double arrow

Возникновение и развитие экономической науки

Экономическая теория: предмет и метод

Экономическая наука - это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известные еще из работ древних греческих и римских мыслителей Ксенофонта, Аристотеля, Платона, Катона, Варрона, Коллумеллы, а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Эти мыслители исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п. Экономическая наука, как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала складываться лишь в XVI - XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать общие черты.

Если использовать цивилизационный подход к периодизации развития общества, о котором речь будет идти в теме 2, то основные этапы развития экономической науки можно показать таким образом (рис. 1.1.)

Меркантилизм. Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю, а именно богатство отождествляли с накоплением денег (золотых и серебряных). Взгляды сторонников этой школы отражали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала.

Физиократы. В отличие от меркантилистов перенесли акцент исследования непосредственно на природу и производство. Тем не менее источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве. Считали, что промышленность, транспорт и торговля - бесплодные сферы, неприбыльные для общества, а труд людей в этих сферах лишь покрывает затраты на их существование.

Представители: Франсуа Кене, Анн Роббер Жак Тюрго, Виктор Мирабо.

Рисунок 1 - Схема основных этапов развития экономической науки

Английская классическая политэкономия. Возникает с развитием капитализма. Ее представители (Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо) концентрируют внимание на анализе экономических явлений и закономерностей всех сфер производства, стремятся раскрыть экономическую природу богатства, капитала, доходов, кредита, обращения. Они разрабатывают трудовую теорию стоимости, а рынок рассматривают как саморегулирующуюся систему.

Марксизм (40 гг. XIX ст.) Основатели этого направления Маркс и Энгельс исследуют систему законов капиталистического общества из позиций рабочего класса. Продолжают исследование трудовой теории стоимости, разрабатывают теории прибавочной стоимости, денег, экономических кризисов, земельной ренты и других, которые используют для доказательства неизбежности краха капитализма.

Маржинализм (40 гг. XIX ст.) - первая школа неоклассического направления. Представители этой школы разработали альтернативные марксизму теории - предельной полезности и предельной производительности факторов производства. В основе маржинального анализа лежал субъективно-психологический подход относительно рыночного поведения индивидов.

Представители: Менгер, Визер, Джевонс.

Неоклассическая экономика  продолжает традиции английской классической политэкономии и маржинализма. Рассматривает рынок как саморегулирующуюся экономику, способную самостоятельно, без вмешательства государства, установить рыночное равновесие и сбалансированное развитие экономики.

Основатели: Маршалл, Пигу.

Последователи: Мизес, Хайек, Фридмен и др.

Институционализм (последняя четверть XIX ст.) рассматривает экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социологических и социально-психологических факторов. Объектами изучения для представителей этого направления есть так называемые институты, под которыми понимаются государство, корпорации, профсоюзы, а также правовые, морально-этические нормы, обычаи, инстинкты и тому подобное.

Кейнсианство (конец 30-х годов XX ст.) - одна из ведущих экономических теорий, которая обосновывает необходимость активного вмешательства государства в регулирование рыночной экономики.

Основатель: Джон М. Кейнс.

Кейнсианско-неокласический синтез (60 гг. XX ст.) - обобщающая концепция, представители которой (Хикс, Бъюкенен, Самуэльсон и др.) обосновывают принципы объединения рыночного и государственного регулирования экономических процессов, делают акцент на необходимости движения к смешанной экономике. Придерживаются принципа рационального синтеза неоклассического и кейнсианского направлений экономической теории.

Новая экономическая теория (70 гг. XX ст.). в учебниках по экономической теории и истории экономических учений к современным направлениям экономической теории относят неоклассику, кейнсианство и институционализм.

Но как нам уже известно эти направления возникли на рубеже ХІХ-ХХ столетий, кроме того, они не отвечают условиям современного глобального информационного общества (за исключением современной институциональной теории). Поэтому мы отнесем к современным школам экономической теории те из них, которые объясняют главные тенденции и проблемы новой экономики.

К таким школам можно отнести эволюционную, институциональную, региональную, инновационную экономикс, экономикс знаний и познания, информационную и сетевую экономикс. В дальнейшем это направление мы будем называть «новой экономической теорией».

Предмет экономической теории

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории или как ее называли до недавнего времени политической экономии:

  1. Это наука о богатстве;
  2. Это наука о законах, которые управляют производством и обменом материальных благ на разных этапах развития общества;
  3. Это общественная наука, которая изучает поведение людей и фирм в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
  4. Это наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству; или общественным способом производства;
  5. Это наука о видах деятельности, связанныч с обменом и денежными соглашениями между людьми;
  6. Это наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, создании ими средств к существованию и использовании этих средств;
  7. Это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в сфере потребления и производства.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Скорее ясно, чем не занимается эта наука:

  • она не является экономикой домоводства;
  • она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;
  • она не является технической наукой.

Тем не менее экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.

Чтобы определиться с предметом нашей дисциплины, необходимо подчеркнуть, что все школы экономической теории рассматривают ее как общественную науку, связанную прежде всего с производством и распределением материальных благ. Отличия в определении предмета экономической теории зависят от того, какую проблему те или иные исследователи рассматривают в качестве ведущей при изучении экономики.

Так, традиционная политическая экономия в качестве предмета своей науки рассматривает социально-экономическую сущность производства, то есть производственные отношения, которые возникают между людьми в процессе функционирования общественного производства.

Современная неоклассическая теория в отличие от политической экономии больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитное отношение, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собою, какой допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов.

И, как говорится в учебнике Самуэльсона «Экономика», через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории, и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции, теория информационного общества.

По мнению представителей неоклассического направления человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограниченные его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или другому занятию, а также средства достижения цели. Ограниченность имеющихся ресурсов остается главным и очень жестким условием, которое накладывается объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов состоит в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.

Поэтому перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов между разными конкурирующими целями. Методы решения этой задачи и составляют, по мнению представителей неоклассического направления, предмет экономической науки. Так, американские экономисты Макконелл и Брю в учебнике "Экономикс" определяют экономикс как науку, которая исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Институционализм в качестве главных для исследования рассматривает другие проблемы. Так, один из представителей этого направления Кит Тейлор дает определение экономикс как науки, которая изучает эволюцию рынка, институциональных и технологических сил и их влияние на производство и распределение в капиталистической социальной формации.

Мы в курсе "Основ экономической теории" будем стараться интегрировать главные направления современной экономической теории с целью фундаментального изучения рыночной экономики. Сегодня для Украины очень важной проблемой является необходимость эффективно использовать ограниченные ресурсы для выхода из экономического кризиса и ускорения экономического развития. Но без внедрения цивилизованной социально ориентированной рыночной системы, без проведения прогрессивных институциональных и технологических изменений эффективное развитие экономики невозможно.

Такой подход при изучении экономической теории поможет Вам в будущем основательно заниматься реформаторской деятельностью, которая необходима в стране на всех уровнях.

Но чтобы понять, что изучает политическая экономия - недостаточно только дать определение ее предмета. Если мы обратимся к институциональному определению предмета экономикс, то необходимо также определить само понятие институты, под которыми понимают структурные рамки социального поведения, а также социальные структуры, которые усиливают это поведение. Это, например, конституция, законы и производственная система. С другой стороны, к институциональному поведению можно отнести ожидания нанимателей, что наемные работники будут работать продуктивно, и планы рабочих работать в зависимости от уровня полученного жалованья.

Чтобы понять в целом, что изучает экономическая теория, необходимо определить основные ее темы. Согласно институциональной экономикс экономические проблемы современного общества включают взаимосвязь рынков, социальных, правовых, политических институтов и технологии.

Исходя из этого, можно определить следующие главные темы экономической теории:

  • зарождение и эволюция рыночной экономики;
  • экономическое развитие и экономический рост;
  • экономические системы и особенности переходных экономик;
  • общественное производство и его структура;
  • капитал, труд, земля и предпринимательство как главные факторы (ресурсы) производства;
  • формы организации общественного производства;
  • особенности товарного производства и денежного обращения;
  • рынки и институты современного общества, роль государства в рыночной системе;
  • микроэкономический и макроэкономический уровни экономики;
  • роль инноваций и технологии в современных условиях;
  • международные аспекты экономической теории.

Новаяэ кономическая теория рассматривает эти темы относительно глобального информационного общества.

Главными проблемами этого направления экономической теории, часть которых которые мы рассмотрим в нашем курсе, являются следующие:

  • особенности современного этапа развития мировой экономики;
  • общество знаний и информационное общество;
  • инновационный процесс в условиях глобализации экономики;
  • информация и знание как главные экономические ресурсы новой экономики;
  • роль сферы наукоемких услуг и информационных сетей в современных условиях;
  • новый способ производства и новая теория фирмы;
  • роль государства в становлении инновационной модели развития экономики.

Метод экономической теории

Основная задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта, его обмене и потреблении. Выводы экономической науки необходимы для определения экономического поведения общества и отдельных рыночных агентов.

Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, которая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства.

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту, приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения.

Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности.

Таким образом, метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Экономическая теория применяет преимущественно такие методы познания экономических явлений и процессов:

- диалектический метод;

- научная абстракция;

- анализ и синтез;

- индукция и дедукция;

- исторический и логический методы;

- экономический эксперимент;

- экономическое моделирование и др.

Диалектический метод - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, сущность которых состоит в познании экономических явлений и процессов в их связи и взаимозависимости в состоянии непосредственного развития, в понимании того, что накопление количественных изменений предопределяет изменения качественного состояния.

Научная абстракция как метод состоит в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, существенных признаков сторон определенного явления, очищенных (абстрагированных) от всего случайного, несущественного.

Анализ и синтез как метод исследования применяется в единстве двух его составных. При анализе объект исследования раскладывается на составные части, любая из которых изучается в отдельности; при синтезе происходит объединение разных элементов, сторон объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними.

Индукция и дедукция. Индукция - это метод познания от отдельного к общему, от знания низшей степени к знанию высшей степени (от фактов к выводам, теориям). Дедукция - метод познания от общего к единичному (проверка гипотез фактами).

Исторический и логический методы используются для исследования экономических процессов в их единстве, целостности. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, двигаясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей и подробностей, не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование - это формализованное описание экономических процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого абстрактно воссоздает реальную картину экономической жизни.

Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономических процессов и явлений с целью изучения их при оптимально благоприятных условиях для дальнейшего практического внедрения. В частности, экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных гипотез и рекомендаций, чтобы предупредить ошибки и провалы в экономической политике государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: