Одновременно с организацией сбора разлившейся нефти должно быть проведено водолазное обследование подводного перехода для уточнения места и характера повреждения, после чего руководитель работ определяет способ ремонта.
Основными видами аварийных дефектов на ППМН являются свищи, трещины в сварных швах, разрывы и пробоины. В зависимости от характера повреждения восстановление несущей способности трубопровода в русловой части может производиться: прокладкой новой нитки подводного перехода; ремонтом с применением кессоннов, полукессонов (рис. 3).
Отметим особенности второго способа. Ремонт с применением кессонов и полукессонов проводится на глубине до 30 м, для обеспечения их функциональности применяется комплекс спецоборудования (плавсредства грузоподъемностью 120 т и более; кран для опускания и монтажа кессона; компрессорная установка; дизель-электростанции мощностью 20 кВт и более; насосное оборудование для откачки воды, средства радиосвязи и др.).
Перед установкой кессона удаляется грунт с аварийного участка и вокруг него разрабатывается котлован необходимых размеров.
|
|
С трубопровода удаляется футеровка и изоляция на длине, равной длине кессона плюс 500 мм с каждой стороны.
Для монтажа кессона гидромониторами разрабатывается грунт, обе половины кессона и шахта установливаются на трубе и герметизируются. Воду из кессона откачивают погружным насосом, затем монтируют дренажный насос и системы жизнеобеспечения.
Выбор метода ремонта зависит от характера повреждения и выполняется способами, применяемыми для ремонта подземных трубопроводов. Работы по устранению дефекта ничем не отличаются от подобной наземной операции.
Через шахту (обычно изготовленную из трубы диаметром 1000 мм) в камеру подаются части ремонтной муфты. После установки муфты проводится контроль сварных швов. В качестве защитного слоя используются материалы на основе армированных изоляционных материалов. Изоляционное покрытие обычно наносится в кессоне, что позволяет проконтролировать его качество.
Рис.3. Схема расположения глубинного кессона при ремонте дефекта на подводном переходе магистрального нефтепровода в зимних условиях:
1 - система жизнеобеспечения; 2 - лед; 3 - шахта; 4 - камера; 5, 8 - балла-стировочная площадка (засыпается грунтом); 6 - уплотнительная обойма; 7 - ремонтная муфта
Вопросы для самоконтроля
1. Способы ремонта подводных переходов
2. Оборудование и механизмы для выполнения ремонтных работ с использованием кессона