Социально - бытовая инфраструктура - это совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для нормальной жизнедеятельности населения

Эта сфера производства услуг и духовных благ. Она представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом и связью по обслуживанию населения.

Рыночная инфраструктура - это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их работы, совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.

Виды рынка.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.

Экономическая структура рынка определяется:

1) формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

2) структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

3) особенностями сферы товарного обращения;

4) уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

5) видами торговли, используемыми в стране.

Рынки можно подразделить по следующим критериям:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынки материальных благ и услуг;

- рынки средств производства;

- рынки научно-технических разработок;

- рынки ценных бумаг;

- рынки рабочей силы.

2) рынки можно классифицировать по товарным группам:

- рынки товаров производственного назначения;

- рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров;

- рынки сырья и материалов и т.д..

3) образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

- внутрирегиональные;

- межрегиональные;

- национальные;

- международные (мировые).

4) по степени ограничения конкуренции различают:

- монопольный;

- олигопольный;

- межотраслевые рынки.

5) по видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

- рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

- рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

- рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции.

6) с учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

- легальные, официальные;

- нелегальные «теневые», «черные» и т д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:

1) рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

- товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;

- рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.;

2) рынки факторов производства. В их состав входят:

- рынки недвижимости;

- орудий труда;

- сырья и материалов;

- энергетических ресурсов;

- полезных ископаемых.;

3) финансовые рынки. Это:

- рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;

- кредитные рынки;

- рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;

- валютно-денежные рынки.;

4) рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.;

5) рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила используется в соответствии с законами рыночной экономики.

В условиях рынка производство товаров связано с удовлетворением спроса отдельных групп потребителей.

Сегмент рынка - это часть рынка; группа потребителей продуктов, предприятий, имеющих общие признаки.

Сегментация рынка - это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: