Развитие производящих и присваивающих форм хозяйства в эпоху разложения первобытно-общинного строя. Интенсификация обмена. Второе и третье крупные общественные разделения труда

Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта, на основе которого мог возникнуть отчуждаемый при эксплуатации человека человеком прибавочный продукт. Это могло быть обусловлено подъемом в различных областях производства. Особенно большую роль здесь сыграли дальнейшие развития производящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремесленной деятельности, интенсификация обмена. Долгое время главный производственный фактор классообразования усматривали в открытии и освоение полезных свойств металлов, в переходе от камня к металлу.Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его дальнейшее развитие в эпоху классообразования. В земледелии развивались такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание не поливных (богарных) и поливных (ирригационных) земель, и другие. Эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного земледелия к пашенному, предполагающие использование тягловых животных. В тоже время переход от ручного земледелия к пашенному в эпоху классообразания совершался не всюду. Он произошел в Зап. и Средней Азии и почти повсеместно в Европе. Многие развитые земледельцы Азии и Африки остались верны ручным орудиям и пошли по пути интенсификации связанного с ними земледелия. Но во многих странах Азии определенную роль сыграл недостаток пригодных для обработки земель, что повело к интенсификации ручного земледелия.

Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного продукта для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Важной причиной роста скотоводства в эпоху классообразования были также нужды обмена.

Рост стад постепенно всё больше опережал кормовые ресурсы осёдлых земледельцев-скотоводов. в дальнейшем многие земледельческие - скотоводнические племена, обитавшие в особенно благоприятных условия для разведения животных природной среде, на границах степей, полупустынь и пустынь, стали ограничивать земледелие и переходить к кочевому скотоводству, т. е круглогодичному содержанию скота на подножном корму с периодическими перекочевками с одних пастбищ на другие. Возникновение кочевого и полукочевого скотоводства явилось дальнейшим углублением и разветвление первого крупного общественного разделения труда, разделение труда, возникшего в форме выделения племён с производящей экономикой из массы других первобытных племён.

Наряду с развитием производящего хозяйства в эпоху классообразования продолжалось развитие высокоспециализированного присваивающего хозяйства. Большинство населения продолжало вести присваивающее хозяйство, но многие племена на основе его высокоспециализированных форм вступили на путь классообразования. Однако ни одно общество, жившее высокоспециализированным присваивающим хозяйством, не перешагнуло порога классообразования. Несмотря на это, оно способствовало быстрейшему продвижению обществ с производящей экономикой.

Первым имеющим производственное применение металлом, ставшем известным человеку была медь. Использование меди, медных руд началось в конце неолита и повело к возникновению энеолита или халколита. Медь встречалась редко, стоило дорого, а по своим рабочим качествам не всегда превосходила камень. Но освоение нового вещества для изготовления орудий – металла в дальнейшем в огромной степени определили прогресс в развитии техники.

На смену меди приходит бронза (сплав с оловом и другими металлами). бронзовые орудия о своим качества превосходят медные. Однако она ещё мене доступна, чем медь и не всегда превосходит по своим свойствам камень.

Положение изменилось только с появление железа и наступлением раннего железного века. Железо – наиболее широко распространённый в природе металл, что подразумевает его большую доступность по сравнению с медью и бронзой. Его качество намного выше и меди, и бронзы, и камня, который был вытеснен полностью только в железном веке.

В разных областях ойкумены бронзовый и раннежелезный век наступали в разное время. Освоение бронзы на ближнем востоку происходило в 5-4 тыс. до н. э., а в большинстве стран Азии, Европы, Сев. Африки до 1 тыс. до н. э. Массовое изготовление железных орудии и возникновение раннего железного века происходит в 1 тыс. до н. э., когда он наступает почти повсеместно в Азии, Африке и Европе, лишь в Америке, Океании и Австралии железо стало известным с появлением там европейцев.

Производственны достижения эпохи способствовали дальнейшему развитию дальнейших промыслов (т.е. производство изделий для собственных нужд) и возникновению ремёсел (т. е. производства изделий для обмена и продажи). Большое значение здесь имела металлургия стимулировавшая переход от домашнеепромысловой к собственно ремесленной деятельности. Из металла производили орудия труда, оружия, предметы домашнего обихода, украшения. Например, с наступление бронзового века появились: меч, боевая колесница, распространились защитные доспехи. Железо расширяло ассортимент металлических изделии, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности. Металлургия железа требовала профессиональной специализации и квалификации, что подразумевало существование в первобытные времена кузнецов, составлявших обособленный слой населения. Кузнецы очень быстро выделились из среды других общинников, а кузнечество стало первым профессиональным видом ремесла. Окончательное же отделение кузнечного ремесла от других видов хозяйственной деятельности происходило уде в раннеклассовых обществах, однако не сразу и не везде. Происходило становление также и других видов ремесленной деятельности. Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретения печей для обжига, керамики и гончарного круга.

Изобретение в эпоху бронзы ткатского станка дало стимул развитию ткатского ремесла. Постепенно ремесленный характер принимали и многие другие формы домашнепромысловой деятельности: обработка камня, кости и дерева; плетение и т. п.. Повсеместно шло второе в истории человечества крупное общественное разделение труда – отделение ремесла от других занятий, и прежде всего важнейшего из них – земледелия.Первое и второе общественное разделение труда, выделение специальной категории ремесленников, неизбежно порождало интенсификацию (усложнение, усиление функций в связи с развитием) обмена между различными, даже удалёнными друг от друга регионами Земного шара.

Эпоха классобразования характеризуется дальнейшим развитием обмена:

1. обмен стал регулярным занятием не только между общинами, но и между отдалёнными регионами. Это способствовало усилению специализации в регионах и общинах;

2. с развитием обмена какая-то часть продукции производилась уже специально в обменных целях;

3. обмен порождает представления об эквивалентности обмениваемых предметов, т.е. появляются вещи, используемые как эквивалент обменных операций – «натуральные деньги», самыми распространёнными из них являются оружие и украшения из бронзы, а также редкие раковины, бруски соли;

4. развитию обмена способствовало благоустройство дорог и мостов, распространение получили колёсные повозки и корабли;

5. рост обменных операций породил выделение специалистов в данной области – торговцев (этими операциями занимались сами производители, но особенно вожди и бигмены с целью повышения престижа).

Появление профессиональных или полупрофессиональных торговцев, окончательное выделение купечества как сословия предполагало третье крупное разделение труда, завершившееся в классовом обществе. Его суть состояла в выделении торговли как самостоятельной отрасли хозяйства. Всё это привело к дальнейшему увеличению производительности труда, активному росту регулярного избыточного продукта, который имеет тенденцию через механизмы престижной экономики превращаться в прибавочный.

В эпоху классобразования были созданы самые мощные за всю историю первобытности производительные силы. Они сделали возможным относительно далеко зашедшее общественное разделение труда, что стало решающим фактором дальнейшего повышения производительности трудовой деятельности. Специализация в производящем и присваивающем хозяйствах, ремесле способствовала усовершенствованию орудий и навыков, увеличению количества и улучшению качества производимого продукта. Дальнейшее развитие получила престижная экономика, которая требовала создание новых материальных благ для нужд дарообмена. Рост массы производимого продукта и обеспечение регулярности его получения создали условия для превращения избыточного продукта в прибавочный, т.е. такой, который производится одним человеком, а присваивается другим, порождая отношения эксплуатации.

Сам по себе избыточный продукт ещё не создавал отношения неравенства, он считался, как правило, собственностью определённой группы, поэтому, чтобы возникли отношения неравенства, необходимо было создать условия отторжения этого избыточного продукта от его собственников или группы собственников, т.е. нужно было создать такие условия, когда продукт создаётся одним человеком или одной группой, а присваивается другим. Так рождаются отношения эксплуатации, что и является прибавочным продуктом. На его основе позже возникает частная собственность. Прибавочный продукт стал накапливаться в руках знати и бигменов (мужчины, пользующиеся влиянием и фактически лидеры в общине), которые использовали свой общественный статус для закрепления своего имущественного и социального положения в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: