Причинно-следствеенные связи, аргументация. В ходе социологического опроса 2007 г

В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Что в настоящее время больше всего осложняет жизнь вашей семьи?». Полученные результаты, наряду с результатами аналогичного опроса 1995 г., представлены в таблице. (Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)

  Вариант ответа % респондентов, выбравших ответ
1995 г. 2007 г.
низкие доходы, нехватка денег    
плохое здоровье, трудности с лечением    
бытовые трудности    
усталость, переутомление    
опасения потерять работу    
плохое жильё    
безысходность, отсутствие перспектив в жизни    
недостаток свободного времени    
невозможность дать детям хорошее образование    
пьянство, наркомания кого-либо из членов семьи    
плохие отношения в семье    
другое    
затрудняюсь ответить    

 

Какие показатели за период между опросами изменились более всего? Назовите три таких показателя. Дайте возможное объяснение причин каждого из изменений.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ, например: –за указанный в задании временной период (2000 –2010 гг.) в наибольшей степени изменились три показателя, характеризующие проблемы граждан: проблемы с организацией досуга (14% в 2000 г. И 22% в 2010 г.), безысходность, отсутствие перспектив в жизни (25% и 16%), низкие доходы, нехватка денег (18% и 12%).

2) Приведены возможные причины изменений, например:– увеличение количества граждан, обеспокоенных проблемами организации досуга может быть связано с тем, что у людей появилось дополнительное свободное время, возросла сама потребность в организованном досуге и его качестве; – у граждан снизился показатель тревожности, обеспокоенности безысходностью, так как стало больше возможностей трудоустроиться, возросли возможност и к реализации себя в различных сферах жизни общества;

– меньшее количество людей волнуется из-за нехватки денег, следовательно, люди научились зарабатывать, находить себе высокооплачиваемую работу.

 

В стра­не Н. со­хра­нил­ся старинный сва­деб­ный обычай упла­ты калыма за невесту. Как правило, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся родителями же­ни­ха и невесты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на свадьбе. Жен­щи­на переезжает в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем строить карьеру, по­лу­чать образование.

К ка­ко­му типу семьи от­но­сит­ся данная семья? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те любые две ха­рак­тер­ные черты семьи, приведённой в задании.

 

1. Дан ответ, допустим:

- семья от­но­сит­ся к тра­ди­ци­он­но­му (патриархальному) типу.

2. При­ве­де­но обоснование, например:

- в семье, упо­мя­ну­той в задании, не­рав­но­прав­ное положение жен­щи­ны с мужчинои, жен­щи­на полностью ма­те­ри­аль­но зависит от мужа и его семьи.

3. Ука­за­ны признаки, допустим:

- в тра­ди­ци­он­ных семьях су­ще­ству­ет четкое рас­пре­де­ле­ние гендерных ролей и до­маш­не­го труда, жен­щи­на занимается до­маш­ним хозяйством и детьми;

- жен­щи­ны и млад­шие члены тра­ди­ци­он­ной семьи не могут на рав­ных с муж­чи­нои принимать уча­стие в при­ня­тии решении о жизни семьи;

- как правило, тра­ди­ци­он­ные семьи многопоколенные, сов­мест­но проживает не­сколь­ко поколении родственников.

 

В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и женские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вместе, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие проблемы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два признака, по ко­то­рым Вы это определили, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии задания.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

- тип семьи - парт­нер­ский или демократический;

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие признаки:

- нет чет­ко­го раз­де­ле­ния се­мей­ных обя­зан­но­стей на муж­ские и жен­ские (муж го­то­вит ужин);

- сов­мест­ное об­суж­де­ние проблем.

Любой признак: привлечение детей к участию в семейных советах

 

В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния домашних обя­зан­но­стей на муж­ские и женские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вместе, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют возникшие проблемы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два признака, по ко­то­рым Вы это определили, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии задания.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­ны быть указаны:

- тип семьи - парт­нер­ский или демократический;

Могут быть ука­за­ны следующие признаки:

- нет чет­ко­го разделения се­мей­ных обязанностей на муж­ские и жен­ские (муж го­то­вит ужин);

- сов­мест­ное обсуждение проблем.

 

В популярном ток-шоу обсуждался кризис семьи в современном обществе. В частности прозвучало мнение, что для укрепления семьи и. брака следует предельно усложнить процедуру расторжения брака. Используя обществоведческие знания, предположите, каковы плюсы и минусы такой ситуации (приведите два плюса и два

минуса).

Правильный ответ должен солержать следующие элементы:

1) «плюсы», например:

— люди более ответственно подходят к созданию семьи;

— супруги вынуждены находить пути разрешения всех семейных конфликтов и примирения;

2) «минусы», например:

— даже если оба супруга понимают, что сохранение семьи невозможно, они вынуждены жить вместе, не могут создать другие семьи и обрести личное счастье;

— ситуация постоянных конфликтов родителей, которые хотят, но не вправе расстаться, травмирует детей.

Могут быть приведены другие «плюсы» и «минусы»

 

ПЛАН

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие семьи.

2) Функции семьи:

а)репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

3) Права и обязанности членов семьи.

4) Виды семей:

а) патриархальная, демократическая;

б) много по коленная, нуклеарная.

5) Ресурсы семьи:

а) экономические;

б) информационные и др.

 

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Понятие семьи.

2) Типы семьи:

а) патриархальная, партнёрская;

б) многопоколенная, нуклеарная.

3) Роли в семье.

4) Функции семьи:

а)репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

5) Ресурсы семьи.

 

 

1. По­ня­тие «семья»

2. По­ня­тие «малая группа»

3. Клас­си­фи­ка­ция видов семьи:

а) По составу

б) По ха­рак­те­ру рас­пре­де­ле­ния се­мей­ных обязанностей

4. Функ­ции семьи:

а) Воспитательная

б) Хозяйственно-экономическая

в) Ре­кре­а­ци­он­ная и т. д.

5. При­зна­ки семьи как малой группы:

а) Не­мно­го­чис­лен­ный со­став чле­нов группы

б) Устой­чи­вый состав

в) На­ли­чие эмо­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний между чле­на­ми груп­пы и т. д.

 

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типы семей». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1. Понятие семьи.

2. Функции семьи

а)репродуктивная

б) воспитательная

в) хозяйственно-бытовая

г) функция первичного социального контроля

д) духовно-нравственная

е) социально-статусная

ж) досуговая

з) эмоциональная.

3. Типы семей 3.1.в зависимости от формы брака

а)моногамная

б) полигамную семью

3.2 от структуры родственных связей:

нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

3.3. Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера

эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

3.4. Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

матриархат — власть в семье принадлежит женщине;

патриархат - во главе стоит мужчина;

эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

 

ЭССЕ

 

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

«Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел» (Г. Честертон).

«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин)

 

ДЛЯ ПОНИМАНИЯ

По мере того, как товары дорожают, отдельные люди начинают покупать меньше. Дети и семьи не составляют исключения. Семейные структуры распадаются во всем мире. <…> Количество разводов растет как в развитых, так и в развивающихся странах, равно как и количество семей, где глава — женщина. <…> Семьи, где глава — женщина или где женщина обеспечивает половину и более дохода семьи, повсеместно становятся нормой.

По мере того, как мужчины перестают быть основным кормильцем, образование детей дорожает и занимает больше времени, а у молодежи становится все меньше возможностей поддерживать семью сезонными или побочными заработками (что было нормой, когда большие семьи жили на фермах), расходы на содержание семьи растут одновременно со снижением возможностей заработка. С точки зрения экономического анализа дети — это дорогой потребительский товар, стоимость которого к тому же стремительно растет.

В Америке 32% мужчин в возрасте от 25 до 34 лет зарабатывают меньше, чем требуется для того, чтобы семья из четырех человек жила выше уровня бедности. Если семья хочет иметь приемлемый жизненный уровень, мать тоже вынуждена работать. Перед женщинами ставится двойная задача: идите работать, чтобы поддерживать семью, но оставайтесь дома и занимайтесь воспитанием детей. Она идет работать и вливается в ряды рабочей силы для поддержания экономического положения семьи и при этом выполняет дома вдвое больше работы, чем ее муж; она все время находится в состоянии стресса.

Не одна только экономика в ответе за такое положение вещей. Как показали опросы общественного мнения, самореализация личности ныне ценится выше, чем семья. «Конкурентоспособная личность» развивается за счет «сплоченности семьи». Потребительская культура «Я» вытесняет инвестиционную культуру «Мы».

Естественный ответ — создавать меньше семей и иметь меньше детей. В Соединенных Штатах процент семей с находящимися на иждивении детьми упал с 47% в 1950 году до 34% в 1992 году. Если в семье все-таки есть дети, то родители проводят с ними меньше времени — на 40% меньше, чем тридцать лет назад. Если мать работает, то более двух миллионов детей остаются без присмотра взрослых как до, так и после школы. Фактически ими вообще никто не занимается, потому что ежедневная плата за заботу о них поглотила бы большую часть того, что зарабатывает мать, и не было бы смысла работать.

Сельская семья трудилась как единое целое, дети с раннего возраста имели реальную экономическую ценность, особенно в период сева и сбора урожая. Старшее поколение могло заботиться о детях и немного работать. Большая семья заменяла систему социального обеспечения в случае болезни, нетрудоспособности или преклонного возраста. Человек поддерживал семью и покидал ее неохотно, потому что без нее было трудно прожить.

Сегодня члены семьи поддерживают ее в меньшей степени, потому что это не столь необходимо для их благополучного экономического выживания. Люди больше не трудятся всей семьей. Зачастую они редко видят друг друга, потому что часы их работы или учебы не совпадают. Повзрослев и иногда живя за тысячи миль друг от друга, они теряют друг друга из вида. Раздельное проживание разрушает расширенную семью. Она перестала служить средством социального обеспечения. Эти функции переняло государство, и семья не возьмет их на себя вновь, даже если государство откажется от своих обязанностей. На языке капитализма дети перестали быть «центрами прибыли» и превратились в «центры издержек». Дети по-прежнему нуждаются в родителях, но родителям дети не нужны.

Дело кончается тем, что у мужчин возникает сильное побуждение избавиться от семьи и семейных обязанностей. Когда мужчины уходят из семьи, их реальный жизненный уровень повышается на 73%, тогда как уровень жизни брошенной семьи падает на 42%. В 25% семей с детьми на иждивении нет мужчины. Мужчины покидают семью по разным причинам: либо не желая отцовства, либо в результате развода, чтобы уклониться от уплаты алиментов, либо будучи рабочим-мигрантом из страны «третьего мира», который вскоре перестает посылать деньги домой. Современному обществу не удается сделать из мужчин отцов. Свое благополучие они видят только вне семьи11. Но где же моральное давление социальных ценностей, призывающих жертвовать собственными интересами ради семьи? В современном обществе ценится свобода выбора, а не узы. Матерей создает природа, а отцов должно создавать общество.

Исторически родитель-одиночка никогда и нигде не был нормой, но существование по законам патриархата с экономической точки зрения изжило себя. На семейные ценности ведется атака — не государственными программами, отваживающими от создания семьи (хотя есть и такие программы), не телевизионными и радиопередачами, принижающими ее значение (хотя есть и такие), но самой экономической системой. Она просто не дает семьям жить по старинке — с отцом, приносящим большую часть дохода, и матерью, берущей на себя большую часть домашних забот. Семья среднего класса с одним кормильцем исчезла.

Устройство семьи не определяется экономикой... но оно должно соответствовать экономическим реалиям. Устройство традиционной семьи им не отвечает. В результате семья — это институт, находящийся все время в движении и под давлением. Дело не в «закалке характера», а в жестком экономическом эгоизме или, точнее говоря, в нежелании подчинить личные интересы интересам семьи. Экономическая реальность заставляет обсуждать кардинальные вопросы, касающиеся ее организации. Изменения внутри капиталистической системы во все большей степени делают семью и рынок несовместимыми.

Лестер Туроу «Будущее капитализма как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: