Для ремонта дефектов магистральных нефтепроводов могут применяться следующие методы: шлифовка; заварка; установка ремонтной конструкции (муфты, патрубки); вырезка дефекта (замена «катушки» или замена участка).
Ремонты шлифовкой, заваркой, вырезкой «катушек» и наложением некоторых видов конструкций относятся к постоянным методам ремонта, т. е. позволяют восстановить несущую способность дефектного участка до уровня бездефектного на все время его дальнейшей эксплуатации.
Ремонт методами шлифовки и заварки проводится без остановки перекачки нефти. Ремонтные муфты монтируются на действующем нефтепроводе как при остановке, так и без остановки перекачки.
Устранение дефектов при капитальном ремонте выполняется при давлении в нефтепроводе не выше 2,5 МПа.
Запрещается наложение всех видов заплат (вварных, накладных) за исключением аварийных ситуаций.
Ремонт шлифовкой
Этот метод используется при коррозионных дефектах, рисках, расслоениях с выходом на поверхность, при мелких трещинах. Максимальная глубина зашлифованного участка должна быть не более 20 % номинальной толщины стенки. При шлифовке должна быть восстановлена плавная форма поверхности в целях снижения концентрации напряженности в месте дефекта. Зашлифованный участок должен подвергаться визуальному, магнитопорошковому контролю или контролю методом цветной дефектоскопии.
|
|
Ремонт заваркой (заплавкой) дефекта
Этот метод разрешается применять при коррозионных дефектах с остаточной толщиной стенки не менее 5 мм. Заварка допускается, если максимальный линейный размер дефекта не превышает трех номинальных толщин стенки трубы.
Полость коррозионного повреждения и поверхность трубы в радиусе не менее двух диаметров повреждений зачищается до металлического блеска. После заварки дефекта наплавленный металл должен быть обработан шлифмашинкой до получения ровной поверхности и иметь усиление не более 1 мм с плавным переходом к основному металлу
Установка ремонтных конструкций
Конструкции для постоянного ремонта позволяют восстановить трубопровод на все время его дальнейшей эксплуатации. К этому виду конструкции относятся композитная муфта, обжимная приварная муфта, несколько типов галтельных муфт и приварной патрубок с эллиптическим днищем. Муфты должны иметь маркировку, паспорт и сертификаты на применяемые материалы. Их требуется изготавливать из листового материала или из новых (не бывших в эксплуатации) прямошовных или бесшовных труб, предназначенных для сооружения магистральных нефтепроводов.
Толщина стенки муфты при одинаковой прочности металла трубы и муфты должна быть не менее толщины стенки ремонтируемой трубы. При меньшей нормативной прочности металла муфты номинальную толщину ее стенки необходимо увеличить в соответствии с расчетом по СниП. При этом толщина стенки муфты не должна превышать толщину стенки трубы более чем на 20 %. Все элементы муфты должны быть одинаковой толщины.
|
|
Технология установки композитной муфты
Муфта монтируется из двух свариваемых между собой полумуфт. Между муфтой и ремонтируемой трубой остается кольцевой зазор от 6 до 40 мм, который регулируется установочными болтами (рис. 4.8). Края кольцевого зазора герметизируются быстро твердеющим герметикой. После затвердевания торцового герметика установочные болты выворачиваются заподлицо с внутренней поверхностью муфты. Уровень заполнения муфты композитным составом определяется через контрольные отверстия малого диаметра, в которые наживлены болты. После затвердевания композитного состава все выступающие из муфты детали обрезаются заподлицо с наружной поверхностью муфты.
Технология установки приварных муфт
При изготовлении, монтаже и сборке муфты необходимо выполнять ряд требований.
При изготовлении: продольные кромки муфты и колец должны быть обработаны под несимметричную V-образную разделку с углом скоа верхней кромки 30±5°, нижней — до 10±2°; с внутренней стороны муфты на месте сварки продольного шва рекомендуется делать выборку под металлическую пластину толщиной 2 мм и шириной 20 мм (это позволяет избежать приварки продольных швов муфты к стенке трубы); накладные элементы должны плотно прилегать к поверхности.
При сборке: кромки муфты и прилегающие к ним внутренние и наружные поверхности должны быть очищены до металлического блеска на ширину не менее 10 мм; участки поверхности трубы, примыкающие к кромкам муфты, также должны быть очищены до металлического блеска на ширину не менее четырех толщин стенки; продольные швы муфты, технологического кольца и трубопровода должны быть смещены друг относительно друга на величину не менее 100 мм; на месте сборки продольных швов на поверхности трубопровода следует наклеить с помощью жидкого стекла полоску стеклоткани или асбеста либо металлическую пластину по величине сделанной выборки; при сборке муфты для получения требуемого зазора допускается стягивать полумуфты при помощи сборочных скоб или наружного центратора, а затем продольные кромки фиксировать прихватками.
Ремонт дефекта вырезкой катушки
Суть этого вида ремонта заключается в том, что участок трубы с дефектом вырезают и заменяют бездефектной трубой — «катушкой».
Вырезка дефекта применяется в следующих случаях: недопустимое сужение проходного сечения нефтепровода; невозможность отремонтировать трубопровод другими, менее радикальными методами (протяженная трещина, глубокая вмятина с трещиной или коррозией, чрезмерная длина дефектного участка и др.).
Ввариваемые «катушки» должны быть изготовлены из труб, прошедших гидравлические испытания на внутреннее давление, величина которого должна быть не ниже заводского испытательного давления (рисп = 0,95 стт, где ст — предел текучести металла для данной марки стали).
Врезка «катушек» должна выполняться в следующем порядке [3]: проведение подготовительных работ; подготовка линейных задвижек и проверка их герметичности; остановка перекачки нефти по трубопроводу путем отключения насосных агрегатов НПС и перекрытия участка производства работ линейными задвижками; врезка вантузов; освобождение от нефти ремонтируемого участка нефтепровода; вырезка «катушки» безогневым методом или с использованием энергии взрыва; герметизация внутренней полости нефтепровода; заварка новой «катушки» и контроль качества сварных соединений; заполнение трубопровода нефтью; вывод трубопровода на необходимый режим работы.
|
|
Вопросы для самоконтроля
1.Виды и параметры дефектов, устраняемых методом шлифовки
2. Виды и параметры дефектов, устраняемых методом заварки
3. Технология установки приварных муфт
4. Ремонт дефекта вырезкой катушки