Отношения со сверстниками: проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Появляется стремление к общению со сверстниками противоположного пола.

В исследованиях И.К.Кузнецовой установлено, что в содержании представлений о сверстниках противоположного пола высоко оцениваются качества, выражающие отношение к другим людям, способствующие установлению дружеского общения. В представлениях о сверстниках своего пола (т.е. о себе) и у юношей, и у девушек выражена ориентация на те качества личности, которые способствуют достижению социального успеха, что отражает, по-видимому, потребность юношей в самоопределении, прежде всего в профессиональном плане.

Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви.

Юношеская потребность в само­раскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически яв­ляется, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность отношений в юности, т.е. совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возмож­на только на основе относительно стабильного образа “Я”. Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии.

Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей. Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному “кодексу”, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.

Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь – высокая степень эмоционально- положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допус­кает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Юноша 16—18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не ком­пенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее открове­нен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности — одна из главных причин юношеского одиночества.

Зачастую юношеская мечта о любви выражает прежде всего жажду эмо­ционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в са­мораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некото­рым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределен­ность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда можно (и нужно) целоваться и т.п. Озабоченность ритуальной сторо­ной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к пе­реживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед во­просом, “правильно” ли они поступают с точки зрения норм своей поло­возрастной группы. Ухаживание – игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой – довольно неопределенны.

Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные совре­менная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает шесть стилей любви:

1) эрос страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полно­му физическому обладанию;

2) людус – гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая воз­можность измены;

3) сторге – спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4) прагма – рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко под­дающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

5) мания – ирра­циональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

б) агапе – бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Любовные переживания молодых муж­чин содержат больше эротических и особенно людических компонен­тов, тогда как у женщин ярче выражены прагматические, сторгические и маниакальные черты. Маниакальные увлечения типичнее для подро­стков и юношей, нежели для взрослых.

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: