Экономисты советского и постсоветского периодов

В конце 20-хгг. сложилась советскаяшколаэкономистов-междуна­родников. С самого начала она ассоциировалась с именем Е. Варги.

  Раздел I. Введение в экономическую теорию

Среди достижений этой школы в 30–40-хгг. можно назвать исследования по теории и истории экономических кризисов и изменениям в экономике мирового капитализма, вызванным Великой депрессией и Второй мировой войной.

В60–70-хгг. XX в. ознакомление советских ученых с западными течениями экономической теории (экономикса) происходило под вы­вескойизучения«экономико-математическихметодов».Однимизтех, кто стоял у истоковэкономико-математическогонаправления в науке, был выдающийсяученый-экономист В. В. Новожилов (1892–1970).Им исследованы такие актуальные для советского периода проблемы, как экономика дефицита, теория изменения затрат и результатов и др.

Особого внимания заслуживает Леонид Канторович. Ему в 1975 г. за «Теорию оптимального использования ресурсов» была присуждена Нобелевская премия. Он является первым и пока единственным

вРоссии лауреатом Нобелевской премии по экономике, которую начали присуждать лишь с 1969 г. Л. В. Канторович разработал теорию рентных оценок, которая позволяет измерять стоимость пользования такими природными ресурсами, как земля, вода, воздух и т. д. Эта идея намногоопередиласвоевремя,предвосхитиввесьмаактуальныесегодня исследования по экономико-экологическимпроблемам. В эти же годы в Центральномэкономико-математическоминституте (ЦЭМИ) была разработана система оптимального функционирования экономики (СОФЭ). СОФЭ выступала как альтернатива господствовавшим тогда методам управления народным хозяйством, за что с момента своего создания и вплоть до старта перестройки(1983–1985гг.) подвергалась острой критике.

Вчем же заключалась новизна теории оптимального функционирования экономики?

Известно, что советская система ценообразования строилась на основе теории трудовой стоимости, согласно которой стоимость товара создается производительным трудом, а все остальные факторы производства стоимости не создают, а лишь перераспределяют через рынок прибавочный продукт. Поэтому процент на капитал и природные факторы (земля) на цены не влияли. Отсюда получалось, что самую дешевую продукцию давализаводы-гиганты,а самую дешевую электроэнергию — мощные гидростанции. Следствием этого было: дешевые и потому разбазариваемые энергоносители и сырьевые ресурсы и, наоборот, очень дорогая промышленная продукция низкого качества. В целом — отсталая экономика.

Лекция 1  

Создатели СОФЭ разработали иную методологию рационального хозяйствования. Они предложили оценивать все виды ресурсов и определять их вклад в удовлетворение потребностей общества. Не только труд, но и другие факторы производства — природные, капитальные, любыелимитированныересурсыполучаютприоптимальномфункционировании свою оценку. Ими была раскрыта роль таких показателей, как норматив дисконтирования денежных ресурсов, проценты за кредит, рентные оценки и т. д. Заслуга создателей СОФЭ состояла в том, что они преодолели ограниченность теории трудовой стоимости и связанных сееиспользованиемнародно-хозяйственныхошибок. В итоге уже в70-егг. были сформированы теоретические предпосылки создания хозяйственного механизма типа регулируемого рынка.

Впостсоветской России разрабатываются новые идеи, связанные

сосмыслением проблем переходной экономики, а также с обобщением уроков функционированиякомандно-административнойсистемы и создания новой хозяйственной системы.

Вразвитии новых направлений, анализирующих трансформацию экономических институтов в постсоветской России, важную роль дол-

жен сыграть институционализм.

Интерес к институционализму в России объясняется двумя причинами. Во-первых,влиянием марксизма, который всегда рассматривал институционализм как своего союзника.Во-вторых,желанием преодолеть ограниченность экономикс, основанного на деятельности рационального индивида. Этот подход в России так и не сложился.

Вроссийской экономической литературе фигурируют семь направлений неоинституциональных исследований. Анализируются следующие теории и проблемы.

1. Теория прав собственности. Она важна в аспекте анализа приватизации, ее последствий и формирования рыночных институтов. После проведенных реформ бульшая часть государственной собственности в России перешла не к аутсайдерам (посторонним, «диким»), а к инсайдерам (менеджменту и персоналу предприятий). Поэтому вРоссии не сформировался эффективный частный собственник.Вдеятельностифирммотивличногообогащенияновых владельцев доминирует над целями развития производства.

2. Проблема импорта рыночных институтов. Здесь имеются две группы проблем. Первая связана с появившимся после проведения реформ расширением политических свобод (свобода слова, митингов и т. п.) и сужением экономических возможностей (падение производства, инфляция и т. д.). В этих условиях большая

  Раздел I. Введение в экономическую теорию

нагрузка легла на государство. Но оно оказалось не в состоянии защитить провозглашенные им самим права. Отсутствие надежных институциональных гарантий привело к произволу властей всех уровней. Вторая группа проблем связана с анализом особенностей адаптации населения крынку.Трансформация российской экономики происходит вусловиях глубокого спада экономики и жизненного уровня населения, которое ищет защиты (опеки) у государства. Ради опеки люди готовы отказаться от «голодной» свободы, обменяв ее на «сытое» подчинение.

3. Теория трансакционных издержек. Как показывает практика,

впереходнойэкономикеРоссиирастутиздержки,связанныесинформацией о конъюнктуре рынка. Один из путей их снижения —экономико-правовоеобеспечение института товарных знаков.

4. Экономикаорганизации. Онакасаетсяразработкитеориифирмы и эффективности работы хозяйственных организаций.

5. Экономико-правовыенеоинституциональныеконцепции. Самы-

мипопулярнымиизнихвРоссииявляютсятеорияобщественного выбораитеорияправсобственности.Теорияобщественноговыборапопулярнапотойпричине,чтоивсоветский,ивпостсоветский периоды российская экономика зависела от политической конъюнктуры. Проблемы взаимосвязи экономики и политики изучаются по данным выборов в центральные и местные органы вла­сти; при подготовке, принятии и реализации российской Конституции; при анализе деятельности госаппарата и в других случаях.

6. Теорияпреступленийинаказаний. Онаисследуетэкономическое

«подполье» — мир за рамками «общественного договора». Отечественные экономисты начали знакомиться с теорией преступлений и наказаний лишь с 1997 г. В настоящее время успешно развивается исследование по частным направлениям экономической теории преступлений и наказаний: по экономике наркобизнеса, рэкет-бизнеса,коррупции, которые существуют как реакция на отсутствие защиты прав собственности.

7. Новая экономическая история. В ней исследуется неоинститу-

циональный подход к изучению исторических закономерностей. Широко применяется неоинституциональный подход и к исследованию переходной экономики России.

Ретроспективный обзор становления и развития экономической науки позволяет сделать ряд выводов.

1.Экономическая наука, будучи наукой, изучающей важнейшую сферу человеческой деятельности — хозяйственную систему, — из-

Лекция 1  

меняется и наполняется новым содержанием параллельно изменениям последней.

2.Побуждающим мотивом эволюционных и революционных трансформаций хозяйственной системы служат изменения материальной основы производства — его технического базиса.

3.Становление новой экономической теории будет возможно лишь на новой технической базе — постиндустриальной хозяйственной деятельности общества.

4.Особенности формирования российской экономической школы, определяемые спецификой российской цивилизации, пока еще находятся в стадии изучения.

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ ЛЕКЦИИ 1

План семинара

1.Элементы экономической науки в трудах античных мыслителей.

2.Меркантилисты о предмете экономической науки.

3.Физиократы: новый подход к созданию богатства и предмету экономической теории.

4.Классическая школа политической экономии и ее вклад в развитие науки.

5.Марксистские представления о задачах и целях политической экономии.

6.Кейнсианский анализ макроэкономики.

7.Институциональный подход к анализу экономики.

8.Специфика российской цивилизации.

9.Отличительные черты российской экономической школы и ее ключевые направления.

10.Постсоветская экономическая школа. Российский институционализм.

Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад

1.Оцените заслуги античных мыслителей в становлении экономическойтеории.ПочемуАристотеляназываютпервымэкономистом?

  Раздел I. Введение в экономическую теорию

2.Что означает термин «экономикс» и кто первым его употребил? Откуда «пошла» политическая экономия?

3.Каково содержание первых русских «домостроев» (экономиксов) и кто их объединил в один «Наказ»?

4.Чем поздние меркантилисты отличаются от ранних?

5.Назовите заслуги Монкретьена перед экономической наукой.

6.В чем вы видите прогресс физиократов по сравнению с меркантилистами?

7.Вчемсостоитисторическаяограниченностьфизиократовпосравнению с классической школой политической экономии?

8.Какие заслуги А. Смита дают основание причислить его к трем величайшим экономистам мира?

9.Воспроизведите размышления А. Смита о труде и полезности как двух альтернативах субстанции стоимости. Почему А. Смит сделал выбор в пользу труда как меры стоимости всех товаров? Раскройте парадокс Смита «вода—алмазы».Как бы вы ответили на вопрос Смита о том, почему вода, имеющая большую пользу для человека, чем алмазы, имеет меньшую по сравнению с ними стоимость?

10.Каковы заслуги классической школы политической экономии?

11.Назовите заслуги К. Маркса, сделавшие его одним из трех величайших экономистов мира. Какие экономические и политические прогнозы К. Маркса не подтвердились?

12.Каков, по мнению Дж. М. Кейнса, предмет экономической теории? Чем его позиция отличается в этом вопросе от сторонников микроэкономического подхода?

13.В чем маржиналисты усматривают предмет экономической теории?

14.Известно,чтоавстрийскаяэкономическаяшколамноговнимания уделяларолипотребителявпроцессеценообразования.Согласны ли вы с утверждением представителей этой школы, что сфера потребления имеет примат по отношению к сфере производства?

15.Раскройте существенные черты российской цивилизации.

16.В чем состоит своеобразие отношений государства и общества в российской цивилизации по сравнению с западной? Допускают ли эти отношения регулиряющую роль государства?

17.Назовите особенности православного понимания богатства. Каким ценностям, нематериальным или меновым, отдается в нем предпочтение?

Лекция 1  

18.Назовите заслуги И. Т. Посошкова. Согласны ли вы с тем, что его можно назвать предтечей российского институционализма?

19.Назовите экономические проблемы, которыми занимался выдающийся советский ученый-экономистВ. В. Новожилов (1892– 1970).

20.РаскройтесодержаниенаучныхдостиженийЛ.В.Канторовича,за которые ему присуждена Нобелевская премия.

21.Чем, на ваш взгляд, объясняется интерес российских теоретиков и практиков к концепциям институционализма?

Тесты, ситуации, задачи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: