Формирование экономической теории как системы экономических взглядов имеет глубокие исторические корни.
Впервые понятие «экономия» ввёл древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430-355 до н.э). Дале Аристотель (384-322 до н.э) разделил два вида хозяйственной деятельности.
Экономия – хозяйство, ради самообеспечения.
Хремотистика – хозяйство с целью обогащения.
В качестве научной дисциплины экономика оформилась лишь в XVI-XVII веках. В это время появился термин «политическая экономия», предложенный А,Мокретьеном в опубликованной работе «Трактат политической экономии» (1615) и означавший науку государственного управления экономикой.
Тема 1.Понятие рынка. Элементы рыночного механизма
Рыночная экономика является главной разновидностью товарной экономики. Формированию рыночных отношений в Беларуси придаётся в настоящее время большое значение.
Рыночная экономика даёт ответы на самые главные вопросы продавцов и покупателей.
Продавец нацелен на получение максимально возможного в данных условиях дохода. Для достижения этой цели он должен знать ответы на следующие вопросы:
|
|
- Что нужно покупателю?
- В каком количестве и по какой цене покупатель готов и может купить данный товар?
- Для кого предназначен товар и куда его поставлять?
У покупателя свои вопросы:
- Что именно покупать в данный момент времени?
- Каково количество товара?
- В каком количестве и по какой цене покупать товар?
- Хватит ли денег на желанный товар?
Рынок – саморегулирующаяся система экономических отношений, между субъектами (людьми, предприятиями, государствами) опирающаяся на обмен с соблюдением правил платности, которые находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.
Причины возникновения рынка:
- естественная ограниченность производственных возможностей человека – при ограниченных факторах производства он может производить небольшое количество благ;
- экономическая обособленность товаропроизводителей – частная собственность, производитель сам решает какую продукцию производить, кому и где её продавать;
- свобода экономического субъекта обеспечивать свои интересы.
Условия формирования рыночных отношений определяются причинами возникновения рынка.
Как и в любой другой экономической системе основа экономических отношений определяется общими закономерностями становления рынка и выполнением правил, соблюдаемых большинством субъектов рыночной экономики (покупатели, продавцы, предприниматели, предприятия, объёдинения, государство).
Общие закономерности становления рыночной экономики (признаки рынка):
|
|
- наличие независимых товаропроизводителей;
- свобода предпринимательства и гарантии прав собственности;
- свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложения;
- конкуренция;
- свободный перелив капитала между отраслями и регионами;
- образование финансового рынка (кредитных ресурсов, ценных бумаг, валютный рынок);
- наличие рынка труда;
- открытость экономики мировым интеграционным процессам, миграция рабочей силы, товаров и капитала.
Функции рынка.
- Регулирующая – регулирует спрос и предложение;
- стимулирующая – стимулирует внедрения научных и технических разработок, снижение затрат на производство, повышение качества, расширение ассортимента продукции;
- информационная – даёт необходимую информацию хозяйственным субъектам;
- посредническая – даёт возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу – наиболее подходящего покупателя;
- санирующая – избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм;
- социальная – дифференцирует субъектов рынка;
- ценообразующая – окончательную цену на рынке устанавливает покупатель.
Структура рынка
Структурой рынка называются взаимосвязанные части, из которых он состоит (составные элементы).
В структуре рынка страны можно выделить несколько основных частей: рынок сырья, рынок товаров, рынок услуг, рынок труда (рабочей силы), рынок денег, рынок ценных бумаг, рынок информации. Названные части называют иногда системой рынка.
Рыночная экономика предполагает функционирование целого спектра рынков. С позиции формирования рыночных цен в основе понятия «структура рынка» лежит степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Известны четыре типа рыночных структур и для каждого из них роль цены разная. Соответственно выделяют четыре основных модели рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.