Процесс генезиса предгосударственных институтов, закономерности формирования государства в древневосточных общинах

Предмет и задачи курса «История Древнего Востока», его место в курсе всеобщей истории. Сущность теоретических дискуссий о методологических подходах к изучению истории Древнего Востока.

Предмет: система знаний и представлений о важнейших процессах развития древнейших цивилизаций Востока.

Задачи:

Выявление общих черт всех восточных обществ, т.е. то, что объединяет их между собой;

Выявление особенностей каждой из восточных цивилизаций;

Выявление факторов, обусловивших особый характер исторического процесса на Востоке.

История Древнего Востока – составная часть общего курса истории древнего мира. Она является объединяющей частью курса всеобщей истории, которая изучает историю древнейших цивилизаций, заложивших основу и создавших возможности для последующего прогресса человечества, предопределивших в основных чертах его направление и характер. В рамках одной дисциплины – истории Древнего Мира – предполагается наличие некоторых общих черт, общей основы в социально-экономическом строе, политических институтах, религиозно-культурной сфере древневосточных народов, а также древних греков и римлян. Выделение внутри этой дисциплины трех самостоятельных частей – истории Древнего Востока, Греции и Рима – предполагает наличие особенных черт каждой из общественных и культурных систем этих регионов.

История Древнего Востока охватывает период с рубежа IV-III тысячелетия до н.э. до середины I тысячелетия до н.э. (для обществ Южной и Юго-Восточной Азии – до второй четверти – середины I тысячелетия н.э.).

Всемирно – историческое значение первых цивилизаций, зародившихся в странах Древнего Востока, заключается в том, что вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, с великими трудностями определены этими цивилизациями.

Сущность теоретических дискуссий о методологических подходах к изучению истории Древнего Востока.

Формационный подход. Опираясь на Маркса, исторический материализм/истмат сформулировал пятичленную лестницу формаций (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм), которые должны были последовательно сменять друг друга. При этом предполагается, что каждое общество в своем развитии, как правило, проходит все эти формационные ступени. Однако в формационной лестнице не было места Востоку, в ней он является лишь интегральной частью мира.

Цивилизационный подход (концепция локальных цивилизаций А. Тойнби). Смысл состоит в том, что едва ли не каждая из 2-3 десятков цивилизаций (древних и современных) не только уникальна и неповторима, но и ценна сама по себе. Развиваясь по принципиально общим для всех законам, она возникает, развивается, приходит в упадок и в конце концов погибает. «Азиатский способ производства» - социально-экономический строй, природа типичной восточной общины, которая рассматривается как определяющая структуру в целом.

Основа восточной структуры – полное поглощение личности коллективом и соответственно отсутствие личности коллективом и соответственно отсутствие личности коллективом и соответственно отсутствие личности как самоценной индивидуальной целостности со всеми ее внутренними особенностями =>отсутствие частной собственности =>поголовное рабство. Там, где нет частной собственности нет и не может быть классов, в такой ситуации на первый план выходит государство как верховный собственник, как высшая абсолютная власть над подданными. Государство становится деспотией, а правитель – восточным деспотом, подданные же оказываются в состоянии поголовного рабства. Такое государство не выражает интересы господствующего класса собственников, т.к. нет ни собственников, ни классов.

 

Процесс генезиса предгосударственных институтов, закономерности формирования государства в древневосточных общинах.

Возникновению первичных надобщинных структур способствовал комплекс необходимых условий:

Оптимальная экологическая среда

Определенный уровень производства

Демографический оптимизм

Возникновение самых древних протогосударственных образований.

Активнее и результативнее всего сложение простых и тем более сложных составных протогосударственных образований в ранней древности (на рубеже IV –III тысячелетия до н.э.) шел там, где возникали достаточно удобные условия для возникновения здесь зоны урбанизма.

Протогосударство – политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. Урбанизация – непременное условие существования ранних государств.

Субъектом власти, владения, распоряжения хозяйственными ресурсами или коллективной собственности всегда был коллектив. Это означает что и экономическое содержание и юридическая форма такого рода собственности – именно владение и, как результат владения, власть. Власть (владение) рождает понятие и представление о собственности, собственность рождается как функция владения и власти. Власть и собственность неразделимы, нерасчленимы. Власть – собственность – это альтернатива европейской античной, феодальной и буржуазной частной собственности в неевропейских структурах, причем это не столько собственность, сколько власть, т.к. функции собственника здесь опосредованы причастностью к власти, т.е. как к должности, но не к личности правителя. Социально-экономическая основа власти-собственности государства – священное право верхов на избыточный продукт производителей. Появление феномена власти – собственности было важным моментом на пути институционализации общества и государства в неевропейском мире. Клановые связи играли основную роль в социальной и административной структуре протогосударства, определяя степень знатности и место человека в обществе. По мере институционализации власти клановые связи начинали терять свою всеобщность и оказывались свойством немногих, признаком избранности, аристократизма. Эти связи были чрезвычайно важны там, где критерий генеалогического родства определял степень близости к правителю и его клану, т.е. знатность. Крестьянские низы, стоящие в отдаленном родстве с каким-либо знатным кланом, постепенно исключались из счета родства. Опасавшиеся притязаний близкой родни на власть, правители стремились приблизить к себе чужаков => появление в обществе новых критериев для деления на верхи и низы.

Социальная структура: 1-Причастные к аппарату власти привилегированные слои;2-Прослойка обслуживающего верхи персонала (рабы, слуги, ремесленники и т.д.);3-Производители (общинные крестьяне).

Несмотря на всю контрастность природы, облика и нравов народов, процесс генезиса древних цивилизаций при всех их многочисленных модификациях универсален. Цивилизация – общество с укоренившемся прогрессом, производящее прибавочный продукт, с организованной формой производства и потребления при наличии соответствующего аппарата организации и управления, определенной формой территориальной организации и сборов налогов, с общим психико-социальным укладом и религиозно-идеалогическими установками.

Основные признаки создания цивилизации:

Определяющую роль в зарождении цивилизации играл природно – геграфический фактор: как наличие соответствующей фауны и флоры, так и климатических условий.

Технологической нишей зарождния древних цивилизаций явилось использование камня, меди и бронзы – на их основе осуществлялась хозяйственная деятельность общества.

В производственно – экономическом плане на смену экстенсивного присваивающего, бесприбыльного первобытного хозяйства приходит интенсивная производящее хозяйство, рационально организованная экономика основанная на маневрировании материальными и трудовыми ресурсами, со значительным прибавочным продуктом.

Родовая коллективная форма собственности и половозрастной принцип распределения продукта сменяется трудовой формой собственности.

В генезисе социальных связей на смену первобытному обществу в результате движения от уравнительности к перераспределению пришло ранговое неравенство, а затем социально-экономическая дифференциация.

В социально-психологическом плане на смену тотемизму и шаманизму приходят генеалогические структуры во главе с богом вождем. Важнейшие культы человеческого и животного плодородия.

Родовая община трансформируется в соседско-территориальную общину.

Первобытные, родоплеменные структуры с их традиционным правом заменяет институт государства.

Возникает город как хозяйственный, административный, военный и культурно-религиозный центр – мощный организатор прогресса общества.

Изобретение письменности свидетельствует о зарождении нового менталитета, о мощном рывке в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

Возрастание роли государственной власти, создание специфической формы-неограниченной монархии, которую часто называют древневосточной деспотией.

Общие закономерности возникновения и существования древневосточных «империй».

История Древнего Востока – история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций. Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих рек – Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира, вместе с тем, конкретное изучение истории и различных его регионов показало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

Одной из тенденций динамики исторического процесса является укрупнение политических общностей: от локальных протогосударств к более крупным региональным ранним государствам: от них к развитым централизованным государствам, ранним державам, империям. До начала I тысячелетия до н.э. история знает о существовании трех типов государства:

Мелкие номовые государства/города-государства (в Шумере, Верхней Месопотамии, Сирии, Финикии, Греции);

Их неустойчивые конгломераты, где наиболее сильному выплачивалась дань и оказывалась по требованию военная помощь (Хеттская, Митаннийская, Среднеассирийская державы, азиатские владения Египта Нового Царства).

Относительно крупные царства, объединявшие определенный речной бассейн (Египет, Элам).

В I тысячелетии до н.э. идет процесс образования мировых держав, который охватил ближний Восток, Индию, Китай, страны античного мира. Период поздней древности ознаменовался целой серией возникновения, функционирования и неизбежного разрушения древних «мировых держав», представляющих собой новую, имперскую форму государства.

Становление и развитие мировых держав – империй имеет ряд общих закономерностей, носит универсальный и примерно синхронный характер независимо от региона и менталитета создателей.

Возникновение империй было обусловлено прежде всего экономическими причинами.

Основные механизмы возникновения и существования империй складывались из следующих компонентов: армия (завоевательная, карательная функции), общеимперская администрация (государственно-бюрократический аппарат), система независимых, самоуправляемых городов внутри целостной империи.

Чем более вырастали империи, тем менее они оказывались стабильными, но за падением одной ей на смену в кровавой войне приходила другая, потому что принудительное объединение областей производства, средств производства и производство предметов потребления все время оставалось жизненной необходимостью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: