Возрастные периоды онтогенетического развития

Основное название Другие названия Возраст
Внутриутробное развитие (антенатальный, пренатальный онтогенез)
Эмбриональный период Развитие эмбриона 0—3 мес
Фетальный период Развитие плода 3—9 мес
Внеутробное развитие (постнатальный онтогенез)
Период новорожденности Грудной возраст Неонатальный период От рождения до 4 нед. 4 нед. — 1 год
Раннее детство Ясельный возраст 1—3 года
Первое детство Дошкольный возраст 4—7 лет
Второе детство Отрочество, младший школьный возраст Мальчики 8—12 лет, девочки 8—11 лет
Подростковый возраст Пубертатный период, старший школьный возраст Мальчики 13—16 лет, девочки 12—15 лет
Юношеский возраст Юность 16—20 лет
Зрелый возраст Зрелость  
1 период Зрелость Мужчины 22—38 лет, Женщины 21—35 лет
II период   Мужчины 36—60 лет, женщины 36—55 лет
Пожилой возраст   61—79 лет
Старческий возраст   75—90 лет
Долгожители   90 лет и старше

 

Первые семь периодов составляют прогрессивную стадию онтогене­за, зрелый возраст - стационарную, а последующие возрастные периоды -регрессивную стадию.

Возрастные показатели роста и развития организма – его фенотип – являются сплавом врождённых и приобретённых признаков.

Все структурные и функциональные изменения организма человека в разные возрастные периоды идут под влиянием двух основных групп факторов:

- наследственности - генотип, который определяет потенциальные возможности физического и умственного развития индивидуума, что необходимо учитывать при спортивном отборе, прогнозировании спортивной одарённости;

- условий внешней среды, которые делятся на: физические, химические, биологические и социальные.

К физическим факторам относятся: температура, гравитация (сила тяжести), влажность, инсоляции (действие солнечных лучей), электромагнитные излучения (телевизионные и радиопередающие устройства, включая сотовые телефоны), радиоактивное излучение, парциальное давление атмосферных газов, геомагнитные поля (нестабильность силы магнитного поля земли).

К химическим факторам относятся: состав атмосферного воздуха, состав воды, состав и качество пищи, наличие токсических веществ.

К биологическим факторам отнесятся: внутривидовое взаимодействие (общение с себе подобными, инстинктивные сугубо биологические реакции организма, возникающие самопроизвольно либо под влиянием других людей - ароматический портрет человека, внешний вид, состояние напряжения при попадании в толпу), межвидовое взаимодействие (контакт с представителями животного и растительного мира), микрофлора паразитарная и сапрофитная, переносчики инфекционных заболеваний, детские инфекционные болезни (корь, скарлатина, ветряная оспа, свинка, краснуха и т.п.).

Социальные факторы: образ жизни человека, уровень материального достатка, семья и ближайшее окружение, производственные отношения, явления мировой культуры (религия, музыка. литература, искусство).

У детей и подростков двигательная активность выступает в качестве важнейшего фактора, обеспечивающего реализацию генетической программы возрастного развития.

Основные теории онтогенеза.

1. «Правило поверхности» М. Рубнера Немецкий физиолог Макс Рубнер экспериментально доказал, что отношение количества потребляемой энергии пропорционально величине поверхности тела, т.е. поток энергии зависит от поверхности теплоотдачи. Таким образом, различия в соотношении массы и поверхности тела по Рубнеру объясняют разницу в интенсивности энергетического обмена между взрослыми и детьми.

2. Немецкий врач и физиолог Э.Гельмрейх, утверждая, что различия между взрослым и ребёнком находятся в двух плоскостях, которые необходимо рассматривать как самостоятельные аспекты: ребёнок как маленький организм и ребёнок как развивающийся организм.

3. Рассматривая ребенка как организм развивающийся И.А. Аршавский сформулировал «энергетическое правило скелетных мышц». Согласно этому «правилу», особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в за­висимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

4. П.К. Анохин в 40-е годы обосновал теорию о системогенезе, в основу которой положен принцип гетерохронии (неравномерного созревания функциональных систем). Согласно этой концепции, широкое функциональное объединение различ­но локализованных структур образуют функциональную систему, определяющую конечный приспособительный эффект, необходи­мый организму в данный момент.

Гетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны для всех этапов индивидуаль­ного развития.

5. Н.А. Берштейн показал, что постепенно в онтогенезе механизмы высшего управления движениями распространяются с возрастом от наиболее эволюционно древних подкорковых структур головного мозга к более новым, достигая все более высокого уровня «построения движений».

6. К общим законам индивидуального развития в 60-е годы А.А. Маркосян отнес «надежность биологической системы». Согласно этой концепции, весь путь развития проходит при наличии запаса жизненных возможно­стей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: