Основные новообразования личности юноши

Самосознание в юношеском возрасте – это самосознание, характеризующееся познанием своего Я не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируется обобщенная самооценка личности. К этому времени складываются представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых проявляются психологические особенности мужчин и женщин.

В юношеском возрасте складывается обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И.Божович называла “ самоопределением ”, т.е. осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение юноши и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И.Божович, не заканчивается в это время, оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последним этапом онтогенетического развития личности ребенка.

В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Следующее важное новообразование юношеского возраста описано отечественными психологами К.Обуховским и В.Э.Чудновским как по­требность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как се­рию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего че­ловечества. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного раз­вития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений дея­тельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуально­сти.

Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения це­лей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения “пи­рамиды” ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориента­ций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов.

Чтобы построить жизненный план, в юности человек должен ответить на следующие вопросы:

1. В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успе­ха?

2. Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто?

3. Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализова­ны поставленные цели?

Самооценка в юности еще не является полностью автономной и отчасти зависит от окружающих людей.

Проанализировав влияние уровня самооценки на уровень оценки сверстников своего пола, И.К.Кузнецова установила, что самооценка девушек не коррелирует значимо ни с оценкой личности сверстницы, являющейся “положительной другой”, ни с оценкой личности “отрицательной другой”. Девушки оценивают своих сверстниц независимо от уровня самооценки. У юношей выявлена взаимосвязь между самооценкой и оценкой сверстников своего пола как “положительного другого”, так и “отрицательного другого”. Чем выше юноша оценивает себя, тем доброжелательнее он относится к сверстникам, т.е. чем выше самооценка, тем выше в большинстве случаев оценка сверстников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: