Интеллект в структуре индивидуальных свойств. Связь интеллекта с другими индивидуальными параметрами всегда в центре острых дискуссий

Связь интеллекта с другими индивидуальными параметрами всегда в центре острых дискуссий. Дискуссию, посвященную взаимовлиянию интеллекта и личности, начали еще Л.Тернстоун и Р.Кэттел, обнаружившие тесное переплетение некоторых личностных свойств с интеллектуальными особенностями.

Опрос 600 экспертов (Snyderman&Rothman, 1987) показал, что 99,3% из них согласны в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением или логикой, 97,7% считают очевидной связь интеллекта с решением проблем, 96,0% полагают, что интеллект связан со способностью приобретения знаний. Однако менее очевидной и требующей тщательной проверки является связь интеллекта с другими, некогнитивными, характеристи­ами индивидуальности.

Энергетические и информационные параметры

Тревожность (нейротицизм) и интеллект. Эти два показателя отражают соответственно энергетический и информационный аспекты активности субъекта. В тревожности, как одном из проявлений важнейшей черты темперамента - эмоциональной нестабильности - отображается также интенсивность эмоционально-волевых процессов. Представляет интерес сопоставление показателей тревожности с показателями умственной. Результаты факторного анализа обнаруживают интересную коллизию — в одних случаях соотношение показателей интеллекта и тревожности тяготеет к реципрокности (т.е. проявлению разнонаправленных тенденций — "чем больше одного, тем меньше другого"), а в других — к синергичности (однонаправленные изменения, отражающиеся в положительном знаке коэффициента корреляции). В соответствии с гипотезой о криволинейной (инвертированной V-образной) зависимости, по мере повышения значений энергетического фактора (к которому относится, в частности, уровень активации и связанная с этим степень тревожности, нейротицизма) интеллектуальная продуктивность повышается, а затем, после достижения определенного оптимума, начинает снижаться (Палей, 1974). Другими словам и, "одинаковость знаков факторных нагрузок у двух показателей в одном факторе и противоположность их в другом может быть симптомом криволинейной связи между этими показателями»(Палей,1977). Содержательная интерпретация обнаруженной противоречивости, по мнению авторов исследования, связана сличностными свойствами более высокого уровня и отражает явление, известное как столкновение мотивов.

Темперамент и интеллект. Развиваемая в рамках формального подхода к изучению индивидуальности гипотеза о существовании единого базового механизма формирования темперамента и общих способностей проверялась в сравнительном исследовании взаимосвязей темпераментальных и интеллектуальных показателей у детей и взрослых (Русалов, Дудин, 1995). В основу проверяемой гипотезы было положено представление о существовании первичных задатков — генетически фиксированного сочетания всех природных свойств человека, изначально формирующих свойства темперамента, выступающие, в свою очередь, в качестве задатков второго уровня, детерминирующих развитие общих способностей. Различие в механизмах формирования темперамента и свойств общих способностей заключается в более содержательном характере последних, что связано с динамическими возможностями когнитивной сферы, обусловленными объемом усвоенных знаний, умственными навыками и операциями. Полученные данные свидетельствуют о взаимодействии темперамента и способностей прежде всего через характеристики активности — эргичность, пластичность и темп. В то же время плотность связей между двумя изучаемыми подструктурами индивидуальности оказалась в зависимости от двух параметров — возраста (у подростков связь темпераментальных и интеллектуальных показателей оказалась более значимой) и уровня умственного развития (чем выше интеллект, тем слабее связи между изучаемыми признаками индивидуальности).

Личность и интеллект. В последние два десятилетия обнаруживается тенденция ко все более расширенному толкованию концепта "интеллект", содержание которого начинает выходить за границы только когнитивной сферы.

ГовардГарднер определяет интеллект в терминах многочисленных способностей, каждая из которых является важ­ной для достижения адекватности и успешности в определенной сфере жизнедеятельности. Ценность каждого компонента интеллекта определяется конкретными общественными нормативами, которые поощряют или не поощряют развитие следующих интеллектуальных способностей (Gardner, I983):

* лингвистических

* логико-математических

* пространственных (ориентация в пространстве на ос­нове психических образов)

* музыкальных

* телесно-кинестетических

* интер(или меж-) личностных (понимание других)

* интраличностных (понимание себя).

Эти семь интеллектуальных компонентов отражают все аспекты человеческого потенциала, обеспечивая адаптацию и развитие. Помещенные в культурный контекст, они выявляют имплицитные общественные установки. Гарднер полагает, что развитие первых двух способностей из списка характеризует западное общество в целом, а для изолированных небольших социумов (например, жителей маленьких островов) специфична ориентация на развитие межличностной компетентности.

В другой интерпретации интеллекта указывается, что его традиционные определения слишком узки и не вмещают таких аспектов как счастье, личностный успех или гармония с обществом. Эти компоненты были учтены в базовой модели эмоционального интеллекта (Мауег&Salovey, 1990), которая акцентировала внимание на пяти типах способностей — знание об эмоциях, управление эмоциями, распознавание эмоций у других, умение мотивировать себя, совладание с социальными отношениями. Более полная концепция, по мнению Д.Голмэна (Goleman, 1995), формулируется в терминах эмоционального интеллекта, который включает набор не связанных с IQ (intelligencequotient) признаков, существенных, однако, для успешности в профессиональных, межличностных иблизких отношениях. Согласно этой концепции, EQ(emotionquotient) вычисляется как сумма показателей семи способностей: самоосознанности, самомотивированности, устойчивости к фрустрации, контролем за импульсами, регуляцией настроения,эмпатией, оптимизмом. Также как IQ является предиктором академической успеваемости, уровень EQ позволяет говорить о вероятности жизненного успеха. (Либин)


 

Креативность

Креативность – творческие способности индивида, характеризуется готовностью к принятию и созданию новых идей, которые не похожи на другие (входящие в структуру одарённости). Согласно Маслоу – это творческая направленность, при рождении свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием разного воспитания и окружающей среды. В повседневной жизни креативность проявляется как смекалка (остроумное решение проблемы). По мнению Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам (по поиску их решений на основе гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения). Для оценки креативности используются тесты, опросники, анализ результативности деятельности. С целью развитию творческого мышления используют учебные ситуации, которые незавершенные. Существуют психологические инструменты измерения креативного мышления; самый известный – Тест Пола Торренса

Креативность

По мнению Либина, на современном этапе изучения феномена креативности продуктивнееговорить о том, какими факторами НЕ обусловлена эта особенность человеческой психики, чем о том, какие закономерности лежат в ее основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: