Обнаружить и предупредить возможные риски, установить критерии, по которым можно регулярно определять эффективность деятельности предприятия

Следует выделить две основные функции бизнес-плана:

документ готовится для получения финансовых средств от кредитора, привлечения финансовых средств инвестора, бюджетных инвестиционных ассигнований;

бизнес-план составляет для планирования всей хозяйственной деятельности предприятия. Однако, как показывает практика, на выполнение отдельных функций составляется свой бизнес-план. Эти планы имеют существенные различия как по структуре, так и по содержанию.

После изучения бизнес-плана предприятия кредитор или инвестор принимает решение, предоставить ему средства или нет. Кредитор анализирует деятельность предприятия с точки зрения его надежности и устойчивости, инвестор – с точки зрения его доходности.

Кредитору необходимо убедиться в том, что предприятие работает надежно, в срок сможет вернуть долг и причитающиеся проценты. Заключаемый кредитный договор гарантирует кредитору первоочередное возмещение ссуды даже в случае банкротства предприятия.

Инвестор рискует в большей степени, во многих случаях всем своим вложенным капиталом. Его интересует перспектива получения предприятием высокой нормы прибыли.

Поэтому бизнес-план должен быть реалистичным, подкрепленным расчетами и доказательствами того, каких результатов может достичь предприятие при необходимом финансировании.

Осуществляя свою деятельность, предприятие должно четко представлять потребность на перспективу и финансовых, материальных, сырьевых, трудовых ресурсах, знать источники их получения, уметь рассчитывать эффективность их использования.

Бизнес-план – документ перспективный и составляется на три-пять лет. Для первого года (текущий план) он составляется помесячно, для второго – поквартально, начиная с третьего – в нем учитываются только годовые показатели.

Бизнес-план начинается с краткого изложения, или резюме, которое может быть отнесено на окончание работы, когда готовы все остальные разделы.

В разделе «Описание продукцию» рассматривается та продукция или услуга, которую предприятие собирается производить или оказывать, отмечается, какие потребности призвана она удовлетворять, в чем ее особенность, преимущества и почему она будет пользоваться спросом у покупателей. Дается характеристика основных качественных параметров продукции, описываются преимущества ее дизайна, особенности упаковки, указывается, какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности продукции или технологии. В этом же разделе приводится примерная цена, по которой она будет продаваться, и связанные с ее производством затраты, а отсюда и примерная прибыль на единицу продукции.

В разделе «Оценка рынка сбыта» решаются следующие вопросы: кто, почему, сколько и когда будет покупать продукцию завтра, послезавтра, в течение ближайших лет. Такая работа требует определенной этапности:

l-й этап – оценка потенциальной емкости рынка;

2-й этап – оценка потенциальной суммы продаж;

З-й этап – прогноз объемов продаж.

В разделе «Оценка конкурентов» анализируются следующие вопросы: кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции; как обстоят дела с объемами продаж, с доходами, с внедрением новой продукции, с техническим сервисом; сколько уделяется внимания и выделяется средств на рекламу; что представляет собой продукция, ее основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей; каков уровень цен на продукцию конкурентов.

В разделе «План маркетинга» содержатся: схема распространения товаров; механизм ценообразования; реклама; методы стимулирования продаж; организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров); формирование общественного мнения о предприятии и его продукции.

Кратко излагаются: способ продажи продукции (через собственные магазины или через оптовые торговые организации); методы определения цены на продукцию и ожидаемый уровень прибыльности на вложенные средства; как будет организована реклама и сколько средств предполагается на это выделить; что заложено в основу роста объемов продаж – за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей; как можно добиться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности.

В разделе «План производства» рассматриваются такие вопросы: где будут изготавливаться товары; какие производственные мощности для этого потребуются; где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие, какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними; с кем предполагается производственная кооперация и интеграция; возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов; какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести, какие могут возникнуть при этом проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: