double arrow

Тема №11.1: Семья как социальный институт.

Часть 1


В ходе социологического опроса группы 25-летних россиян с разным уровнем образования им задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

 

Проанализируйте данные диаграммы и выберите верные утверждения. Запишите циф р ы, под которыми они указаны.

1) Мнение о том, что в семье у всех должны быть равные права, преобладает среди респондентов с высшим образованием.

2) Доля тех, кто считает, что жена должна быть главой семьи, у респондентов с высшим образованием выше, чем у респондентов со средним образованием.

3) Мнение о том, что главой семьи должен быть муж, преобладает у обеих опрошенных групп.

4) Среди респондентов со средним образованием мнение о том, что главой семьи должна быть жена, менее популярно, чем мнение о главенстве старших родственников.


5) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что во главе семьи должны быть старшие родственники.

 

В ходе социологических опросов в 2004 и 2014 гг. гражданам страны Z предлагалось ответить на вопрос: «Если придётся полностью оплачивать стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), как это скажется на достатке Вашей семьи?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите циф р ы, под которыми они указаны.

1) Доля тех, для кого эта ситуация не создаст особых проблем, за 10 лет возросла.

2)В 2004 г. равные доли опрошенных отметили, что им придётся просить помощи у государства и что ситуация не создаст для них особых проблем.

3)В 2014 г. среди опрошенных тех, кто отметил, что им придётся сократить некоторые другие семейные расходы, больше, чем тех, кто решил, что эта ситуация не создаст особых проблем.

4)Доля тех, кто ответил, что придётся просить государственной помощи, возросла в 2014 г. в сравнении с 2004 г.

5) Доля тех, кто затруднился ответить, за 10 лет осталась неизменной.

В стране Z провели социологический опрос группы 45-летних граждан. Респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «В чём причина снижения воспитательного потенциала семьи?». Результаты опроса представлены в виде диаграммы.


Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите циф р ы, под которыми они указаны.

1) Мнение о том, что причина снижения воспитательного потенциала семьи заключается в плохих отношениях с родителями, среди респондентов со средним образованием популярнее, чем среди респондентов с высшим образованием.

2) Меньшая доля респондентов со средним образованием, чем респондентов с высшим образованием, указывают в качестве причины снижения воспитательного потенциала семьи увеличение количества неполных семей.

3) Обе группы респондентов в равной мере считают, что снижение воспитательного потенциала семьи обусловлено в первую очередь отсутствием у родителей необходимых знаний.

4) Респонденты с высшим образованием в большей степени, чем респонденты со средним образованием, склонны видеть причину снижения воспитательного потенциала семьи во вмешательстве родственников в воспитание детей.

5) Среди респондентов со средним образованием примерно четверть опрошенных связывают снижение воспитательного потенциала семьи с увеличением количества неполных семей.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«По классическому определению,(А) это сообщество людей, основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций:(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных

(Г), установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является

(Е) санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только о д ин раз.

 

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) брак

2) контроль

3) институт

4) взаимоответственность

5) норма

6) семья

7) мобильность

8) супружество

9) репродукция

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

Выберите верные суждения о семье и запишите циф р ы, под которыми они указаны.

1) Для семьи демократического (партнёрского) типа характерно отсутствие жёсткого деления домашних обязанностей на «мужские» и «женские».

2) Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства.

3) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.

4) Репродуктивная функция семьи проявляется в материальном обеспечении нетрудоспособных, в ведении домашнего хозяйства, во взаимной материальной поддержке.

5) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

 

Часть 2

Развитие и формирование личности начинаются с момента рождения человека. Для ребёнка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья является для ребёнка микромоделью общества.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое...

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло нарушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Суть семьи - рождение и воспитание детей. Она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, не относятся к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Малодетность семьи уже во многих поколениях: воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, его опыт остаётся невостребованным и др.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду. Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи. (Л.А. Чиликина)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: