Показатели физического развития и полового созревания. Акселерация и ретардация ростовых процессов

Под физическим развитием понимают совокупность морфоло­гических и функциональных признаков организма, характеризую­щих длину, ширину и массу тела ребенка.

Длина тела (рост) является стабильным показателем физиче­ского развития, жестко контролируется геномом. Величиной длины тела обусловливаются размеры частей тела, органов, общая масса тела. Полноценный рост обеспечивается определенными условиями. Наиболее выражен­ным ростовым эффектом обладает гормон роста (соматотропный гормон - СТГ), синтезирующийся в передней доле гипофиза. Способствует росту гормон щитовидной железы - тироксин. Наибольший ростовой эффект тироксина определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном периодах. Тироксин стимулирует остеогенную активность и усиливает созрева­ние костей.

Андрогены, действуя преимущественно в препубертатном и пубертатном периодах усиливают развитие мышечной и костной тканей.

Длина тела доношенного новорожденного колеблется от 46 до 56 см. В первый год жизни длина тела ребенка по сравнению с первоначальной (при рождении) увеличивается на 25 см. Новый период нарастания темпов роста наблюдается в 5-7 лет - период вто­рого вытягивания. Годовой прирост может составлять 7-10 см. Наконец, резкое возрастание темпов роста наблюдается в период полового созревания - третий период вытя­гивания (с 11-12 до 15-16 лет). В последующие годы темпы физиче­ского развития снижаются, рост у женщин останавливается к 18-22 годам, у мужчин - к 20-25 годам.

Масса тела, в отличие от роста, является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро изменяется под влия­нием различных причин как эндогенного, так и экзогенного харак­тера. Возрастное увеличение массы тела обусловлено генетически, но значительно подвержено средовым влияниям (питание и др.). Существует корреляционная связь между массой тела и ростом, которая отражает существование выработанного в процессе фило­генеза оптимального для человека, как биологического вида, весо - ростового соотношения (индекс Кетле).

Окружность головы является важным показателем физического развития, связанным с оценкой здоровья, особенно детей ранне­го возраста. Этот показатель позволяет косвенно судить о росте и развитии мозговой ткани, наиболее интенсивных в первые два года жизни. Окружность головы отражает и общие закономерности био­логического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста, кроме того нарушения роста костей черепа могут быть отражением и причиной развития патологических состояний (мик­ро- и гидроцефалия).

Окружность груди является одним из основных антропомет­рических параметров, отражающих поперечные размеры тела. Этот показатель отражает степень развития грудной клетки (тесно взаимосвязан с функциональными показателями дыхательной системы), развитие ее мышечного аппарата, подкожного жира на груди.

Основная методика оценки физического развития - антропо­метрические исследования стандартными измерительными инстру­ментами.

Процесс полового созревания затрагивает все органы и системы организма. В этот период происходит формирование индивидуального морфотипа человека со специфическими особенностями формы и размеров тела, соотношения мышечной и жировой ткани. Завершаются процессы становления типологических особенностей поведенческих реакций, характеристик личности подростка. К специфическим особенностям переходного периода относится формирование первичных половых признаков (развитие половых желез и половых органов) и вторичных половых признаков (характерное оволосение, изменение тембра голоса, рост молочных желез).

В процессе полового созревания девочки опережают мальчиков на 1-2 года. Длительность этого периода имеет большие межиндивидуальные различия, зависящие от генетических особенностей индивидуума и ряда условий внешней среды.

Выделяют 5стадий полового созревания, определяемых по комплексу первичных и вторичных половых признаков.

I стадия, которая, начинаясь еще в младшем школьном возрасте в 7-8 лет, охватывает в основном препубертатный период — возраст 10-12 лет. Она характеризуется отсутствием вторичных половых признаков, но уже обнаруживает некоторые половые различия в деятельности ряда функциональных систем.

II стадия характеризуется активацией гипофиза. Она относится к 1-й фазе пубертата (у девочек это возраст 11-13 лет, у мальчиков — 13-15 лет). Эту стадию у мальчиков отличает небольшое увеличение яичек и слабое оволосение лобка, у девочек набухание молочных желез. Активация функций гипофиза сопровождается усиленной секрецией гонадотропного и соматотропного гормонов.

Ш стадия также соответствует 1-й фазе пубертата (у девочек до 13лет, у мальчиков до 15лет). Она характеризуется активацией половых желез. В крови растет концентрация половых гормонов. У мальчиков увеличиваются размеры яичек и длина полового члена, усиливается оволосение лобка. У девочек усиливается развитие молочных желез и оволосение лобка, начинается оволосение подмышечных впадин. На этой стадии особенно повышается у мальчиков содержание в крови соматотропина и наблюдается пубертатный скачок роста (около 14 лет).

IV стадия отмечается во 2-й фазе пубертата (у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16лет). Она характеризуется максимальным уровнем активности половых желез. У мальчиков происходит утолщение полового члена, усиленное оволосение лобка, появление волос на лице и в подмышечной впадине. К характерным признакам этой стадии относят также появление у них на лице юношеских угрей и связанную с удлинением голосовых связок ломку голоса — смену высоких обертонов на более низкие. У девочек заметного развития достигают молочные железы, оволосение лобка приближается к взрослому типу. Увеличиваются запасы подкожного жира. В 12-13 лет появляются первые менструации. У мальчиков в 15 лет появляются первые поллюции — выход созревших сперматозоидов из семенных пузырьков вместе с выделениями предстательной железы. Секреция соматотропина сохраняется на повышенном уровне у мальчиков, которые продолжают вытягиваться в длину и давать прирост силовых способностей.

V стадия завершает 2-ю фазу пубертата (у девочек к 15-летнему возрасту, у мальчиков — к 17-летнему возрасту). Эта стадия определяется достижением зрелого уровня первичных и вторичных половых признаков. Она характеризуется созреванием в мужском организме функционально зрелых сперматозоидов и готовностью женского организма к детородной функции.

Наряду с характерными особенностями физического и психи­ческого развития для большинства детей определенной возрастно-половой группы, встречаются разнообразные отклонения, которые выделены в два типы: акселерация развития - ускорение физиче­ского развития и функциональных систем организма, и ретардация развития - задержка физического развития и формирования функ­циональных систем организма.

Различают аксе­лерацию эпохальную (ускорение развития в сравнении с предыдущими поколениями) и внутригрупповую (ускорение развития в определенных возрастных группах).

Как возможные причины эпохальной акселерации отмечаются: урбани­зация населения (увеличение удельного веса городского населе­ния), усиление ультрафиолетового облучения (гелиогенная теория) увеличение уровня радиации на Земле, увеличение потребление белков (алиментарная теория), повышенное поступление в организм витаминов и минеральных солей (нутригенная теория), природные катаклизмы.

Дети, имеющие признаки внутригрупповой акселерации, в среднем составляют 13-20% от общего числа детей данного возрас­та. Для них характерны: более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам), несколько быстрее осуществляется пси­хическое развитие.

Биологические механизмы ретардации физического развития детей изучены недос­таточно. Имеют значение и эндогенные (наследственные, врожден­ные и приобретенные органические нарушения) и экзогенные воз­действия (различные факторы социального характера). Число детей с признаками ретардации внутри возрастных групп достигает 13-20%.

Критерием принадлежности к группе акселератов или ретар­дантов большинством исследователей принята разница величин ха­рактеризующего признака на одну сигму. Если медианты (дети, раз­вивающиеся средними темпами) имеют величину длины тела в пределах значения «М+- сигма» («сигма» - среднее квадратичное отклонение), то у акселератов длина тела больше значения «М + сигма», а у ретардантов - меньше значения «М - сигма».

Акселерация и ретардация в школьные годы могут быть гар­моничной и негармоничной. Для гармоничного варианта характер­но синхронное ускорение или замедление роста: показателей физи­ческого развития, полового созревания, двигательных качеств (мышечной силы, быстроты движений, скоростно-силовых ка­честв). Однако, скорость развития функций систем вегетативного обеспечения этими характеристиками не отличается. Для гармонич­ной ретардации основное значение имеет соответствующая наслед­ственность.

Чаще акселерациябывает негармоничной. Внутригрупповая негармоническая акселерация может встречаться в виде интенсивного полового со­зревания, часто в сочетании с повышением тонуса симпатической нервной системы. Такая акселерация сопровождается ухудшением адаптации к кислородному голоданию и физическим нагрузкам, снижением физической работоспособности и статической выносли­вости.

У акселератов преиму­щественно развивающимися двигательными качествами являются абсолютные величины мышечной силы, быстроты, скоростно-силовых качеств. Этим детям рекомендуются виды спорта: тяжелая атлетика, метание, спортивные игры, плавание, гребля, теннис, спринт. Дети с ретардацией имеют относительные величины тех же двигательных качеств. Они могут быть рекомендованы в спортивную гимнастику, акробатику, прыжки в воду, фигурное катание. Дети «без ростового сдвига» отли­чаются выносливостью в динамической циклической работе. Они успешны в локомоциях на длинные и сверхдлинные дистанции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: