double arrow
Эмпиризм и рационализм. Проблема метода в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. Философская мысль эпохи Просвещения.

Фрэнсис Бэкон – величайший исследователь природы в Новое время. По своей философской позиции он материалист. Высшей целью науки он считал господство над природой, но чтобы господствовать, надо знать законы природы. Так появился знаменитый девиз: «знание - сила». Особую роль в получении достоверных знаний он отводил опыту, эксперименту (отличие эксперимента от опыта заключается в наличии специальной цели научного изучения). Так сложилось в философии особое научное направление – эмпиризм, сводящий основание знаний и познаний к чувственному опыту.

Эмпиризм близок сенсуализму, который рассматривает ощущения как единственный источник наших знаний. Эмпиризм противостоит рационализму (источником достоверных знаний и критерием его истинности является разум, интеллект).

Основоположником другого философского направления – рационализма – был французский философ Декарт. Рационализм есть учение об определяющей роли разума, размышлений. Достоверный знания не могут быть выведены из опыта. Они могут быть подчеркнуты из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения. Рационализм Декарта предполагает наличие в человеческом уме врожденных идей. Они независимы от чувственно-телесной деятельности человека. Разум извлекает из себя себя, и этой духовной деятельности достаточно для изучения природы. Рационалистическая традиция после Декарта нашла своё продолжение в лице голландского мыслителя Спинозы.




Бенедикт Спиноза в противоположности Декарту исходил из принципа монизма ( все многообразие мира объясняется с помощью одной субстанции, материи, либо духа). Спиноза такую единую и бесконечную субстанцию назвал Богом, или Природой. Бог в понимании Спинозы не похож на христианского Бога, это скорее безличная сущность мира, единая субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах. Единая субстанция обладает двумя главными атрибутами: протяженностью и мышлением.

Готфрид Лейбниц – многосторонний учёный философ. Он внес существенные коррективы в теорию познания, высказал много положений диалистического характера. Мир состоит, считал Лейбниц, из мельчайших элементов. Это не материальное, а духовная единица бытия, обладающая активностью и самостоятельностью.






Сейчас читают про: