Эта сфера производства услуг и духовных благ. Она представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом и связью по обслуживанию населения.
Рыночная инфраструктура - это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их работы, совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.
Виды рынка.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.
Экономическая структура рынка определяется:
1) формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
2) структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
|
|
3) особенностями сферы товарного обращения;
4) уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
5) видами торговли, используемыми в стране.
Рынки можно подразделить по следующим критериям:
1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений:
- рынки материальных благ и услуг;
- рынки средств производства;
- рынки научно-технических разработок;
- рынки ценных бумаг;
- рынки рабочей силы.
2) рынки можно классифицировать по товарным группам:
- рынки товаров производственного назначения;
- рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров;
- рынки сырья и материалов и т.д..
3) образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
- внутрирегиональные;
- межрегиональные;
- национальные;
- международные (мировые).
4) по степени ограничения конкуренции различают:
- монопольный;
- олигопольный;
- межотраслевые рынки.
5) по видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
- рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
- рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
- рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции.
6) с учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
- легальные, официальные;
|
|
- нелегальные «теневые», «черные» и т д.
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:
1) рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:
- товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;
- рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;
- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.;
2) рынки факторов производства. В их состав входят:
- рынки недвижимости;
- орудий труда;
- сырья и материалов;
- энергетических ресурсов;
- полезных ископаемых.;
3) финансовые рынки. Это:
- рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;
- кредитные рынки;
- рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;
- валютно-денежные рынки.;
4) рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.;
5) рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила используется в соответствии с законами рыночной экономики.
В условиях рынка производство товаров связано с удовлетворением спроса отдельных групп потребителей.
Сегмент рынка - это часть рынка; группа потребителей продуктов, предприятий, имеющих общие признаки.
Сегментация рынка - это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.