Группа школьников регулярно посещает дополнительные занятия в Историческом музее. На занятиях школьники знакомятся с секретами крестьянских ремёсел, региональными особенностями глиняных игрушек и других предметов крестьянского быта. К какой форме культуры относятся данные предметы? Назовите три отличительных признака этой формы культуры.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названа форма культуры: народная;
2) приведены три отличительных признака народной культуры:
− создаётся анонимными творцами без профессиональной подго-товки;
− опора на традицию и воспроизведение традиционных образцов;
− часто передаётся в бесписьменной форме.
Знаменитый художник Винсент Ван Гог при жизни не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и насмешки. После смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога «Подсолнухи» является одной из самых дорогих, была куплена на аукционе «Кристи» в Лондоне за 22 млн 500 тыс. фунтов стерлингов. К какой культуре можно отнести творчество Ван Гога? Используя текст, назовите два признака этой культуры. Перечислите два признака этой культуры, не упомянутые в тексте.
|
|
Пояснение.
1) вид культуры — элитарная;
2) признаки культуры, названные в тексте, — произведение культуры имеет высокую художественную ценность, ограничен круг потребителей;
3) дополнительные признаки культуры:
– некоммерческая;
– требует от автора и потребителя особых знаний и подготовки.
В 2015 г. совершеннолетним жителям города Z учёные задавали вопрос: «Как часто Вы посещаете театры, музыкальные концерты?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Сделайте вывод о результатах опроса. Привлекая знания курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, дайте три объяснения подобных результатов.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) вывод, например: абсолютное большинство опрошенных никогда не посещают театр, концерты.
(Вывод может быть сформулирован иначе.)
2) объяснения, например:
— в театрах города идут неинтересные большинству горожан постановки;
— горожане используют современные возможности Интернета и телевидения, чтобы посмотреть интересную театральную постановку или концерт;
— в городе тяжёлая экономическая ситуация, и люди тратят все силы на обеспечение минимально необходимых материальных условий выживания;
|
|
— культурный уровень горожан крайне низок.
ПЛАН
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировоззрение, его виды и формы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
2. Исторические виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) теологическое (религиозное);
в) философское.
3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:
а) преобладание произвольных связей;
б) фрагментарность взглядов на мир;
в) отсутствие целостности.
4. Основные черты научного мировоззрения:
а) логическая стройность;
б) систематичность;
в) универсальность;
г) критичность;
д) обоснованность.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1.Понятие
2. Специфика объектов и субъектов духовной ддеятельности
3. Основные цели:
а) формирование общественного сознания,
б) формирование ценностей,
в) удовлетворение идеальных потребностей общества,
г) производство духовных благ.
4. Формы духовной деятельности:
а) прогностическая,
б) познавательная,
в) ценностно-ориентировочная
5. Роль в современном мире
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятия «культура» и «духовная жизнь».
2. Формы культуры:
а) элитарная;
б) народная;
в) массовая.
3. Причины возникновения массовой культуры.
4. Отличительные черты массовой культуры:
а) ориентированность на массовую продажу и получение прибыли;
б) тиражируемость;
в) занимательная форма;
г) предназначена для широкого зрителя.
5. Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
а) утверждает простые и понятные представления об окружающем мире;
б) непосредственно ориентирована на интересы общества;
в) отличается демократичностью;
г) отвечает запросам в отдыхе, психологической разрядке и др.
6. Негативное влияние на жизнь общества:
а) ориентирована на массовые вкусы;
б) ведёт к стандартизации и унификации культуры;
в) рассчитана на пассивное потребление;
г) насаждает мифы в сознании людей;
д) формирует искусственные потребности и др.
ЭССЕ
«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).
Тема №4: §10. Духовная культура общества
Часть 1
Установите соответствие между признаками и отраслями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) образность
Б) логическая доказательность
В) эстетическое освоение мира
Г) воздействие на эмоции человека
Д) комплексное описание объекта
|
|
ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ
1) наука
2) искусство
Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
А) премьера телесериала
Б) конкурс фольклорных коллективов
В) празднование дня Ивана Купалы
Г) скандал с участием поп-звезды
Д) переиздание детектива-бестселлера
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
1) массовая
2) народная
А,Г,Д -1 Б,В-2