблем теории и методики убеждения как метода воспитания в современной отечественной педагогике получили широкое развитие.

Опираясь на прогрессивные достижения современной психологии убеждение рассматривается как основной метод стимулирования работы экскурсовода над собой прежде всего потому, что этот метод при верном его применении стимулирует и направляет самоубеждение личности.

Подчеркнем коренные отличия убеждения и самоубеждения от внушения и самовнушения. Внушение есть действие на человека в обход сознания. Убеждение как метод есть прямая и открытая апелляция к сознанию, мобилизация волевых усилий человека; убеждение ориентировано на принятие человеком собственных сознательных решений в выработке линии своего поведения.

Убеждение есть высшая форма сознания личности. Только убеждением можно формировать самоубеждение, что также важно, для экскурсовода. Прочно усвоенные идеи становятся убеждениями. Только в процессе собственных действий, только в процессе собственной деятельности и общения с людьми формируются самоубеждения.

Перевод убеждения в самоубеждение обеспечивается следующими факторами. Тот, к кому обращен настрой, как правило, испытывает сильное желание выработать у себя нужные качества, выздороветь, избавиться от недуга. Убеждение он воспринимает как помощь, необходимую ему.

Следует отметить, что формирующиеся при восприятии настроя представления стимулируют в соответствии с содержанием настроя психические и физиологические процессы, а также и поведение человека. И.М. Сеченов убедительно показал, что со стороны физиологического процесса между восприятием и представлением нет ни малейшей разницы; разница только в источнике возбуждения. Его последователи затем показали это на многочисленных конкретных примерах.

Таким образом, уже сам процесс усвоения настроя дает реальный всесторонний эффект. Когда же сформируется УБЕЖДЕНИЕ, этот эффект становится несокрушимо стойким, необратимым.

Содержание самоубеждений (настроев) имеет и просветительное, образовательное звучание. Возникающие в результате ознакомления с настроем позитивные изменения в практической деятельности, в душевном состоянии, в оздоровлении подкрепляют слово и убеждают на деле.

Так обеспечивается перевод убеждения в самоубеждение, а тем самым — в личные убеждения, прочные, стойкие взгляды.

Настрой на экскурсию — это трудоемкое дело. Над созданием содержания лекций для экскурсий приходится работать постоянно, непреклонно, десятилетиями; только тогда и удается создать настрой, дающий реальный эффект.

Содержание настроя должно быть приятным. Словесные формулировки экскурсовода должны быть понятными, образными, формирующими яркое представление и мобилизующими чувства и волю на усвоение настроя. Настрой должен подавлять сомнения.

Виды, приемы и законы убеждения. Убеждение – это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет взгляды, отношения, формирует новые, требованиям науки или требованиям общества. Убеждение как метод воздействия, по существу, является процессом активного воздействия убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого.

Понятие «убеждение» имеет два значения:

- это процесс воздействия на человека и на коллектив;

- особое состояние сознания, уверенность в истинности знаний, основанная на понимании.

Особенно необходимо убеждение, если знания, принципы труднодоказуемы, противоречат сложившейся практике, трудноопровергаемы на данный момент в данном коллективе.

Предположим, в учреждении ввели этические правила, которые расходятся с типичным поведением части работников. Несмотря на несогласие этих работников с правилами, их нужно убедить в необходимости соблюдения правил, установленных в этом учреждении, пока работник трудится именно здесь, пусть даже в других учреждениях работают по другим правилам.

Процесс убеждения включает следующие элементы:

- субъект убеждения – педагог, общественные организации, коллектив и так далее;

- объект убеждения – человек, коллектив;

- средства убеждения – речь, реальное поведение, создание реальных ситуаций, условия труда, жизни;

- процедура убеждения.

Убеждение нередко представляют в виде следующей структуры:

- знания;

- субъективное признание человеком истинности знаний, отсутствие сомнений в правильности знаний;

- уяснение соответствия данного знания интересам личности, осознание жизненной важности знаний для человека и необходимость их для практической деятельности;

- субъективная готовность действовать в соответствии со знаниями.

Процесс переубеждения состоит в возможной коррекции взглядов, в изменении оценок, установок.

Для понимания процесса убеждения требуется анализ таких понятий, как убеждение, убеждения, убежденность.

Убеждения неразрывно связаны с мировоззрением, по существу образуя его. Совокупность убеждений или система взглядов – философских, правовых, экономических, социальных, этических, научных, эстетических – образует мировоззрение.

Убеждения – принцип действия человека. Они включают в себя знания, составляющие мировоззрение, знания идей, знания принципов, знания норм поведения.

Убежденность – особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Убеждения – высшая форма направленности личности, в нее также включают желания, интересы, влечения, склонности, идеалы.

Исходя из изложенного, вряд ли можно согласиться с определением убеждения как метода воздействия, стимулирующего отдельных индивидов, социальные группы или классы к такому поведению, которое соответствует их воле, подлинным интересам, поскольку его сущность раскрывается через стимулирование, которое является элементом поощрения, а не убеждения.

Убеждение – это вид взаимодействия, отношение между многочисленными субъектами.

Можно выделить три вида убеждений: непосредственно эмоциональное, при котором воздействуют на чувства; логическое воздействие на разум; убеждение практикой.

Средства убеждения весьма разнообразны. Эффективной группой средств являются такие моральные, этические категории, как справедливость, равенство, свобода, добро, зло.

Психологическое содержание убеждения как воздействие человека, группы на личность. Рассмотрим психологическое содержание убеждения как воздействие человека, группы на личность. Убеждение в данном случае – элемент общения, в процессе которого один человек (субъект общения) стремится доказать другому (объект общения) правильность своих выводов по определенному вопросу, аргументировать свою точку зрения, раскрыть причинно-следственные связи и т.д.

Процесс взаимодействия людей весьма сложен, поскольку его цель – изменить мнение, взгляды, активность личности, повлиять на ее восприятие в конкретной ситуации, на сознание, самосознание, самодисциплину человека и, возможно, изменить его взаимоотношение с другими людьми. Эффективность убеждения, его действенность в значительной степени зависят от того, на сколько хорошо убеждающий знает своего собеседника – его интересы, ценностные ориентации, культурный, интеллектуальный уровень, особенности темперамента, характера, эмоциональной сферы, мотивационную среду, убеждения и т.д., а также от активности объекта общения, осознанности, самостоятельности его собственных высказываний.

В ходе убеждения необходим дифференцированный подход к собеседнику, то есть учет его возрастных и других особенностей, уровня квалификации, настроения и т.д., что позволит выделить определенные группы, например активных людей, «середняков», лиц с неустойчивыми убеждениями. На этих двух последних группах и нужно сосредоточить особое внимание.

Убеждая собеседника в правоте своих взглядов, одновременно используют элемент внушения, иногда даже неосознанно. Очень часто именно от особенностей личности убеждающего нас человека, от его интеллектуального уровня, эмоционально-волевых свойств, экспрессивных качеств, особенностей речи, авторитета в коллективе, уважения и т.д. зависит положительный эффект убеждения. Именно поэтому нельзя недооценивать значимость внушения, влияющего прежде всего на эмоционально-чувственную сферу личности. Более того, его необходимо использовать в процессе воздействия на личность. В ходе правильного, корректного убеждения и использования элементов внушения можно добиться комплексного воздействия на личность.

Эффективность убеждения личности обуславливается и речью убеждающего, поскольку благодаря ей происходит обмен информацией, раскрываются смысл и предмет беседы.

Эффективность убеждения зависит и от особенности личности субъекта общения: его компетентности в данном вопросе, уровня знаний в определенной области, свойств темперамента, характера, наличия определенных способностей.

Таким образом, процесс убеждения - это сложная система взаимодействия людей, в процессе которого у объекта общения под влиянием логически обоснованной аргументации субъекта общения происходит изменение оценочных суждений.

Формирование убеждений включает помощь человеку в осознании правовых потребностей, развитие правовых чувств, волевых свойств личности, правовой активности, развитие правовых знаний, привитие правовых ценностей, осознание правовых интересов, поэтому убеждения включают в себя следующие элементы:

- правовые потребности – потребности в порядке, организованности, справедливости, добре, уважении, в признании со стороны государства, коллектива, общественных организаций, в правде, гласности, соблюдении закона всеми социальными группами общества, в правовой защите государства, профсоюза и т.д.;

- правовые чувства – личное отношение к праву, правде, справедливости, равенству, свободе; безопасности, уважение законов, то есть признание их ценности для себя лично и для общества; уважение прав, чести и достоинства других граждан; возмущение фактами нарушения законов, неприязнь к нарушителям закона, которые нарушают его сознательно, умышленно, к преступникам; не удовлетворенность собой при нарушении дисциплины, раскаяние, угрызение совести и т.д.;

- волевые свойства личности – готовность противодействовать всем, кто нарушает закон, не исполняет обязанности, превышает свои права в ущерб окружающим, а также защищать интересы учреждения, общества, государства, своего товарища, другого гражданина;

- проявление социально-правовой, трудовой активности;

- правовые установки – единство знаний правовых норм, эмоциональное отношение к нормам, готовность действовать на основе знаний, ситуация, позволяющая активно действовать.

Взгляды человека можно разделить на убеждения и предубеждения. В идеале, убеждения должны быть субъективной формой выражения объективной истины. Одна из задач убеждения как процесса состоит в том, чтобы раскрыть глаза человеку на его предубеждения и помочь ему от них избавиться.

В каждой культуре у людей развиваются определенные реакции на общие ситуации, возникающие в процессе убеждения. Эти реакции на определенные стимулы позволяют предугадать поведение других людей и убеждать их. К сожалению, те же реакции открывают путь для манипуляции со стороны беспринципных личностей. Далее приведем девять принципов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни - это Законы убеждения.

1. Закон ответного действия. Когда вам дают нечто, представляющее для вас ценность, вы, в свою очередь, испытываете желание отблагодарить и дать что-то взамен.

Можно утверждать, что мы все, до определенной степени, подчиняемся закону ответного действия.

Это не столько свойство «человеческой природы», сколько результат воспитания, которому очень трудно сопротивляться. Ответное действие совсем не обязательно должно быть негативным. Очевидно то, что наши отношения строятся на ответных действиях. Трудности начинаются тогда, когда ответные действия переходят в манипуляцию.

2. Закон контраста. Когда два предмета (явления) сколько-нибудь отличаются друг от друга, мы замечаем это различие тем сильнее, чем ближе расположены эти предметы (явления) во времени или пространстве. Работники торговли нередко пользуются принципом контраста, в силу его действенности.

Примеров того, как «получить огромную выгоду за небольшую дополнительную плату», очень много. Однако закон контраста может применяться и по-другому. Вспомнить хотя бы случай, когда два очень сходных товара появляются в продаже по совершенно разной цене, чтобы заставить потребителя купить менее дорогой из них.

3. Закон дружбы. Когда вас просит об одолжении человек, который поступает в ваших интересах или вы хотите, чтобы он поступал в ваших интересах, вы приложите все усилия, чтобы выполнить его просьбу.

Люди готовы сделать почти все, что попросит у них друг. Следовательно, если вы хотите достичь успеха в процессе убеждения, вам просто необходимо, чтобы на вас смотрели как на друга.

Целый ряд исследований свидетельствует о том, что люди, которые считаются физически привлекательными, способны убедить других давать больше денег и покупать больше товаров, они проводят больше результативных деловых встреч, чем люди обычной внешности. Кроме того, глядя на привлекательных людей, мы верим в то, что они более талантливы, добры, умны и даже более честны. Следовательно, чем лучше вы будете выглядеть, тем больше людей захотят общаться с вами, любить вас, стать вашим другом.

4. Закон ожидания. Когда авторитетный для вас человек ожидает от вас выполнения определенной задачи или достижения определенного результата, вы постараетесь оправдать его ожидания, какими бы они ни были.

5. Закон ассоциации. Обычно нам нравятся товары, услуги или идеи, которые поддерживают или рекламируют люди, внушающие нам симпатию и уважение.

Если нам нравятся люди, рекламирующие товар, у нас возникают положительные ассоциации с этим товаром. Вне зависимости от его качества, мы нередко покупаем такой товар из-за рекламы, которую сделал ему известный человек.

6. Закон последовательности. Когда человек в письменной или устной форме заявляет о том, что принимает определенную позицию, он будет стремиться защитить эту позицию, вне зависимости от того, насколько она верна, и даже в том случае, если ее ошибочность очевидна.

7. Закон редкой возможности. Когда количество того, что нам нужно, ограничено, его ценность возрастает в наших глазах.

8. Закон конформизма. Люди принимают предложения, товары и услуги, которые получают одобрение большинства окружающих людей и сверстников.

9. Закон влияния. Степень влияния одних людей на других зависит от авторитета, силы и компетентности этих людей в глазах тех, кто испытывает это влияние.

Человек, владеющий приемами убеждения, получает большое преимущество в деловой беседе, при разрешении конфликтов, в выступлениях перед аудиторией.

Соблюдая законы убеждения, любой человек может научиться легче приспосабливаться к окружающим его людям, пытаться перестроить их внутренние убеждения, если в том есть необходимость.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково современное состояние речевой культуры в России?

2. Расскажите о культуре речи и культуре орфоэпия.

3. Для чего человеку неоходим выбор грамматических форм и конструкций?

4. Каково содержание зависимости языковой грамотности от семантического, стилистического, фонетического барьеров?

5. Назовите в чем сущность правила рамки и правило цепи, как основных приемов структурирования информа­ции во взаимодействии?

4. В чем состоят особенности психологии ораторского труда, его специфика в экскурсионной деятельности?

5. Назовите виды, приемы и законы убеждения.

6. В чем сущность психологических законов убеждения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: