Хронологический возраст (ХВ)

Либин указывает, что став почти мифом, концепция IQ, как представление о некоем суммарном коэффициенте, отражающем уровень развития общих способностей человека, прошла через всю психологию XX века, отражая в своих интерпретациях не только новые веяния в психологической науке, но и тенденции в общественно-политической жизни эпохи.

Надо отметить, что содержание используемых и по сей день показателей IQ существенно отличается от интерпретаций, производных от первоначального замысла. Так, возраст давно уже перестал быть основой для вычисления суммарного коэффициента. Количество лет сменилось вычислением пропорции полученных испытуемым результатов по сравнению с общим результатом в соответствующей группе. Структура, например, теста Стэнфорд-Бине в четвертой редакции 1986 года базируется уже на иерархической модели интеллекта. На верху пирамиды, как и прежде, остается генеральный фактор интеллеетаg. Следующий уровень обозначается тремя основными группами тестируемых факторов, а два последующих за ним уровня включают описание конкретно измеряемых способностей и соответствующих тестовых заданий (Thorhdike, Hagen&Sattier, 1986):

1. "Выкристаллизовывающиеся" (связанные, сопряженные) способности, определяющиеся, по Р.Кэттеллу (197I), совокупностью знаний и интеллектуальных навыков человека, приобретенных в ходе социализации. Сюда относятся, например, способность к вербальной логике (словарный запас, понимание, соотношение значений) и к количественной (невербальной) логике — операции с числами и сериями чисел, работа с уравнениями. Это общий интеллект, связанный с обучением в школе и вовлеченностью в другие виды культурно обусловленной активности.

2. "Подвижно-аналитические" (текучие, свободные) способности, определяющиеся той стороной онтогенетического развития, которая менее подвержена влиянию культуры (то есть биологические, природные способности). Здесь выделяется группа заданий на абстрактно/визуальную логику — анализ образов, копирование и пр.

3. Характеристики кратковременной памяти — запоминание предложений, изображений или названий объектов, цифр, наборов букв и т.д.

Новая измеряющая уровень IQ батарея отличается не только по структуре, но и по процедуре проведения. Осуществляется многоэтапное тестирование, означающее, что вначале экзаменатор дает пробные задания, чтобы обозначить тот уровень в каждом субтесте, с которого будет проводиться тестирование данного испытуемого.

Вместе с тем многие авторы отмечают в качестве одного из основных недостатков IQ то, что его измерения не являются предикторами способности личности обучаться навыкам, необходимым для повседневной жизни (Baumeister, 1987; Howe, I988).

Устойчивость IQ

Если IQ- общий показатель интеллектуального развития, в той или иной мере отражающий структуру имеющегося интеллектуального потенциала, то возникает закономерный вопрос об устойчивости полученных тестовых оценок во времени.

Американскими психологами (Bayley, 1949; HonziкMacfarlane&Allen, 1948) обобщены собственные данные и результаты других исследований об устойчивостиIQ и представлены в виде выводов:

1. Тестовые показатели, полученные в результате обследования младенцев в возрасте двенадцати-восемнадцати месяцев, оказались бесполезными для предсказания последующего интеллектуального статуса. Другими словами, показатели скорости развития младенцев не позволяют сделать какой-либо прогноз в отношении уровня IQ;

2. Степень взаимосвязи (измеряемая величиной коэффициента корреляции) между показателями тестов интеллекта, выполненных в различные возрастные периоды, оказалась в зависимости как от возраста, в котором проводилось первое тестирование, так и от величины временного интервала между проводимыми измерениями. Возраст в шесть лет оказался наиболее удачным для последующего прогноза уровня IQ в следующих возрастных группах школьного периода;

3. Даже корреляция на очень высоком уровне (0.80) оставляет достаточно места для значительных колебаний в каждом индивидуальном случае. Так, в течении только школьного периода возможно изменение уровня IQ в пределах 50 баллов. В 9% случаев наблюдаются изменения в пределах 30 баллов, а в 58% — изменения в пределах 15 баллов являются обычным делом. И хотя, как отмечают авторы исследования, 15 или 20 баллов еще недостаточно для зачисления субъекта в группу "гениев" или "тупиц", этого достаточно, чтобы сделать выводы о значительныхразличиях в оценке интеллектуального потенциала ученика и связанного с этой оценкой прогноза об успешности обучения.

Однако корреляция школьных оценок, которые при всех известных оговорках могут рассматриваться в качестве внешнего критерия уровня интеллектуальной оснащенности ученика, с показателями общего интеллекта оказывается довольно устойчивой в целом ряде учебных ситуаций и обычно находится в пределах 0.40—0.60 (Cook, 1947). При этом показатели вербального интеллекта имеют более высокие корреляции, чем оценки выполнения невербальных заданий.

Оценка детского интеллекта также оказывается довольно прогностичной относительно будущих школьных отметок. Коэффициент корреляции равен, по последним данным, 0.50—0.60 (Neisser,1996). То есть дети с высокими или низкими показателями IQ оказываются, соответственно, в группах успевающих или неуспевающих учеников в дальнейшем. (Либин)

57. Единая концепция стиля человека

Серьезные затруднения при исследовании источников стилевого своеобразия и взаимозависимости стиля с другими психологическими образованиями вызывает отсутствие необходимого методологического обоснования о проявлении стилевых особенностей в поведении и деятельности человека. Крайне важным представляется поиск оснований для создания непротиворечивой теории стиля человека, интегрирующей в себе достижения отечественных и зарубежных психологов.

В лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии Российской Академии наук проведена работа, целью которой стал поиск единого концептуального начала при изучении стилевых характеристик индивидуальности и определение роли индивидуального стиля как опосредующего звена при взаимодействии биологического и социального факторов в функционировании индивидуальности. Специфика этого исследования заключается в разработке концепции стиля как целостной характеристики человека, выражающей соотношение различных подструктур индивидуальности между собой и с параметрами конкретных ситуаций с точки зрения компенсаторности, оптимальности, адаптивности и результативности.

Существование десятков параметров индивидуальности, называемых стилевыми проявлениями, представляет собой отображение одной и той же психологической реальности, обозначаемой различными терминами. В то же время, устойчивость этих проявлений заставляет думать о существовании общих факторов, латентных переменных, с помощью которых возможно создание адекватных объяснительных моделей. Необходимым является введение и нового термина для изучаемого феномена — стиль человека. Тем самым подчеркивается целостность этой уникальной характеристики взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Определение стиля человека, отражающее соединение общепсихологического и дифференциально-психологического подходов может выглядеть так: стиль человекаэто устойчивый целостный паттерн индивидуальных проявлений, выражающийся в предпочтении конкретной формы взаимодействия субъекта с физической и социальной средой. Структура стиля представляет собой определенный тип связей между разными параметрами индивидуальности, с одной стороны, и между этими параметрами и ситуативными переменными — с другой.

Само словосочетание "стиль человека" подразумевает существование некоего единого контура, объединяющего все разнообразие и многовариативность стилевых проявлений в целостную структурно-функциональную модель. Наличие структуры предполагает выделение в модели устойчивых, сквозных характеристик.

Взгляд на стилевую сферу как особое психологическое образование в структуре индивидуальности, имеющее свои специфические функции, дает возможность сформулировать гипотезу о статусе стиля человека, реализующегося в двух аспектах, внутреннем — через систему сопряженности индивидуально-психологических параметров, и внешнем, в форме различных типов взаимодействия индивидуума со средой.

Исследуем внутренний статус. Функционирование стиля обеспечивается действием механизмов, опосредующих взаимосвязь параметров разных психологических образований: темперамента - интеллекта, характера - способностей, способностей - темперамента, темперамента - характера. Специфика сопряженности проявляется на разных уровнях организации индивидуальности - от биохимического до межличностного. Изучение статуса стиля в структуре индивидуальности показало его промежуточное положение между вышеназванными психологическими образованиями.

В ходе исследования выяснилось, что ряд стилевых показателей связан со свойствами нервной системы.

Положение об опосредующей функции стиля проверялось путем сопоставления стилевых параметров с темпераментальными и характерологическими свойствами, а также на основе выявления плотности связей между этими составляющими индивидуальности.

Рис. 10. Плотность связей стилевых, темпераментальных и характерологических свойств в структуре индивидуальности.

Стилевые признаки образуют со шкалами темперамента и характера приблизительно равное количество связей, в то же время между показателями темперамента и характера обнаружено лишь шесть значимых корреляций, что является свидетельством различий в мере "близости-удаленности" исследуемых свойств, с одной стороны, и подтверждает положение об опосредующей функции стиля, с другой. Изучение факторной структуры анализируемых признаков показало, что паттерны "стиль-характер" и "стиль-темперамент" являются более устойчивыми комбинациями, чем "темперамент-характер".

Было предпринято экспериментальное исследование различных компонентов индивидуальности: свойств нервной системы, темперамента, установок, когнитивных и эмоциональных параметров, черт характера (Либин 1993). Одновременно изучались особенности стилевой сферы, традиционно обозначаемые как "когнитивные стили", "стратегии семантических предпочтений", "стили личности", "стили решения конфликтных ситуаций". Установлено, что сопряжение стилевых характеристик между собой приводит к появлению фреймов (блоков), образующих иерархическую структуру (см. рис.). Анализ этой структуры позволяет понять эволюционное назначение стиля как особого свойства индивидуальности, характеризующего специфику формы взаимодействия человека с действительностью с учетом эффектов компенсаторности, оптимальности, адаптивности и результативности.

 

Иерархизированная структура стилевой сферы индивидуальности показывает значение каждого стилевого паттерна, позволяющее сгруппировать их по определенной внутренней логике в виде структурно-функциональных фреймов.

Анализ корреляционных связей выявил существование устойчивой взаимозависимости между определенными стилевыми параметрами и признаками темперамента. Тем не менее, стилевые характеристики, в отличие от темпераментальных, оказались в значительно большей зависимости от содержательных аспектов психики. Поэтому дальнейшей проверке подверглось положение о том, что по мере продвижения в иерархии стилевых фреймов от семантических предпочтений к характеристикам стиля жизни, связь между конституциональными факторами и стилевыми признаками "верхних" фреймов будет ослабевать. Так, была выявлена различная мера интенсивности связей между важнейшими стилевыми параметрами, такими как семантические стратегии предпочтений, перцептивная полезависимость, локус контроля, стиль реагирования в конфликтной ситуации, с одной стороны, и темпераментальными и характерологическими признаками, с другой.

Стилевые признаки "верхних" фреймов (IV—V) образуют более устойчивые комбинации с характерологическими параметрами, чем, например, с темпераментальными.

Стилевая сфера: внешний статус (контур)

Проявление статуса стиля человека во внешней реальности лучше всего описывается в терминах психологического интеракционизма. Стилевые характеристики, наряду с темпераментальными, играют важную роль в разграничении реакций человека на физическое и социальное окружение.

Факторно-аналитическое исследование различных индивидуально-психологических особенностей дает возможность выделить следующие базовые метаизмерения, отражающие специфику формы взаимодействия, то есть стиля, человека с физической и социальной реальностью (см. компоненты внешнего контура на рисунке):

интенсивность—умеренность характеризует частоту интеракций, отражающую готовность человека к энергозатратам, проявляющимся в его адаптационных и конструктивных возможностях;

устойчивость—изменчивость связана с временными параметрами взаимодействия человека со средой;

широта—узость характеризует масштаб субъективных шкал, а также меру сложности в структуре внутренних и внешних связей стилевых компонентов;

включенность—отстраненность субъекта при взаимодей­ствии со средой выступает как проявление меры дистантности между ними. Предполагается, что "включенный в среду субъект" опирается на внешний источник побуждения. "Отстраненный" субъект характеризуется дистантностью по отношению к внешним референтным стимулам.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: