Методические указания. Для ремонта дефектов магистральных нефтепроводов мо­гут применяться следующие методы: шлифовка; заварка; установка ремонтной конструкции (муфты

Для ремонта дефектов магистральных нефтепроводов мо­гут применяться следующие методы: шлифовка; заварка; установка ремонтной конструкции (муфты, патрубки); вырезка дефекта (замена «катушки» или замена участка).

Ремонты шлифовкой, заваркой, вырезкой «катушек» и на­ложением некоторых видов конструкций относятся к посто­янным методам ремонта, т. е. позволяют восстановить несу­щую способность дефектного участка до уровня бездефект­ного на все время его дальнейшей эксплуатации.

Ремонт методами шлифовки и заварки проводится без ос­тановки перекачки нефти. Ремонтные муфты монтируются на действующем нефтепроводе как при остановке, так и без ос­тановки перекачки.

Устранение дефектов при капитальном ремонте выполня­ется при давлении в нефтепроводе не выше 2,5 МПа.

Запрещается наложение всех видов заплат (вварных, на­кладных) за исключением аварийных ситуаций.

Ремонт шлифовкой

Этот метод используется при коррозионных дефектах, рисках, расслоениях с выходом на поверхность, при мелких трещинах. Максимальная глубина зашлифованно­го участка должна быть не более 20 % номинальной толщины стенки. При шлифовке должна быть восстановлена плавная форма поверхности в целях снижения концентрации напря­женности в месте дефекта. Зашлифованный участок должен подвергаться визуальному, магнитопорошковому контролю или контролю методом цветной дефектоскопии.

Ремонт заваркой (заплавкой) дефекта

Этот метод разрешается применять при кор­розионных дефектах с остаточной толщиной стенки не менее 5 мм. Заварка допускает­ся, если максимальный линейный размер дефекта не превы­шает трех номинальных толщин стенки трубы.

Полость коррозионного поврежде­ния и поверхность трубы в радиусе не менее двух диаметров повреждений зачищается до металлического блеска. После заварки дефекта наплавленный металл должен быть обрабо­тан шлифмашинкой до получения ровной поверхности и иметь усиление не более 1 мм с плавным переходом к основ­ному металлу

Установка ремонтных конструкций

Конструкции для постоянного ремонта позволяют восста­новить трубопровод на все время его дальнейшей эксплуата­ции. К этому виду конструкции относятся композитная муф­та, обжимная приварная муфта, несколько типов галтельных муфт и приварной патрубок с эллиптическим днищем. Муфты должны иметь маркировку, паспорт и серти­фикаты на применяемые материалы. Их требуется изготавли­вать из листового материала или из новых (не бывших в экс­плуатации) прямошовных или бесшовных труб, предназна­ченных для сооружения магистральных нефтепроводов.

Толщина стенки муфты при одинаковой прочности метал­ла трубы и муфты должна быть не менее толщины стенки ремонтируемой трубы. При меньшей нормативной прочности металла муфты номинальную толщину ее стенки необходимо увеличить в соответствии с расчетом по СниП. При этом толщина стенки муфты не должна превышать толщину стен­ки трубы более чем на 20 %. Все элементы муфты должны быть одинаковой толщины.

Технология установки композитной муфты

Муфта монтируется из двух свариваемых ме­жду собой полумуфт. Между муфтой и ремонтируемой тру­бой остается кольцевой зазор от 6 до 40 мм, который регули­руется установочными болтами (рис. 4.8). Края кольцевого зазора герметизируются быстро твердеющим герметикой. После затвердевания торцового герметика установочные бол­ты выворачиваются заподлицо с внутренней поверхностью муфты. Уровень заполнения муфты композитным составом определяется через контрольные отверстия малого диаметра, в которые наживлены болты. После затвердевания композит­ного состава все выступающие из муфты детали обрезаются заподлицо с наружной поверхностью муфты.

Технология установки приварных муфт

При изготовлении, монтаже и сборке муфты необходимо выполнять ряд требований.

При изготовлении: продольные кромки муфты и колец должны быть обрабо­таны под несимметричную V-образную разделку с углом ско­а верхней кромки 30±5°, нижней — до 10±2°; с внутренней стороны муфты на месте сварки продольно­го шва рекомендуется делать выборку под металлическую пластину толщиной 2 мм и шириной 20 мм (это позволяет избежать приварки продольных швов муфты к стенке трубы); накладные элементы должны плотно прилегать к поверх­ности.

При сборке: кромки муфты и прилегающие к ним внутренние и на­ружные поверхности должны быть очищены до металличе­ского блеска на ширину не менее 10 мм; участки поверхности трубы, примыкающие к кромкам муфты, также должны быть очищены до металлического бле­ска на ширину не менее четырех толщин стенки; продольные швы муфты, технологического кольца и тру­бопровода должны быть смещены друг относительно друга на величину не менее 100 мм; на месте сборки продольных швов на поверхности трубо­провода следует наклеить с помощью жидкого стекла полоску стеклоткани или асбеста либо металлическую пластину по величине сделанной выборки; при сборке муфты для получения требуемого зазора до­пускается стягивать полумуфты при помощи сборочных скоб или наружного центратора, а затем продольные кромки фик­сировать прихватками.

Ремонт дефекта вырезкой катушки

Суть этого вида ремонта заключается в том, что участок трубы с дефектом вырезают и заменяют безде­фектной трубой — «катушкой».

Вырезка дефекта применяется в следующих случаях: недопустимое сужение проходного сечения нефтепровода; невозможность отремонтировать трубопровод другими, менее радикальными методами (протяженная трещина, глу­бокая вмятина с трещиной или коррозией, чрезмерная длина дефектного участка и др.).

Ввариваемые «катушки» должны быть изготовлены из труб, прошедших гидравлические испытания на внутреннее давление, величина которого должна быть не ниже заводско­го испытательного давления (рисп = 0,95 стт, где ст — предел текучести металла для данной марки стали).

Врезка «катушек» должна выполняться в следующем по­рядке [3]: проведение подготовительных работ; подготовка линейных задвижек и проверка их герметич­ности; остановка перекачки нефти по трубопроводу путем от­ключения насосных агрегатов НПС и перекрытия участка производства работ линейными задвижками; врезка вантузов; освобождение от нефти ремонтируемого участка нефте­провода; вырезка «катушки» безогневым методом или с использо­ванием энергии взрыва; герметизация внутренней полости нефтепровода; заварка новой «катушки» и контроль качества сварных со­единений; заполнение трубопровода нефтью; вывод трубопровода на необходимый режим работы.

Вопросы для самоконтроля

1.Виды и параметры дефектов, устраняемых методом шлифовки

2. Виды и параметры дефектов, устраняемых методом заварки

3. Технология установки приварных муфт

4. Ремонт дефекта вырезкой катушки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: