Исторические этапы развития средневековой философии. Проблема соотношение разума и веры (А. Августин)

С 9 века начинается новый период в развитии средневековой философии – период схоластики. В это время усилия философов были направлены на проявление и систематизацию уже сложившихся христианских догматов, приведений их в порядок, удобный для преподавания. В дальнейшем под схоластикой стали понимать умозрительное, оторванное от реальности умствование. Период схоластики ассоциируется с довольно абстрактными дискуссиями. Одной из них был знаменитый спор об универсалях. Сторонники реализма утверждали, что общее существует вне и до вещи. Адепты номинализма полагали, что общее существует вне и после вещи. Концептуалисты считали, что общее существует внутри и после вещи, как результат обобщения свойств, отдельных вещей. Крупными философами периода схоластики были Бэкон, Аквинский, Абеляр, Оккам.

Фома Аквинский развивал идеи Аристотеля, выдвинул, в частности, пять доказательств существования Бога:

1. Всё в мире причинно обусловлено – значит есть первопричина.

2. Всё в мире движется – значит есть перводвигатель.

3. Всё в мире случайно. Но должно существовать нечто, являющееся необходимым, т.е. Бог

4. Всё в мире более или менее совершенно (или несовершенно). Значит должно быть нечто абсолютно совершенное.

5. Всё в мире целесообразно, значит есть разумный зодчий.

Фома Аквинский впоследствии стал официальным теоретиком католической церкви, основав философско-религиозное направление – томизм.

Основными проблемами, обсуждавшимися средневековыми философами, были проблема души и тела, добра и зла, свободы воли и предопределения, веры и разума.

В проблеме веры и разума наблюдается эволюция взглядов средневековых философов:

«Верую, потому что абсурдно» (Гертулиан)

«Верую, чтобы понимать» (Августин)

Идея гармонии веры и разума (Фома Аквинский)

«Понимаю, чтобы верить» (Абеляр)

Теория двух истин- веры и разума, независиых друг от друга. (Бэкон, Оккам)

Как видим, с течением времени растёт понимание роли разума в жизни человека и общества.

В целом средневековая философия поставила и попыталась решить важные бытейные и мировоззренческие проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: