Соотношение уровня самооценки и статуса в группе сверстников

Анализ соотношения уровня самооценки юношей и реального статусного положения в группе показал, что наиболее благоприятное положение в системе личных взаимоотношений со сверстниками занимают юноши и девушки, имеющие средний уровень самооценки. Высокий и низкий уровни самооценки по-разному взаимосвязаны с положением человека в системе личных взаимоотношений со сверстниками разного пола.

Юноши. Половина (50%) юношей с высокой самооценкой имеют не менее 3-4 выборов (в социометрическом исследовании) в своей половозрастной группе. Их реальное положение совпадает с ожидаемым. Они рассчитывают получить не менее 3-4 выборов от девушек и реально имеют не менее 2-х выборов. Эти молодые люди положительно ответили на вопрос: “Удовлетворены ли Вы своим положением среди сверстников?”.

33% юношей с высокой самооценкой оказались “изолированными” как в своей, так и в противоположной половозрастных группах, но при этом ожидают получить по 1-2 выбору в обеих группах. Остальные имеют по 1-2 выбору от друзей (хотя бы один из них взаимный) и ни одного от девушек.

Высокая самооценка у юношей не препятствует им пользоваться популярностью и авторитетом среди сверстников, если она соответствует такой же высокой оценке их со стороны товарищей. Осознание своей популярности поддерживает высокий уровень самооценки. Если самооценка неадекватно завышена, то юноша оказывается фактически изолированным среди сверстников, т.е. высокая самооценка служит либо возможным способом защиты положительного отношения к себе, либо свидетельствует о том, что класс не является референтной группой.

Низкий уровень самооценки у юношей соответствует низкому статусному положению среди сверстников (при этом только 20% из них получили по одному выбору от друзей). Все юноши с низкой самооценкой не рассчитывают иметь более одного выбора от сверстников своего пола, а 43% юношей предполагают, что девушки их не выберут, т.е. юноши с низкой самооценкой осознают свою непопулярность в классе. Поэтому все они не удовлетворены своим положением среди сверстников своего пола. Те, кто рассчитывают хотя бы на один выбор от девушек (таких 57%), считают свое положение среди девушек удовлетворительным.

Низкий уровень самооценки у юношей оказался взаимосвязан с непризнанием их прежде всего в группе сверстников своего пола.

Большинство юношей предпочитает узнать свой статус в личных взаимоотношениях типа “юноша-юноша”. Почти для всех референтной группой являются сверстники своего пола.

Девушки. Почти все девушки с высоким уровнем самооценки получили выборы только от одной-двух своих подруг. Зато больше половины из них (55%) пользуются популярностью среди сверстников противоположного пола (37% имеют 5 и более выборов), при этом хотя бы один выбор от юношей является взаимным. Почти все девушки с высокой самооценкой рассчитывают иметь не менее 3-4 выборов от сверстников как своего, так и противоположного пола, т.е. претендуют на высокое статусное положение в обеих половозрастных группах.

18% девушек с высокой самооценкой оказались “изолированными” среди сверстников. Низкое статусное положение при высокой самооценке может объясняться тем, что класс не является той референтной группой, в которой формируется и поддерживается высокое мнение о себе; либо высокая самооценка может быть способом защиты положительного отношения к себе.

Все девушки с низким уровнем самооценки не получили ни одного выбора от юношей. При этом они занимают благоприятное положение среди девушек (30% из них получили по 3-4 выбора), почти все имеют по 1-2 взаимному выбору от подруг. Среди сверстниц ожидаемое статусное положение совпадает с реальным, и девушки считают его удовлетвортельным.

Все девушки с низким уровнем самооценки (100%) правильно оценили свое положение среди сверстников противоположного пола, т.е. они не предполагают получить выборов от юношей. На вопрос: “Удовлетворены ли вы своим положением среди сверстников противоположного пола?”, - все ответили отрицательно.

Большинство девушек предпочитает узнать, какое положение они занимают в системе личных взаимоотношений типа “юноша-девушка”. Для девушек более важной оказывается оценка их как представителей женского пола со стороны юношей. Если девушка не входит в компанию, где есть сверстники разного пола, если у нее нет уверенности в своей привлекательности, то такое положение переживается очень болезненно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: