Введение
В сфере познаний человеческого общества одним из важных звеньев является экономическая наука. В наиболее общем, методологическом плане ее задачи схожи с целями любой другой науки:
1) систематизация элементов познания действительности;
2) определение причинно-следственных и функциональных зависимостей между данными элементами;
3) выявление закономерностей, законов и тенденций в экономической реальности; разработка системы рекомендаций для экономического поведения индивидуума, фирмы и государства.
Приоритетной является задача формирование современного экономического мышления и приобретение навыков самостоятельного экономического анализа для учащихся, студентов, специалистов и других социальных слоев казахстанского общества.
Предлагаемый курс лекций содержит обширный объем учебного материала, соответствующий структуре типовой программы по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».
Структура учебно-методического пособия охватывает общие вопросы экономических закономерностей общества, микроэкономики, макроэкономики и международной экономики. Она представлена следующими разделами «Введение в экономическую теорию», «Общие основы экономики», «Экономика и сельское хозяйство», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга».
Целью разработки курса лекций по предмету «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» является, оказать помощь учащимся в освоении основ современной экономики, включающий изучение экономических отношений и свойственных им законов, состояние и тенденций хозяйственного развития.
Раздел 1. Основы экономики
Тема 1.1 Сущность экономики и история ее развития.
Термин «экономика» имеет греческое происхождение - переводится как управление хозяйством. В современном мире это понятие имеет несколько значений:
1. Определенный рынок со всеми его отраслями, видами производства. (Здесь подразумевается хозяйство города, района, области, страны и мира в целом).
2. Совокупность экономических отношений между людьми сложившимися в процессе совместной хозяйственной деятельности и образующие определенную экономическую систему. (Например: экономика феодального общества, административно-командная экономика, бывшего СССР и стран социализма, рыночная экономика, большинства стран нашей планеты).
3 Все виды деятельности, позволяющие людям создавать материальные условия для жизни.
4. Отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.
Экономика – это наука, которая изучает деятельность отдельного человека, группы людей, общества в целом по обеспечению определенных материальных условий для организации жизни.
Основная проблема экономики это получение большого количества благ при минимальных затратах.
В изучаемой дисциплине все экономические проблемы рассматриваются на двух уровнях: микроэкономика и макроэкономика.
Микроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая поведение фирм, домашних хозяйств и других экономических единиц, а также функционирование рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Рассматривает проблемы: спроса, предложения, формирования цен, издержки производства, методы увеличения прибыли.
Макроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая действие систем хозяйствования общества в целом. Рассматривает проблемы совокупного предложения и спроса, общего уровня цен, инфляции, экономического роста, уровня занятости.
Рассматривая макро- и микроуровни, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон в его работе «Экономика» говорит, что микроэкономика – это отдельное дерево в лесу, а макроэкономика – это лес.
Экономическая наука выполняет такие функции:
1. Нучно-познавательная функция, т.е. жизнь человека не представляется возможной без знания экономики общества – процессов производства, распределения, обмена и потребления;
2. Практическая (прикладная) функция, т.е. на базе знаний экономической теории разрабатываются конкретные принципы и способы управления производством;
3. Критическая функция, т.е. в задача настоящей функции – дать критическую оценку имеющейся информации, выбрать из нее то нужное, правильное, что даст возможность получить желаемые результаты;
4. Прогностическая функция. Жить днем сегодняшним в экономике невозможно. Подобная позиция может привести к провалу. Для нормального и уверенного существования экономики как отдельной фирмы, так и всего государства необходимо уметь смотреть в будущее. На базе глубоких знаний всех сторон экономической жизни необходимо делать прогноз о возможном влиянии того или иного действия на микро- и макроуровне.
Экономический прогноз – научное предвидение на основе экономических данных.
В экономике, как и в каждой науке, есть свои экономические законы.