Рефлексивный анализ коммуникаций

Чем истины выше, тем нужно быть

осторожнее с ними; иначе они вдруг

обратятся в общие места, а общим

местам уже не верят.

Н.В. Гоголь

Рефлексивный анализ в упрощенной форме может иметь следующий вид (модель):

1. Кто процессуальный партнер? (Процессуальное поло­жение, его типовая социальная характеристика, реальное ближайшее окружение):

- компетентность и доминантная позиция относительно обстоятельств расследуемого дела, степень возможной ин­формированности;

- гипотетическая структура «Я-концепции».

2. Что он желает достичь в процессе предстоящего общения?

- установка на достижение главной и второстепенных це­лей (построить дерево целей партнера, выделить главную и второстепенные цели, определить его позицию)',

- система «обороны» партнера, чем в плане аргументации он будет защищаться, с какой интенсивностью (определить диапа­зон и средства защиты - во времени и пространстве);

- мотивы защиты и «нападения».

3. Возможные реакции партнера:

- кооперативные реакции бесконфликтного характера (приемы оказания помощи партнеру при воспроизведении материала по ассоциациям и т.д.);

- конфликтные реакции (в диапазоне от скрытого кон­фликта до аффектированных проявлений и соответствую­щие им реакции следователя).

4. Что волнует партнера?

- перспектива разоблачения и возможного наказания (по­этому уместно «будить» эту тему в сознании партнера, воз­вращать к теме расследования, «идти» за переживаниями партнера и наблюдать за реакциями);

- страх - самое сильное переживание, которое может ис­пытывать партнер следователя, страх можно усилить или ослабить, развитием этого процесса можно при определен­ных навыках и обстоятельствах управлять;

- перспектива утраты социальных привилегий и гряду­щих состояний должностных и личностных (для людей, уже искушенных властью, деньгами, привилегиями); эта пер­спектива заглушает иные потери;

- состояние членов семьи своей и иных, но значимых для него (например, потерпевшего).

Неопределенность, вызывающая неадекватные реакции, доходящие в своем развитии до аффекта (партнер не знает, насколько глубоко следователь проник в сущность рассле­дуемого дела, склонен при этом преувеличивать опасность развития процесса. При правильной расстановке тактиче­ских средств можно вызвать программируемые (управляе­мые) реакции: размаскировка тайника, проговорки, аффек­тированные речевые реакции, неадекватные действия, не­обоснованные инсценировки, дающие позитивный эффект). Главное - найти доминирующий мотив партнера, затем скрупулезно исследовать его, концентрировать возбуждение партнера до разрушения рациональных процессов. Или, на­против, ослабляя концентрацию возбуждения, релаксируя состояние до потребности в исповеди.

5. Что следователь должен спросить партнера?

- использовать типовые модели допросов и иных следст­венных действий (отобрать вопросы, переформировать, оп­ределить последовательность, сбалансировать травмирую­щее и психотерапевтическое воздействие вопросов);

- определить главные объекты беседы, чтобы под раз­личными углами возвращаться к ним, открывая стороны непознанной ситуации.

6. Что следователь должен сообщить партнеру?

- материал для усиления борьбы мотивов;

- информацию для рефлексивного управления реакциями партнера;

- информацию для преувеличения или преуменьшения впечатления об информированности следователя;

- аргументы для формирования внутренней защиты парт­нера или, напротив, для разрушения его защиты.

7. Возможные речевые и неречевые реакции партнера:

- добровольное, добросовестное и правдивое изложение обстоятельств;

- вынужденное ситуацией изложение информации с же­ланием скрыть смысл, содержание отдельных элементов;

- отказ от дачи показаний, выход из контакта;

- открытый конфликт с элементами активного противо­действия;

- скрытый конфликт, направленный на введение следова­теля в заблуждение;

- иные формы речевой деятельности. Каждый вид дея­тельности сопровождается информационными блоками, со­ответствующими по содержанию позиции партнера, а также соответствующими реакциями следователя.

Как только следователь покидает путь рефлексивного сознания и рефлексивного соразмышления, он вступает в лабиринт бесплодного умствования, соревнования, подра­жания и конфликта. В этот трагический для следствия мо­мент следователь может ступить на тропу ошибок и добро­вольных заблуждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: