Переворот в положении полов. Обособление семьи и его социальные последствия в эпоху разложения первобытно-общинного строя

Частнособственнические отношения начали разъедать не только общину, но и коснулись элементарной ячейки общества – семьи. Одним из главных проявлений разложения ПО и одной из важнейших его предпосылок явилось изменение в положении полов. Суть этих процессов сводилась к оттеснению женщин на второй план в большинстве сфер функционирования общества, всё большего подчинения её мужчине. Всё это несёт за собой изменения в семейно брачных отношениях, которые происходили не сразу, болезненно. Суть: переход от парной семьи через большую к семье моногамной (простой, нуклеарной, патриархальной). Изменение социального статуса полов вытекало из изменения значения мужского и женского труда. Прежде всего – переход от ручного к пахотному производству, формирование ремёсел, развитие торговли (на дальние расстояния), усиление борьбы за перераспределение прибавочного продукта. Всё это приводит к усилению роли мужчины в хозяйственной и других отраслях производства. Следовательно, мужчина стал занимать главенствующую роль в хозяйстве. Всё это повлекло за собой 3 социальных последствия:

•Отстранение женщины от основных видов хозяйственной деятельности и ограничение её участия в общественном производстве рамками домашнего хоз-ва (обслуживание мужа и других членов его семьи).

•Переход практически всех средств производства в распоряжение, а затем и в собственность мужчин, повлекшее за собой экономическую зависимость и неравное положение женщин, т. е. женщина, стала рассматриваться как нахлебница, иждивенка.

•Мужчина, узурпировав собственность в семье, стал заинтересован в передаче её по наследству своим прямым потомкам.

Таковы главные основания совершившегося в эпоху классообразования у подавляющего большинства народов мира переворота в положении полов и установления патриархата. Почти повсеместный переход от материнского счёта родства и наследования к отцовскому так же не способствовал сохранению женщиной её прежнего статуса. Более того, формируется общественное мнение о женщине как о ритуально нечистом существе, которое одним своим присутствием может осквернить окружающее. Экономические, общественные и идеологические принципы патриархата нередко активно внедрялись мужскими и тайными союзами.

Чем больше человек мог производить, тем меньше у него было необходимости в совместной деятельности крупного коллектива. Отсюда:

•Характерное для эпохи классообразания постепенное превращение коллективного хозяйства и собственности общины и рода в частное хозяйство и собственность отдельных семей,

•Необходимость превращение таких семей в устойчивые, целостные экономические и социальные общности, потребовавшие новых брачно-семейных форм. Началось вытеснение непрочного парного (первобытно-эгалитарного) брака и соответствующей форы семьи прочным соединением супругов, которое обычно называют единобрачием или моногамией, патриархической брачно-семейной организацией. Происходят важные изменения в брачных отношениях: развивается покупной брак (выкуп становится не только социальной нормой, но и платой за рабочие руки женщины), выкуп, как брачный обычай, постепенно превращает невесту в предмет купли-продажи. Практика покупного брака повлекла за собой оживление других патриархальных брачных обычаев, прежде всего женитьба состоятельных стариков на молодых девушках, многожёнства, левирата, а также практиковались ортокузенные браки. Развод становится практически невозможным.

Важные изменения, характеризующие принижение женщин охарактеризовал Энгельс: «Жена превращена в орудие его желаний, простое орудие деторождения». Это ярко проявилось и в семейно-брачных отношениях. Если сформулировать процесс изменения семейно-брачных отношений с точки зрения форм собственности в семье, то он выглядит так:

•Образование больших семей с их частной по отношению к внешнему миру, но коллективной по отношению к самой семье групповой собственностью.

•Выделению в большой семье обособленной собственности глав этих семей, эта собственность была обусловлена по отношению ко всему коллективу.

•Выделение малых (нукларных), простых семей, которые стали основными носителями частной собственность.

Таким образом, эволюция семьи в эпоху классообразования в основном совпадала с развитием форм семейной собственности.

Переход к новой форме семьи совершался не прямо, а через своеобразные промежуточные формы – авункулат, авункулатная семья, которая состояла по вертикали не из родителей и детей, а из племянников и дядей. Но мужчина стремился предать своё имущество не племянникам, а собственным детям, что могло быть достигнуто путём замены материнского счёта родства и порядка наследования отцовским. Распространение получила перемежающаяся филиация (одни дети вели происхождение и наследования по материнской линии, а другие по отцовской) у некоторых народов возник обычай наследования от брата к брату.

Эпохе классообразования присущ расцвет таких ставших известными уже раньше обычаев как травестизм (обычай демонстративной перемены пола) и кувада (обычай демонстрации отцом своей причастности к рождению ребёнка).

Первой формой отдельной семьи как целостной экономической ячейкой общества была большая семья (сложная семья, семейная, большесемейная или домашняя община, патриархальная семья – с развитием патриархата). В такой семье различают два основных типа:

•Вертикальная (однолинейная) большая семья, состоящая из нескольких, обычно 3-4, поколений женатых и не женатых родственников по прямой линии);

•Горизонтальная (многолинейная) большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по прямой линии.

Большая семья могла быть основана как на многожёнстве так и на единожёнстве. Все члены семьи жили вместе, сообща владели землёй средствами производства, совместно потребляли произведённое. Семью возглавлял «старший», «старшая». Важнейшие дела семьи решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Таки образом, это была ячейка, хотя и обособившаяся внутри родовой или другой общины и отличавшаяся от неё своим близкородственным составом, но внутри себя сохранявшая начала первобытного коллективизма и демократии.

Патриархальный порядок наследования, требовавший бесспорности факта отцовства, вызвал к жизни новые правила брачной морали: супружеская неверность жены жестоко каралась, а муж продолжал пользоваться остатками половой свободы. Всё это также сказалась на бытовом положении женщины сходным с положением младших мужчин, которые постепенно всё больше попадали в зависимость от старших, и прежде всего от главы семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: