Рефлексивное «раскачивание» задачи

Страшиться потерять - всё равно, что горевать об утрате.

Сенека

При активном решении задачи следователь может:

- «покачать» условия задачи: изменить их, разложить на элементы, переставить местами, перенести в другое ситуа­тивное поле, поменять субъектов, найти потенциальные ошибки «задачника» и его слабости...;

- уйти из ситуации, «уйти из самого себя».

Когда я оставляю самого себя, мое «Я» становится больше». Лао-цзы.

Личность следователя не должна заслонять проблему раскрытия. Умение ума расчленять предмет, определять его элементы и группировать их в классы согласно общим принципам представляет логическую способность на высшей ступени, достигнутой после основательного вос­питания. Ум, обычно проявляющий уменьем подразде­лять, определять, обобщать и систематически воспроиз­водить, уже не нуждается в воспитании по логическим методам. Но нелепо предполагать, что ум, нуждающийся в воспитании, потому что не умеет производить этих дей­ствий, может начинать там, где останавливается опытный ум. Логическое, с точки зрения изучаемого предмета, яв­ляется целью, завершением воспитания, а не исходным пунктом1.

Рефлексивное мышление как интеллектуальная операция продуцирования

Мучительнее всего неизвестность.

Сенека

Мышление в этом случае можно рассматривать с позиций:

• продуктивных новых идей, создавая улучшения...

• репродуцируя повторения старых стандартных истин,

но работающих на типовой ситуации.

На основе этих двух операций решается большинство интеллектуальных задач.

Продуктирование новых идей может идти по горизонтали и по вертикали с разрушением сложившихся представлений. Это будет креативное, эвристическое продуктирование.

Развивая в себе процессы творчества, следователь не только может раскрыть сложные преступные формы, но и изменить к лучшему механизмы собственного мышления, сбалансировать собственные эмоциональные процессы, ис­пользуя естественные законы бытия.

Следователь бесконечен в своих ощущениях. Не следует уходить от объекта исследования, пока не постигнешь глу­бины процессов, связанных и происходящих в объекте и вне его, необдуманного и случайного, с одной стороны, от ака­демичного и формального - с другой1.

' Дьюи Дж. Психология и педагогика. М. 1997. - С. 64.

1 Тихомиров О.К. Психология мышления МГУ, 1984. - С 236-262.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: