Таким образом, XIX в. был периодом взлета русской литературы и искусства

Наука, техника, образование XIX века в социокультурном развитии русской нации
Русский ученый – патриот Н.Н. Зинин учился в Германии у великого немецкого ученого Ю. Либиха, который настойчиво оставлял его в Европе. Но Н.Н. Зинин возвратился на родину и сделал открытие мирового значения: им был найден способ получения анилина из бензола, и тем самым положено начало синтезу анилиновых красителей. Открытия русского ученого легли в основу всего дальнейшего развития промышленности синтетических красителей. Ученик Н.Н. Зинина, выдающийся русский ученый А.М. Бутлеров,выражая мнение всех передовых русских людей, заявил: «Имя Зинина будут всегда чтить те, которым дороги и близки к сердцу успехи и величие науки в России».

Русская культура, не отгораживаясь от Запада, всегда опиралась на национальные традиции, проникалась идеями патриотизма, руководствовалась интересами и потребностями русского народа. Ярким воплощением творческих возможностей и духовной мощи русского народа, беззаветного служения был великий ученый XVIII в. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он всесторонне обосновал роль, значение науки и образования для России, собственного народа. Всю деятельность М.В. Ломоносова пронизывали и определяли идеи пламенного патриотизма, вера в творческие силы и возможности русского народа, требования проведения в жизнь, в практику таких мероприятий, которые, по его мнению, должны были обеспечить ликвидацию экономической и культурной отсталости страны. Эти идеи, в частности, нашли особенно яркое выражение в его знаменитом письме «О сохранении и размножении российского народа» (1 ноября 1761 г.). Это сочинение раскрыло личность М.В. Ломоносова не только как великого ученого, радеющего за судьбы народа, но и как выдающегося народного просветителя. Предлагая меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, ученый представил социально – экономическую программу, нацеленную на подъем производительных сил России, на улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, естественно – научных и медицинских знаний[7].

В XIX в. передовые русские ученые, просветители продолжали великое дело, начатое М.В. Ломоносовым: они, как и он, видели в науке ту силу, которая не только вырабатывает новое знание, но изменяет, улучшает, гуманизирует жизнь людей, всего общества. Гениальный русский ученый химик-органик, основатель русской научной школы, Николай Николаевич Зинин (1812–1880) говорил: «Довольно нам ходить на помочах у заграницы, пора нам создать свою науку».

В невероятно трудных условиях поднималась русская научная мысль, возникали новые интеллектуальные центры в наступившем столетии. Но развивающаяся экономика, начавшийся в России промышленный переворот, рационализаторские изменения в сельском хозяйстве, потребности в торговле – все это предъявляло многочисленные запросы к естественным наукам и технике. Рост русских поселений на Аляске и островах Тихого океана, укрепление России на Дальнем Востоке, присоединение Кавказа и земель Казахстана, увеличивающиеся связи со среднеазиатскими государствами, но особенно гигантская трудовая деятельность русского народа по освоению земель и естественных богатств Урала, Сибири – все это стимулировало развитие естественных и географических наук, движение технической мысли. Один из выдающихся русских математиков XIX в., питомец Московского университета П.Л. Чебышев (1821 – 1894), говорил: «Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает; сами науки развиваются под влиянием ее, она открывает им новые предметы для исследования».

Уже в первой половине XIX в. в России возникло несколько новых научных обществ: Московское общество истории и древностей российских; Московское общество испытателей природы; Математическое общество; Общество любителей российской словесности; Минералогическое общество в Петербурге; Археографическая комиссия; Русское географическое общество, Русское археологическое общество и др.

Большие успехи в первой половине столетия сделали выдающиеся русские ученые в области математики (Лобачевский, Остроградский), физики и техники (Петров, Якоби, Ленц, Черепановы, Шиллинг, Аносов, Дубинины, Обухов), астрономии (Струве), химии (Зинин), биологии (Рулье, Дядьковский), медицины (Пирогов) сельскохозяйственной науки (Павлов М.Г.). Вторая половина этой эпохи ознаменуется великими трудами русских гениальных ученых – естественников: в химии (Менделеева, Бутлерова), в математике (Чебышева, Маркова, Ляпунова), физике (Столетова, Яблочкова, Ладыгина), технике (Попова, Можайского, Циолковского), в географической науке (Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Миклухо – Маклая). Активность и пытливость русской научной мысли эпохи «золотого века» хорошо прослеживается на географических открытиях и описаниях:

  • российские мореплаватели Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн совершили кругосветное путешествие (1803 – 1804);
  • русский мореплаватель, капитан – командор русского флота В.И. Беринг открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем (1725 – 1730);
  • М.П. Лазарев и Ф.Ф. Белинсгаузен в 1821 г. открыли Антарктиду;
  • Г.И. Невельской в 1850 г. открыл пролив между Сахалином и материком;
  • Г.Ф. Миллер составил описание Сибири, а С.П. Крашенинников –Камчатки;
  • Н.М. Пржевальский впервые описал природу многих районов Центральной Азии, открыл ряд хребтов и озер, собрал ценные коллекции растений и животных;
  • П.П. Семенов–Тян–Шанский основал многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», исследовал Тянь – Шань, дал первую схему орографии и высотной зональности;
  • Н. Н. Миклухо–Маклай описал жизнь и традиционную культуру народов Новой Гвинеи. Русская наука в XIX в. становилась явлением мирового масштаба.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: