Эволюция экономической мысли

Формирование экономической теории как системы экономических взглядов имеет глубокие исторические корни.

Впервые понятие «экономия» ввёл древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430-355 до н.э). Дале Аристотель (384-322 до н.э) разделил два вида хозяйственной деятельности.

Экономия – хозяйство, ради самообеспечения.

Хремотистика – хозяйство с целью обогащения.

В качестве научной дисциплины экономика оформилась лишь в XVI-XVII веках. В это время появился термин «политическая экономия», предложенный А,Мокретьеном в опубликованной работе «Трактат политической экономии» (1615) и означавший науку государственного управления экономикой.

Тема 1.Понятие рынка. Элементы рыночного механизма

Рыночная экономика является главной разновидностью товарной экономики. Формированию рыночных отношений в Беларуси придаётся в настоящее время большое значение.

Рыночная экономика даёт ответы на самые главные вопросы продавцов и покупателей.

Продавец нацелен на получение максимально возможного в данных условиях дохода. Для достижения этой цели он должен знать ответы на следующие вопросы:

- Что нужно покупателю?

- В каком количестве и по какой цене покупатель готов и может купить данный товар?

- Для кого предназначен товар и куда его поставлять?

У покупателя свои вопросы:

- Что именно покупать в данный момент времени?

- Каково количество товара?

- В каком количестве и по какой цене покупать товар?

- Хватит ли денег на желанный товар?

Рынок – саморегулирующаяся система экономических отношений, между субъектами (людьми, предприятиями, государствами) опирающаяся на обмен с соблюдением правил платности, которые находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Причины возникновения рынка:

- естественная ограниченность производственных возможностей человека – при ограниченных факторах производства он может производить небольшое количество благ;

- экономическая обособленность товаропроизводителей – частная собственность, производитель сам решает какую продукцию производить, кому и где её продавать;

- свобода экономического субъекта обеспечивать свои интересы.

Условия формирования рыночных отношений определяются причинами возникновения рынка.

Как и в любой другой экономической системе основа экономических отношений определяется общими закономерностями становления рынка и выполнением правил, соблюдаемых большинством субъектов рыночной экономики (покупатели, продавцы, предприниматели, предприятия, объёдинения, государство).

Общие закономерности становления рыночной экономики (признаки рынка):

- наличие независимых товаропроизводителей;

- свобода предпринимательства и гарантии прав собственности;

- свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложения;

- конкуренция;

- свободный перелив капитала между отраслями и регионами;

- образование финансового рынка (кредитных ресурсов, ценных бумаг, валютный рынок);

- наличие рынка труда;

- открытость экономики мировым интеграционным процессам, миграция рабочей силы, товаров и капитала.

 

Функции рынка.

- Регулирующая – регулирует спрос и предложение;

- стимулирующая – стимулирует внедрения научных и технических разработок, снижение затрат на производство, повышение качества, расширение ассортимента продукции;

- информационная – даёт необходимую информацию хозяйственным субъектам;

- посредническая – даёт возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу – наиболее подходящего покупателя;

- санирующая – избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм;

- социальная – дифференцирует субъектов рынка;

- ценообразующая – окончательную цену на рынке устанавливает покупатель.

 

Структура рынка

Структурой рынка называются взаимосвязанные части, из которых он состоит (составные элементы).

В структуре рынка страны можно выделить несколько основных частей: рынок сырья, рынок товаров, рынок услуг, рынок труда (рабочей силы), рынок денег, рынок ценных бумаг, рынок информации. Названные части называют иногда системой рынка.

Рыночная экономика предполагает функционирование целого спектра рынков. С позиции формирования рыночных цен в основе понятия «структура рынка» лежит степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Известны четыре типа рыночных структур и для каждого из них роль цены разная. Соответственно выделяют четыре основных модели рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: