Студент д о л ж е н:
З н а т ь: классификацию дефектов линейной части трубопроводов, виды дефектов
v м е т ь: определять очередность ремонта дефектов по их параметрам
Методические указания
Дефекты линейной части магистральных нефтепроводов подразделяются по виду: дефекты изоляционных покрытий; дефекты трубы; дефекты, связанные с изменением проектного положения трубопровода, его деформаций и напряженного состояния.
Дефекты трубы по степени опасности классифицируются по двум категориям: дефекты подлежащие ремонту (ДПР); дефекты первоочередного ремонта (ПОР).
В качестве критерия опасности дефекта приняты величина разрушающего давления на уровне испытательного давления и геометрические параметры.
Параметры, по которым классифицируют дефекты трубы, приведены в табл. 1.
Табл. 1. Классификация дефектов по очередности ремонта
Описание дефекта | Дефекты, подлежащие ремонту (ДПР) | Дефекты первоочеред- ного ремонта (ПОР) |
Дефект геометрии без дополнительных дефектов и примыкания к сварным швам | Глубиной, равной или более 3,5 % диаметра трубы | |
Дефект геометрии, примыкающий к сварному шву или расположенный на сварном шве | Глубиной более 6 мм | Глубиной, равной или более 1 % диаметра трубы |
Дефект геометрии в комбинации с риской, задиром, трещиной, потерей металла | Все дефекты | Глубиной, равной или более 1 % диаметра трубы, но не менее 6 мм |
Потеря металла (внешняя и внутренняя) | Глубиной равной или более 20 % от толщины стенки трубы | Глубиной, равной или |
более 50 % толщины | ||
трубы. | ||
Опасные по результатам расчета на статическую прочность | ||
Риска, царапина, задир | Все дефекты | Глубиной, равной или |
более 0,2 мм | ||
Трещины по телу трубы или в сварном шве | - | Все дефекты |
Расслоение | Опасные по результатам расчета на статическую прочность | |
Расслоение в около- | Размером более 20 мм вдоль продольного и спирального швов в зоне 10 мм от линии сплавления и размером более 3,2 мм вдоль кольцевого шва в зоне 25 мм от линии сплавления | То же |
шовной зоне | ||
Расслоение с выходом на поверхность | Все дефекты | « |
Аномалия поперечного | Суммарной длиной по окружности, равной или более 1/6πДн размерами, превышающими допустимые значения по СНиП IIIи ВСН | Суммарной длиной по окружности равной или более 1/З πДн Опасные по результатам расчета на статическую прочность |
шва | ||
Несплошность плоскостного типа поперечного шва | Суммарной длиной по окружности, равной или более 1/6 πДн | |
Несплошность плоско- стного типа поперечного шва | Размерами, превышающими допустимые значения по СНиП Ш-42-80 и ВСН 012-88 | Опасные по результатам расчета на статическую прочность |
Смещение поперечно- го шва | Размерами, превышающими допустимые значения по СНиП Ш-42-80 и ВСН 012-88 | Глубиной, равной или более 25 % толщины стенки трубы, и длиной по окружности трубы, равной или более 1/ЗπДн Опасные по результатам расчета на статическую прочность |
Аномалия продольного (спирального) шва | Один дефект длиной по оси трубы более 13 мм на длине 150 мм по оси трубы или два дефекта длиной по оси трубы более 7 мм на длине 150 мм по оси трубы | Длиной по оси трубы, равной или более 2√Днt Опасные по результатам расчета на статическую прочность |
Несплошность плоско- стного типа продольного (спирального) шва | Глубиной равной или более 10 % от толщины стенки трубы | Длиной по оси трубы, равной или более 2√Днt, при любой глубине. Опасные по результатам расчета на статическую прочность |
Смещение продольно- го (спирального) шва | Глубиной равной или бо- лее 10 % от толщины стен- ки трубы | Длиной по оси трубы, равной или более 3√Днt, при любой глубине смещения. Опасные по результатам расчета на статическую прочность |
Дефектность изоляционных покрытий по степени опасности регламентируется согласно ГОСТ. В качестве интегрального критерия предельного состояния изоляционных покрытий используется минимальная величина переходного сопротивления изоляции Rn = 103 Ом-м2. Кроме того, оцениваются эксплуатационные параметры: толщина изоляционных покрытий, влагопроницаемость, водопоглощение, сплошность, стойкость к отслаиванию под действием катодного тока, адгезия, термостойкость и долговечность, которые должны находиться в пределах нормативных требований.
Дефект магистрального нефтепровода — это отклонение геометрического параметра трубы, сварного шва, качества материала трубы, не соответствующее требованиям действующих нормативных документов и возникающее при изготовлении трубы, строительстве или эксплуатации нефтепровода, а также недопустимые конструктивные элементы и соединительные детали, установленные на магистральные нефтепроводы и обнаруживаемые внутритрубной диагностикой, визуальным или приборным контролем или по результатам анализа исполнительной документации объекта.
Согласно действующей НТД все дефекты делятся на следующие группы: дефекты геометрии трубы; дефекты стенки трубы; дефекты сварного шва; комбинированные дефекты; недопустимые конструктивные элементы.
Дефекты геометрии трубы связаны с изменением ее формы. К ним относятся следующие:вмятина — локальное уменьшение проходного сечения трубы в результате механического воздействия, при котором не происходит излома оси трубопровода; гофр — чередующиеся поперечные выпуклости и вогнутости стенки трубы, приводящие к излому оси и уменьшению проходного сечения нефтепровода; овальность — дефект, при котором сечение трубы имеет отклонение от цилиндрической формы, а наибольший и наименьший диаметры находятся во взаимно перпендикулярных направлениях.
К дефектам стенки трубы относятся: потеря металла — изменение номинальной толщины стенки трубы, характеризующееся локальным утонением в результате механического или коррозионного повреждения или обусловленное технологией изготовления; риска (царапина, задир) — потеря металла, происшедшая в результате взаимодействия стенки трубы с твердым телом при взаимном перемещении; расслоение — несплошность металла стенки трубы; расслоение с выходом на поверхность (закат, плена прокатная) — расслоение, выходящее на внешнюю или внутреннюю поверхность трубы; расслоение в околошовной зоне — расслоение, примыкающее к сварному шву; трещина — дефект в виде узкого разрыва металла стенки трубы.
Дефекты сварного шва — это дефекты непосредственно в сварном шве или в околошовной зоне, типы и параметры которых установлены нормативными документами, и выявленные любыми методами наружной и внутритрубной диагностики. К дефектам сварного шва относятся: трещины, непро-вары, несплавления, поры, шлаковые включения, подрезы, превышения проплава и др.
Комбинированными дефектами являются различные комбинации из дефектов, приведенных выше.
Недопустимые конструктивные элементы — это элементы или соединительные детали, не соответствующие требованиям действующих НТД: тройники, плоские заглушки и днища, сварные секторные отводы, переходники, вварные и накладные заплаты всех видов и размеров.
Вопросы для самоконтроля
1.Виды дефектов линейной части трубопроводов
2.Классификация дефектов по очередности ремонта
3.Виды дефектов геометрии трубы
4.Виды дефектов стенки трубы
5.Дефекты сварного шва
6.Комбинированные дефекты
7. Недопустимые конструктивные элементы