общественной жизни 40-х гг. XIX в

 

       
   

 

 

 

 


Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – идейно – политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно – парламентского строя и буржуазных свобод в экономической, политической и культурной сферах. Социализм(от фр. sozialisme, от лат. sozilis – общественный) – 1) первая (низшая) фаза коммунистической общественно – экономической формации; 2) различные течения общественной мысли (учения), в которых в качестве цели и идеала выдвигается установление социализма: утопический социализм, христианский социализм, научный социализм и др.

Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России и ее призвании в мире. И те, и другие, по словам Н.А. Бердяева, любили Россию: славянофилы, как мать, западники, как дитя. Упразднение крепостного права, повернувшее страну в русло капитализма, стало рубежным феноменом, после которого возникли новые проблемы и новые задачи. После 19 февраля 1861 г. кружки западников и славянофилов окончательно прекратили свое существование. Большинство западников эволюционировало в сторону либерализма. Меньшая их часть, настроенная революционно – демократически, – В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев – порвали с западничеством. Начинается новая страница в русской общественной мысли и в целом в русской национальной культуре: «спор» либерализма и социализма.

Российские либералы на всем протяжении XIX в. были прямо или опосредованно связаны с дворянским умонастроением и образом жизни. Либерализм в России развивался одновременно и в конфликте, и во взаимодействии с имперской традицией. С одной стороны, в либеральной идеологии содержались требования раскрепощения личности, законности, «простора и гласности», а также идея социальной справедливости. Последняя была заложена в проекты освобождения крестьян с землей на основе межсословного компромисса. С другой стороны, предусматривался союз монархии с крупным землевладением, достигаемый на основе взаимно признаваемых политических интересов. Таков был в общей форме вариант либерально-консервативной политики, теоретические основы которой содержатся в публицистике М.Н. Каткова (1818–1887), в практической деятельности П.А. Валуева (1815–1890), Н.Х. Бунге (1823–1895), М.Т. Лорис-Меликова (1825–1888) и других либералов 70–80-х гг. XIX в.

Одним из ярких идеологов русской либеральной мысли был Борис Николаевич Чичерин (1828–1904) – философ-гегельянец, теоретик государства и права, историк, публицист, общественный деятель. Идеальная форма правового государства для него – конституционная монархия. Он отстаивал принцип частной собственности и невмешательства государства в экономику.

Однако либерализм в России XIX в. не получил прочных устоев в общественном сознании. По оценке Н.А. Бердяева, хорошо знавшего общественно – политическую и в целом духовную атмосферу в России, здесь «никогда не было либеральной идеологии, которая бы вдохновляла и имела влияние», «слова «буржуа», «буржуазный» в России носили порицательный характер, в то время как на Западе эти слова означали почтенное общественное положение» [18].

Как считает современный, весьма авторитетный исследователь той эпохи, академик РАН Ю.С. Пивоваров «русский либерализм до рубежа XIX – XX столетий останется сущностно враждебным капитализму, столь милого сердцу либерализма европейского, и, напротив, повернется лицом и к самодержавию, и социализму» [19]. Один из отцов – основателей русского либерализма Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885), с одной стороны, был сторонником неограниченной монархии, а с другой, «выражал горячие симпатии к социализму, «никогда не отказывал себе в удовольствии описать страшные последствия «исключительного господства личной собственности» (т.е. частной на землю в Европе».

Такая, на первый взгляд, «парадоксальная» ситуация была далеко не случайной. Ведь «в русском сознании XIX в., – по словам Н.А. Бердяева, – социальная тема занимала преобладающее место. Можно даже сказать, что русская мысль XIX века в значительной своей части была окрашена социалистически. Если не брать социализм в доктринальном (научном, концептуальном – авт.) смысле, то можно сказать, что социализм глубоко вкоренен в русской природе» [20].Так во второй половине XIX в. «Русская Идея» наполнялась социалистическим содержанием и вышла в историю отечественной и мировой культуры под названием «Русский социализм».

Социализм в историческом контексте русской национальной культуры – от генезиса и до конца XIX в. – явление сложное, неоднозначное и противоречивое. Его нередко связывают только с влиянием Запада, рассматривают как феномен западноевропейской культуры, занесенный вместе с идеями Просвещения на русскую почву. Такое «узкое» понимание природы и истоков социализма с научной точки зрения вряд ли является справедливым. Социализм как идея, форма организации общественной жизни, мечта и чаяние многих народов о справедливой жизни не случайное и не только узко западное явление. Сама идея социализма в той или иной форме существовала практически на протяжении всей истории человечества. Она не является изобретением какого – то одного народа или класса и, как таковая, представляет собой общечеловеческую идею, продукт всей мировой культуры.

Русский народ также внес свой вклад в развитие идей социализма. «Русский социализм» вырастает в недрах нашей национальной культуры прежде всего как продукт материального и духовного производства, каждый раз выражая, воплощая конкретно – исторические потребности людей соответствующей эпохи. Вначале появляются лишь отдельные элементы, не вполне еще социалистические, своего рода «кирпичики» общинно –коллективного жизнеустройства, в виде таких понятий как «братство», «равенство», «справедливость», «правда», «свобода» и т.п. Известный декабрист Михаил Александрович Фонвизин (1788–1854), характеризуя жизнь и быт русских, писал: «Странно, что эта идея (т.е. социалистическая – авт.), породившаяся в восторженных головах на Западе Европы как отдаленная цель, практически существует на Востоке той же части света и существует с самой ранней исторической эпохи. Эта мечтательная для Европы общинность (communisme) существует у нас на деле» [21]. Выдающийся исследователь русской средневековой истории и культуры Александр Ильич Клибанов (1910–1994) сделал обобщающий вывод: «Идейным фокусом, стягивавшим и объединявшим все линии развития народной культуры, являлась социальная Правда… идеал «Правды, естественно, перерастал в мечту о справедливом общественном устройстве, каково представлялось в одних случаях в образах «земного рая», а в других – в образах социальных порядков, как бы переходных к «царству Божию на земле» [22]. Разумеется, то были социальные утопии эсхатолого – хилиастического типа, которые рождались и в других частях света, в том числе в Европе и Азии. Но русский народ в искании социальной Правды (утопического социализма) ничего ни у кого не заимствовал и не «списывал»… Проблема социальной справедливости стояла в центре внимания сочинений всех представителей русской общественной мысли и в период правления Василия III, и в годы царствования Ивана IV, и во все последующие эпохи.

Таким образом, русская социалистическая общественная мысль XIX в. прочно стоит на фундаменте предшествующих эпох в развитии отечественной истории и культуры. В общественном сознании народов России социалистическая идея развивалась во многих формах и жанрах. О социализме в XIX в. велась речь и в научных произведениях философов, историков, экономистов, и в художественных произведениях выдающихся русских писателей, и в публицистике революционных деятелей, и в выступлениях представителей церкви. Конечно, все они испытывали влияние европейских мылителей К.А. де Р. Сен-Симона, Ф.Р. Ламенне, Ш. Фурье, В. Консидерана, Э. Кабе, Б. Дизраэли, Р. Оуэна, Жорж Санд, позднее К. Маркса, П.Ж. Прудона и других выдающихся социалистов Запада. Например, декабрист М.С. Лунин (1787–1845), один из учредителей «Союза спасения» и «Союза благоденствия» (был осужден на 20 лет каторги), лично знал К.А. де Р. Сен-Симона (1760 – 1825) – выдающегося французского мыслителя, социолога, социалиста-утописта. Однако декабристы были порождением российских общественных условий, а их социалистические представления вытекали из самой жизни и быта русских людей XIX в. Так, Павел Иванович Пестель (1793–1826), которого «можно считать первым русским социалистом»[23], полагал возможным переход к социализму через крестьянскую общину.

Ярко выраженный социалистический характер обрела русская общественная мысль XIX века в трудах революционных демократов А.И. Герцена (1812–1870), В.Г. Белинского (1811–1848), Н.П. Огарева (1813–1877), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Н.А. Добролюбова (1836–1861), Д.И. Писарева (1840–1868), М.В. Петрашевского (1821–1866). «Идея социализма, – писал В.Г. Белинский, – стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегой веры и знания. Все из нее, для нее и к ней. Она вопрос и решение вопроса. Она (для меня) поглотила и историю, и религию, и философию» [24].

В развитии и распространении идей социализма в русском обществе XIX в. большую роль сыграли революционеры-народники П.Н. Ткачев (1844–1885/1886) и П.Л. Лавров (1823–1900), русский революционер, теоретик анархизма М.А. Бакунин (1814–1876), ученый-географ, идеолог русского и международного анархизма П.А. Кропоткин (1842–1921) и другие революционные деятели России этой эпохи.

Наиболее крупную роль в разработке и утверждении социалистических ценностей в России в конце XIX в. выполнил Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918) – выдающийся русский теоретик и пропагандист марксизма, крупнейший деятель российского и международного рабочего и социалистического движения. Он был энциклопедически образованным ученым, исследователем в области истории, экономики, социологии, эстетике, религии и атеизма, блестящим публицистом. Он создал теоретические работы, которые не потеряли своего научного значения до сих пор. Среди них: «Социализм и политическая борьба», «История русской общественной мысли» (в трех томах), «Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля», «Н.Г. Чернышевский» и др.

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод: русская культура XIX в. явила пример невиданного взлета во всех областях творческой деятельности народа – главного творца и созидателя духовных и материальных ценностей. Ни в какое другое время русский народ не рождал столько гениальных сынов и дочерей, внесших величайший вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений. Вместе с тем эти великие свершения высветили и с еще большей силой поставили в центр общественного внимания острейшие социально – экономические и социокультурные проблемы, без решения которых Россия не могла двигаться вперед. Рубеж XIX – XX вв. для страны и ее народа стал временем уже не дискуссий, а решительных действий в дальнейшем созидательном подъеме российской цивилизации.

 

 

Литература

Алексеев М.П. Русская литература и ее мировое значение. М., 1989.

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Учебник в 2-х частях. М., 2002.

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М., 2000.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. М., 1997.

Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVII – XIX веков. М., 1984.

Декабристы: актуальные проблемы и новые подходы. Сборник. М., 2008.

Замалеев А.Ф. История русской культуры. СПб., 2005.

История России XVIII – XIX веков. Под ред. академика РАН Л.В. Милова. М., 2006.

Омельченко Н.А. История государственного управления в России. М., 2005.

Очерки русской культуры XIX века в 6-ти томах / Рук. проекта Л.В. Кошман. М., 1998.

Пивоваров Ю.С. Два века русской мысли. М., 2006.

Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002.

Реформы в России XVIII – XX вв.: Опыт и уроки. Учебное пособие / Под ред. проф. Я.И. Пляйса. М., 2009.

Российская цивилизация. Учебное пособие для вузов /Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003.

Сапрыкин В.А. Русский социализм в историческом контексте универсальных законов развития культуры // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник ИНИОН РАН. М., 2005.

Славянофильство: pro et contra; творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей. СПб., 2006.

Сухов А.Д. Столетняя дискуссия. Западничество и самобытность в русской философии. М., 1998.

Трушков В.В. Судьбы отечественной науки. М., 2009.

 


[1] Дынник В. Проспер Мериме // Мериме П. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1963. С.50.

[2] Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал–демократов // Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1958. С. 280, 289.

[3] Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002. С. 152.

[4] История России XVIII – XIX веков / Под ред. академика РАН Л.В. Милова. М., 2006. С. 591.

[5] Ленин В.И. Развитие капитализма в России // Полн. собр. соч. Т. 3. М., 1979. С. 597-598.

[6] Ленин В.И. Развитие капитализма в России // Полн. собр. соч. Т. 3. С. 502, 505.

[7] Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа // Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991. С. 31–43.

[8] Российская цивилизация. Учебное пособие / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003. С. 281.

[9] Адрианова–Перетц В.П. Крестьянская тема в литературе XVI века // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. М., 1954. Т. 10. С. 200–211.

[10] Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М., 2000. С.7.

[11] Сухов А.Д. Русская философия. Особенности, традиции, исторические судьбы. М., 1995. С. 109.

[12] Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. С. 19.

[13] Бердяев Н.А. Там же. С. 23.

[14] Пивоваров Ю.С. Два века русской мысли. М., 2006. С. 31–32.

[15] Пивоваров Ю.С. Два века русской мысли. С. 67.

[16] Сухов А.Д. Столетняя дискуссия. Западничество и самобытность в русской философии. М., 1998. С. 13.

[17] История России XVIII–XIX веков / Под ред. академика РАН Л.В. Милова. С. 540–541.

[18] Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. С. 170.

[19] Пивоваров Ю.С. Два века русской мысли. С. 186.

[20] Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. С. 86.

[21] Фонвизин М.А. Сочинения и письма. Т. II. Иркутск, 1982. С. 294– 295.

[22] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 206, 219.

[23] Москаленко А.Т. Социалистическая идея в общественном сознании и традициях народов России // Социализм – выбор истории. Новосибирск, 1998. С. 33.

[24] Утопический социализм в России: Хрестоматия / Под общ. ред. А.И. Володина. М., 1985. С. 92.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: