Страшиться потерять - всё равно, что горевать об утрате.
Сенека
При активном решении задачи следователь может:
- «покачать» условия задачи: изменить их, разложить на элементы, переставить местами, перенести в другое ситуативное поле, поменять субъектов, найти потенциальные ошибки «задачника» и его слабости...;
- уйти из ситуации, «уйти из самого себя».
Когда я оставляю самого себя, мое «Я» становится больше». Лао-цзы.
Личность следователя не должна заслонять проблему раскрытия. Умение ума расчленять предмет, определять его элементы и группировать их в классы согласно общим принципам представляет логическую способность на высшей ступени, достигнутой после основательного воспитания. Ум, обычно проявляющий уменьем подразделять, определять, обобщать и систематически воспроизводить, уже не нуждается в воспитании по логическим методам. Но нелепо предполагать, что ум, нуждающийся в воспитании, потому что не умеет производить этих действий, может начинать там, где останавливается опытный ум. Логическое, с точки зрения изучаемого предмета, является целью, завершением воспитания, а не исходным пунктом1.
Рефлексивное мышление как интеллектуальная операция продуцирования
Мучительнее всего неизвестность.
Сенека
Мышление в этом случае можно рассматривать с позиций:
• продуктивных новых идей, создавая улучшения...
• репродуцируя повторения старых стандартных истин,
но работающих на типовой ситуации.
На основе этих двух операций решается большинство интеллектуальных задач.
Продуктирование новых идей может идти по горизонтали и по вертикали с разрушением сложившихся представлений. Это будет креативное, эвристическое продуктирование.
Развивая в себе процессы творчества, следователь не только может раскрыть сложные преступные формы, но и изменить к лучшему механизмы собственного мышления, сбалансировать собственные эмоциональные процессы, используя естественные законы бытия.
Следователь бесконечен в своих ощущениях. Не следует уходить от объекта исследования, пока не постигнешь глубины процессов, связанных и происходящих в объекте и вне его, необдуманного и случайного, с одной стороны, от академичного и формального - с другой1.
' Дьюи Дж. Психология и педагогика. М. 1997. - С. 64.
1 Тихомиров О.К. Психология мышления МГУ, 1984. - С 236-262.