Заслуги классической школы. 1.Сделала главным объектом изучения сферу производства, а не обращения. Лекция 1

1.Сделала главным объектом изучения сферу производства, а не обращения.

Лекция 1  

2.Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства общества.

3.Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т. е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.

4.Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

Русскими представителями классической школы принято считать Н. С. Мордвинова(1754–1845),декабриста Н. Тургенева(1789–1871),М.М.Сперанского(1772–1839)идр.ВXVIII—первойполовинеXIXв.Россияоставаласьстраной,вкоторойгосподствовалокрепостноеправо. Поэтому анализ таких категорий капитализма, как «цена», «прибыль», «стоимость»идр.,которымиинтересоваласьклассическаяшколаполитэкономии, не был для России актуальным. Гораздо более важным являлось другое — найти способы и средства, которые помогли бы «вытянуть» страну из отсталости, избавить от крепостничества и направить напутьразвитиясвободногопредпринимательства.КонцепцияА.Смита предполагала развитое промышленное государство. Именно эта сторона учения Смита подкупала его русских поклонников, к числу которых в XIX в. примкнули С. Ю. Витте(1849–1915),П. А. Столыпин

(1862–1911)и др.

Марксизм

Как логическое продолжение учения А. Смита и Д. Рикардо в сере-

дине XIX в. появился марксизм. Основатель марксизма Карл Маркс

(1818–1883)родился в Трире в семье адвоката, закончил юридический факультет Берлинского университета, имел ученую степень доктора философских наук, умер и похоронен в Лондоне на Хайгетском кладбище. Главный труд его жизни «Капитал», сделавший его одним из трех величайших экономистов мира, Ф. Энгельс назвал «библией рабочего класса». «Капитал» состоит из четырех томов.

Первый том «Капитала» вышел в свет в 1867 г. и называется «Процесс производства капитала».

Второй том «Капитала» вышел в свет в 1885 г. (издан Ф. Энгельсом) и называется «Процесс обращения капитала».

Третий том «Капитала» опубликован Энгельсом в 1894 г. Он называется «Процесс капиталистического производства, взятый в целом».

Четвертый том «Капитала» опубликован Каутским в1905–1910гг. иназывается«Теорииприбавочнойстоимости».Внемвформеполеми-

  Раздел I. Введение в экономическую теорию

ки с предшественниками содержится подробная критика истории цент­рального пункта политэкономии — теории прибавочной стоимости­.

Во всех работах предметом своего исследования Маркс считал ка-

питалистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью — открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата (ибо прибавочная стоимость — это неоплаченный труд рабочего), а ее присвое-

ние капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.

Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Эта идея до сих пор вызывает споры, так как простых ответов на эти вопросы не существует.

Критики Маркса доказывают, что капитализм не рухнул, что рабочий класс не обнищал и что предсказания Маркса не подтвердились.

Сторонники Маркса полагают, что Маркс прав, так как тот капитализм, который он исследовал и гибель которого предрекал, рухнул еще в период Великой депрессии 30-хгг., а ныне существующая рыночная экономика — это уже иная модель, которая является новым, предсказанным Марксом этапом на пути к обществу, которое он назвал «положительным гуманизмом».

Экономическое учение Маркса получило широкое распространение в России. Оно было подхвачено Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, М. А. Бакуниным, первым инициатором перевода «Капитала» на русский язык Г. А. Лопатиным и др.

В течение 70 лет марксистское экономическое учение в СССР было единственным, а потому господствующим. Все, что рождалось немарксистской мыслью, с порога отвергалось. Лишившись борьбы мнений, марксизм обрел монополию на истину, которая, как всякая монополия, чревата застоем. Теория Маркса, лишившись развития, превратилась в догму. В результате самоизоляция марксизма привела его к глубокому кризису.

Оценивая научные достижения К. Маркса, можно сделать следую-

щие выводы.

1.Экономическое учение К. Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

Лекция 1  

2.Созданное им экономическое учение было основано на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), английской классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон,Фурье) и в течение 70 лет являлось государственной идеологией в СССР.

3.Его учение об общественно-экономическихформациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической системы, а не хаоса фактов.

4.Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментарно, а как единая система законов и категорий, что позволило ему:

♦♦раскрыть двойственный характер труда (конкретный и абст­рактный);

♦♦вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительной стоимостью);

♦♦развить учение о прибавочной стоимости; ♦♦раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксп

луатации;

♦♦развить теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента;

♦♦разработать теорию воспроизводства и кризисов.

После К. Маркса политическая экономия стала развиваться в рам-

ках трех основных направлений: неоклассического, кейнсианского и институционально-социологического.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: