Функциональное зонирование территорий поселений

Города различны по времени и условиям своего возникновения. Одни возникли как крепости, другие — как торговые, культурные и административные центры и никогда не имели серьезных военных укреплений. Большинство городов совмещали в себе функции обороны, торговли и управления.

Старые русские города являются жемчужиной архитектуры древности. Их сказочная красота несравненна и многолика. Каждый город красив по-своему. Человек, побывавший в Новгороде, не спутает его с Суздалем. Навсегда запомнится своеобразие Ярославля, Ростова, Владимира, соборов Московского Кремля и других древнерусских городов.

Однако есть в этих городах и общие черты. Все возникшие в древности русские города располагаются в живописных местах, обязательно по соседству с рекой. Все они строились с учетом рельефа местности. Для кремля выбиралось наиболее выгодное с точки зрения обороны место на высоком берегу реки.

Единство городов, возникших примерно в одно время, проявляется в их структуре. В зависимости от причины возникновения городов в них были развиты в большой степени те или иные сооружения.

Если город возник как центр обмена и торговли, то в нем важное место занимает торговая площадь. Большая часть городов имела весь комплекс сооружений. Кремль (детинец) располагался в центре города, у его стен размещался торг (торговая площадь), вокруг — городские посады (кварталы ремесленников). Взаимное их расположение определяло структуру планировки города — планировочную структуру.

С учетом современного преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий, внутригородских путей сообщения, площадей, садов, бульваров и т.п. Ее формируют с учетом взаимоувязанного размещения общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, безвредных мест приложения труда.

Потребность в селитебной территории предварительно определяют по укрупненным показателям в расчете на 1 тыс. чел.: в городах с застройкой в среднем до трех этажей — 10 га (для застройки с земельными участками — 20 га); от четырех до восьми этажей — 8 га; от девяти этажей и выше — 7 га. В сельских районах с преимущественно усадебной застройкой потребность в площади на 1 тыс. жителей составляет 50 га.

Селитебную территорию в городах расчленяют на районы площадью не более 250 га с помощью транспортных магистралей или полос зеленых насаждений шириной не менее 100 м. Размер селитебной территории определяют исходя из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома. Жилищную обеспеченность рассчитывают дифференцированно для каждого населенного пункта, а общую площадь квартир — по СНиП 2.08.01-89*.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, транспортных путей сообщения.

Ландшафтно-рекреационная территория включает в себя городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, а также парки, скверы, бульвары, располагаемые на селитебной территории и композиционно связанные с открытыми озелененными пространствами.

В пределах указанных территорий выделяют зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (если имеются лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов. На территориях сельских поселений выделяют, как правило, селитебную и производственную территории. В сложных геофизических условиях в потенциально опасных зонах размещают парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы. В случае необходимости совмещения объектов разного функционального назначения допускается создание многофункциональных зон.

Планировочная структура города выражается во взаимном расположении основных функциональных зон и системы связей между ними. Это основа города. Она определяет транспортную схему, внешний облик города и отражается в генеральном плане города.

Планировочная структура древнерусских городов была проста и едина. Она состояла во взаимном расположении основных функциональных зон древнего города, оборонительных сооружений, торговых площадей и жилых кварталов. Планировочная структура наших современных городов сложна и многообразна, так как многосложна организация основных функциональных зон.

Условно территорию города разделяют на следующие функциональные градостроительные зоны, различные по своему назначению.

Селитебная зона — территория, предназначенная для жилья. На ней могут размещаться микрорайоны и жилые кварталы, предприятия культурно-бытового и коммунального обслуживания, отдельные безвредные предприятия, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, транспортные объекты.

Промышленная зона включает в себя промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения.
Транспортная зона — устройства внешнего автомобильного, водного, воздушного, железнодорожного транспорта (автомобильные и железнодорожные станции, портовые сооружения, аэродромы, морские и речные вокзалы, сортировочные станции и т. п.).

Коммунально-складская зона — территории разного рода складов, трамвайных и автобусных парков, гаражей, сооружений водопровода и канализации, а также склады торговых и хозяйственных организаций с обслуживающими их транспортными устройствами.

Санитарно-защитная зона — зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, защищающие территории жилой застройки от вредного влияния производственных предприятий и транспорта, расположенных по соседству.

Зона отдыха — территории зеленых насаждений, пляжей, набережных, бульваров, пешеходных зон, культурных центров, спортивных сооружений и т. п.
Формирование функциональных зон и размещение на них объектов регламентируется МДС-30-1.99 и СНиП 2.07.01-89*.

Транспортная сеть больших городов превращается в систему наземных, надземных и подземных магистралей, пересекающихся в нескольких уровнях. В мире уже созданы транспортные развязки в пяти уровнях. С увеличением количества и разнообразия транспортных средств возрастает степень сложности транспортной сети городов, и, таким образом, улучшается система связей между функциональными зонами.

Планировочную структуру поселений формируют, обеспечивая наибольшую степень компактности размещения и взаимосвязи функциональных зон, рациональное районирование территорий в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой.

Планировочная структура зависит от расположения города на рельефе. Различают следующие формы плана: компактную; расчлененную; рассредоточенную с равномерно распределенными районами; рассредоточенную с преобладающим районом и линейную. Сложность планировочной структуры больших городов заключается еще и в том, что большое разнообразие промышленных предприятий не может располагаться на территории одной промышленной зоны. При этом делятся селитебные территории. Возникают новые жилые районы на периферии города, образуются новые зоны отдыха. Новые промышленные зоны вызывают появление санитарно-защитных территорий. Рост города способствует развитию внешнего транспорта и расширению транспортной зоны.

В крупных и крупнейших городах используют подземное пространство для размещения в нем городского транспорта, предприятий торговли, коммунального хозяйства, зрелищных и спортивных сооружений, подсобных и вспомогательных помещений, складов и объектов инженерного благоустройства. Подземная урбанистика позволяет наиболее компактно использовать территории населенных пунктов, особенно старых, с повышенной плотностью застройки. Это градостроительное направление в настоящее время активно применяют и при реконструкции, и для нового строительства на селитебных территориях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: