Первобытная периферия и цивилизация

С конца IV тыс. до н.э. передовые народы мира вступают на новый этап развития – формирование классового общества и государства. Возникают первые цивилизации в Месопотамии и Египте. Рубеж IV-III тыс. до н.э. можно считать концом эпохи первобытности и началом классовых обществ, но это не значит, что первобытные отношения ушли в прошлое, они существовали одновременно с первыми цивилизациями, остатки первобытности существует и до сих пор. В IV тыс. общество вступило в стадию государства, что поделило общество на 2 группы: классовое и периферийное. Заканчивается апополитейный этап развития – начинается синполитейный. Между классовыми и синполитейными обществами складываются разные типы отношений. Эти отношения различают потому как территориально расположена периферия к государству: 1) ближняя периферия (общества непосредственно контактировавшие с государствами); 2) дальняя периферия (контакты общества осуществлялись по периферии). Ближняя периферия развивалась быстрее – дальняя медленнее. В результате чего появляется отсталая и развитая периферия. Синполитейные общества различаются и по существование в пределах ареала распространения цивилизации: внутренние (в пределах ареала распространения) и внешние (за пределами цивилизации). Существует также вторичная периферия (захват синполитейным обществом (СПО)_ цивилизации, существует до тех пор, пока не перейдет в классовое)между периферией и цивилизацие устанавливались определенные контакты. Более тесные контакты устанавливались с ближней (внутренней) и вторичной периферией, менее тесные или опосредственные контакты устанавливались с дальней (внешней периферий). Но все контакты между цивилизацией и синполитейным обществом носили ассимитричный характер, т. е. цивилизация давала первобытному обществу больше, а не на оборот. В большинстве своем эти контакты носили прогрессивный характер. Цивилизации выступали как общественные доноры, а СПО как общественные реципиенты. Контакты могли быть как военными так и мирными. Военные контакты проявлялись в качестве военных набегов, завоеваний, грабежей, сопровождались значительной миграцией победивших народов. Контакты сопровождались стагнацией. Мирные контакты проявлялись в виде-торговобменных операций в зависимости от численности людей участвовавших в миграции различают массовую и элитарную. Контакты различают и по функциональной роли: хозяйственные, социальные, потестарно-политические, идеалогические.Хозяйственные контакты – самый легкий и наиболее широко распространенный вид, через них шло разделение труда. В некоторых случаях создавались новые хозяйственно культурные типы. Хозяйственные контакты могли быть как односторонними, так и двухсторонними, как прямыми, так и опосредствованными. Они способствовали распространению технических достижений от центра к периферии, стимулировали развитее первобытных обществ.Социальные контакты – требовали прямого взаимодействия центра и периферии, складываются с ближними и вторичными перифериями. Могли быть как массовыми, так и эгалитарными. Контакты в социальной сфере и связанные с ними воздействия были затруднены невозможностью прямого социального копирования. В тоже время косвенно, в виде тех изменений в общественном строе, к которым приводило воздействие со стороны обществ-доноров, контакты в этой сфере часто были очень действенны, при чем особенно тогда, когда они были сопряжены с миграциями или войнами. Немалое значение они могли иметь и для развития военно-племенной деятельности или военной иерархии при длительной военной конфронтации цивилизации и синполитейного общества.

Заимствования в потестарно-политической системе исключали прямое копирование нововведений, вовлекали СПО в сферу притяжения и влияния цивилизации.

Идеологические контакты были намного шире. Это проявляется в мифологии и религии. В тоже время многие заимствования в духовно-идеологической сфере передавалось путем элитарных контактов: вкусы, моды, роскошные образцы прикладного искусства, иногда письменность. В целом воздействия в этой сфере способствовали культурному развитию СПО.Эти первые цивилизации были немногочисленны и достигнутый ими уровень развития не сильно отличался от первобытных периферий., поэтому между ними складывались тесные контакты. А эндоэксплуатация тормозила развитее классовых обществ, т.к. она давала быстрое обогащение.

Борьба за существование с классовыми обществами способствовала переходу этих обществ на новую ступень развития, к образованию классов и государств. С эпохи великих географических открытий взаимоотношения центра и периферии резко изменяются. Периферия испытывает все большее влияние цивилизации. Капиталистический способ производства оказал негативное воздействие на первобытное общество. В современном мире также существуют небольшие островки первобытной периферии.

Они до сих пор многочисленны. Больше их было в Дальневосточных обществах. Круг таких остатков сужается по мере развития классовых обществ. Они проявляются в:

Остаточных структурах классовых обществ

В рамках народной классовой общности, а затем и в реликтовых племенах

Трибализм (политика основанная на выдвижении своего представителя внутри страны) остаточное сохранение первобытности: сохранение и формирование каст в Индии и Аравии. Они имеют место и во вторичных родах. Они в значительной мере напоминают патриархальные роды поздней первобытности (взаимоотношение, поддержание общего культа и т.д.).сохраняется и сегменты таких родов: патролинеджи, матролинеджи. Введение хозяйства требует сплочения родственных коллективов. Во многих обществах сохраняется такая первобытная структура как соседская община. Она прошла три этапа: 1) азиатская или дальневосточная община; 2) античная община; 3) германская или средневековая община. Причина сохранения остаточных первобытных структур кроется в трех моментах: незавершенность развития частной собственности на землю в условиях до капиталистических обществ; необходимость совместных трудовых усилий; фискальные интересы государства. С соседской общиной одновременно существует и семейная община. Сохранялись длительное время остатки тайных обществ, обычно мужских. Часто они приобретали сакральные и военные функции, оказывались в центре народных движений. Еще больше фиксируются остатки первобытных норм и представлений: остаточные нормы кровной мести, нормы внутри групповой взаимопомощи и взаимозащиты, нормы межгруппового гостеприимства, нормы искусственного родства усыновление, удочерение (обряды адопции). Много остаточных структур сохранилось в брачных и бытовых отношениях: выкуп за невесту, главенство старшего в семье, многоженство, наложничество. Остатки первобытности прослеживается и в норме общественного сознания: в праве, в морали, в религии. Эгалитарные нормы характерны практически для всех мировых религий. В религии много пережитков обрядовой инициации, характерной для первобытности: обрезание, водное крещение, пережитков шаманизма (изгнание злых духов), вера в ангелов-хранителей, нугуализм (вера в личных духов, покровителей): таким образом первобытное наследие играет определенную роль для определенного круга народов, причем не только первобытных, но и сохраняющих остатки первобытности.




double arrow
Сейчас читают про: