Экономика – это наука, которая изучает деятельность отдельного человека, группы людей, общества в целом по обеспечению определенных материальных условий для организации жизни

Введение

В сфере познаний человеческого общества одним из важных звеньев является экономическая наука. В наиболее общем, методологическом плане ее задачи схожи с целями любой другой науки:

1) систематизация элементов познания действительности;

2) определение причинно-следственных и функциональных зависимостей между данными элементами;

3) выявление закономерностей, законов и тенденций в экономической реальности; разработка системы рекомендаций для экономического поведения индивидуума, фирмы и государства.

Приоритетной является задача формирование современного экономического мышления и приобретение навыков самостоятельного экономического анализа для учащихся, студентов, специалистов и других социальных слоев казахстанского общества.

Предлагаемый курс лекций содержит обширный объем учебного материала, соответствующий структуре типовой программы по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».

Структура учебно-методического пособия охватывает общие вопросы экономических закономерностей общества, микроэкономики, макроэкономики и международной экономики. Она представлена следующими разделами «Введение в экономическую теорию», «Общие основы экономики», «Экономика и сельское хозяйство», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга».

Целью разработки курса лекций по предмету «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» является, оказать помощь учащимся в освоении основ современной экономики, включающий изучение экономических отношений и свойственных им законов, состояние и тенденций хозяйственного развития.

 

Раздел 1. Основы экономики

Тема 1.1 Сущность экономики и история ее развития.

 

Термин «экономика» имеет греческое происхождение - переводится как управление хозяйством. В современном мире это понятие имеет несколько значений:

1. Определенный рынок со всеми его отраслями, видами производства. (Здесь подразумевается хозяйство города, района, области, страны и мира в целом).

2. Совокупность экономических отношений между людьми сложившимися в процессе совместной хозяйственной деятельности и образующие определенную экономическую систему. (Например: экономика феодального общества, административно-командная экономика, бывшего СССР и стран социализма, рыночная экономика, большинства стран нашей планеты).

3 Все виды деятельности, позволяющие людям создавать материальные условия для жизни.

4. Отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

 

Экономика – это наука, которая изучает деятельность отдельного человека, группы людей, общества в целом по обеспечению определенных материальных условий для организации жизни.

Основная проблема экономики это получение большого количества благ при минимальных затратах.

В изучаемой дисциплине все экономические проблемы рассматриваются на двух уровнях: микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая поведение фирм, домашних хозяйств и других экономических единиц, а также функционирование рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Рассматривает проблемы: спроса, предложения, формирования цен, издержки производства, методы увеличения прибыли.

Макроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая действие систем хозяйствования общества в целом. Рассматривает проблемы совокупного предложения и спроса, общего уровня цен, инфляции, экономического роста, уровня занятости.

Рассматривая макро- и микроуровни, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон в его работе «Экономика» говорит, что микроэкономика – это отдельное дерево в лесу, а макроэкономика – это лес.

Экономическая наука выполняет такие функции:

1. Нучно-познавательная функция, т.е. жизнь человека не представляется возможной без знания экономики общества – процессов производства, распределения, обмена и потребления;

2. Практическая (прикладная) функция, т.е. на базе знаний экономической теории разрабатываются конкретные принципы и способы управления производством;

3. Критическая функция, т.е. в задача настоящей функции – дать критическую оценку имеющейся информации, выбрать из нее то нужное, правильное, что даст возможность получить желаемые результаты;

4. Прогностическая функция. Жить днем сегодняшним в экономике невозможно. Подобная позиция может привести к провалу. Для нормального и уверенного существования экономики как отдельной фирмы, так и всего государства необходимо уметь смотреть в будущее. На базе глубоких знаний всех сторон экономической жизни необходимо делать прогноз о возможном влиянии того или иного действия на микро- и макроуровне.

Экономический прогноз – научное предвидение на основе экономических данных.

В экономике, как и в каждой науке, есть свои экономические законы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: