double arrow

Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками


ФОРМУЛЯР Особый список ЛС, который носит ограниченный характер и позволяет использовать только те ЛС, которые входят в этот список. Формуляры разрабатываются для каждого типа ЛПУ, а на их базе разрабатывается формуляр города, области, страны. Этим достигается значительное сокращение номенклатуры используемых ЛС, повышается терапевтическая эффективность, облегчается закупка.

Уровень С

Уровень В

Уровень А

ВИДЬI ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

ФАЗЫ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ОСНОВНЫЕ КОДЕКСЬI ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

GLP(good laboratory practice - качественные лабораторные исследования) - тщательное изучение нового препарата на различных животных.

GCP(good clinical practice - качественные клинические исследования) - включает основные принципы и требования к организации этих исследований, гарантирующие надежность и достоверность полученных данных и обеспечивающих защиту прав человека.

GMP(good manufacturing practice) - качественное производство,

обеспечивающее выпуск лекарств, соответствующих утвержденным государственным органом стандартам.

В процессе клинических исследований новых лекарственных средств выделяют 4 взаимосвязанные фазы:




· клuнuко-фармакологuческuе исследования;

· пилотные u контролuруемые исследования;

· расширенные клинические исследования;

· пострегuстрацuонные исследования.

В медицине, основанной на доказательствах, выделяют несколько уровней доказательности:

Доказательства получены на основе метаанализа рандомизированных контролируемых исследований (raпdoтized coпtrolled trials) или на основе данных одного рандомизированного контролируемого клинического исследования.

Доказательства получены на основе данных контролируемого нерандомизированного исследования или на основе данных исследования с высоким уровнем дизайна (well-desigпed quasi-experiтeпtal study), например, когортные исследования (cohort studies).

Доказательства получены на основе данных описательных исследований (пoп-experiтeпtal descriptive studies): исследования «случай-контроль» (case-coпtrol studies), сравнительные исследования (comparative studies), корреляционные исследования (correlatioпstudies), одномоментные исследования (cross-sectioпal studies).

Уровень D

Доказательства получены на основе исследований отдельных случаев (case series, case report, cliпical exaтples), консенсусов специалистов (coпseпsus opiпioп of authorities) и заключений экспертных комитетов (expert coттittee reports).

Формулярная система- процесс, в течение которого медицинские работники, входящие в состав формулярно-терапевтического комитета лечебного учреждения, оценивают и отбирают из всех имеющихся на рынке страны наиболее эффективные, безопасные и затратно-эффективные лекарственные средства (ЛС).



Формулярный списокЛС содержит в себе лекарства, утвержденные для использования и закупок в данном лечебном учреждении. Список носит ограниченный характер.

Региональный формуляр ЛС- формуляр области.

Формулярный справочник- содержит базовую информацию о каждом внесенном в формуляр ЛС.

Формулярно-терапевтический комитет лечебного учреждения -отвечает за все аспекты формулярной системы, включая политику и регулирование отбора и использования ЛС, разработку

лекарственной информации. Состав: главный врач, зав. аптекой, клинический фармаколог, зав. отделением, начальник больницы.

Формуляр не является статичным. Он может меняться в зависимости от заключения формулярно-терапевтического комитета лечебного учреждения, благодаря запросам врачей больницы на включение или исключение какого-либо ЛС.

Лечить надо тогда,

когда нельзя не лечить.

Поменьше лекарств –

только совершенно необходимые.

Б.Е.Вотчал.

Физиология (от греч. physis — природа и logos — учение) — наука о природе, о существе жизненных процессов. Физиология изучает жизнедеятельность организма и отдельных его частей: клеток, тканей, органов, систем. Предметом изучения физиологии являются функции живого организма, их связь между собой, регуляция и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.



К моменту рождения организм ребенка еще очень далек от зрелого состояния. Человеческий детеныш рождается маленьким, беспомощным, он не может выжить без ухода и заботы взрослых. Необходимо много времени, чтобы он вырос и стал полноценным зрелым организмом.

Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития, называется возрастной физиологией.

Возрастная физиология – наука, изучающая особенности жизнедеятельности организма человека в различные возрастные периоды. Она изучает функции органов, систем органов, организма в целом по мере его роста и развития, особенности этих функций на каждом возрастном этапе.

Развитие многоклеточного организма (а организм человека состоит из нескольких миллиардов клеток) начинается в момент оплодотворения. Весь жизненный цикл организма — от зачатия до смерти — называется индивидуальное развитие, или онтогенез. В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

¨ Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

¨ Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.

Закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза традиционно являются предметом исследования возрастной физиологии (физиологии развития ребенка).

Предметом курса возрастной физиологии является изучение физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития, а также особенности реакции физиологических функций на педагогическое воздействие.

Физиология развития ребенка концентрирует свой интерес на тех этапах, которые представляют наибольший интерес для воспитателя, педагога, школьного психолога: от рождения до психосоциального созревания. Более ранние этапы, относящиеся к внутриутробному развитию, исследует наука эмбриология. Более поздние этапы, от достижения зрелости до старости, изучают нормальная физиология и геронтология.

Человек всегда живет в конкретных условиях окружающей среды, с которой он взаимодействует. Непрерывное взаимодействие и приспособление к среде обитания — общий закон существования живого. Человек научился не только приспосабливаться к среде, но и изменять окружающий его мир в необходимом направлении. Однако это не избавило его от воздействия факторов окружающей среды, причем на разных этапах возрастного развития набор, сила действия и результат воздействия этих факторов могут быть различны. Это определяет связь физиологии с экологической физиологией, которая изучает воздействие на живой организм разнообразных факторов внешней среды и способы приспособления организма к действию этих факторов.

В периоды интенсивного развития особенно важно знать, как действуют на человека факторы среды, как влияют различные факторы риска. Этому традиционно уделяется повышенное внимание. И тут физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требований и рекомендаций.

Роль условий жизни, причем не только «физических», но и социальных, психологических, в формировании здорового и приспособленного к жизни человека очень велика. Ребенок должен с раннего детства осознавать ценность своего здоровья, владеть необходимыми навыками его сохранения.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.

И наконец, физиология развития представляет собой естественнонаучную основу педагогики. При этом физиология развития неразрывно связана с психологией развития, поскольку для каждого человека его биологическое и личностное составляют единое целое. Недаром любое биологическое повреждение (болезнь, травма, генетические нарушения и т. п.) неминуемо сказывается на развитии личности. Педагог должен одинаково хорошо ориентироваться в проблемах возрастной психологии и физиологии развития: только в этом случае его деятельность принесет реальную пользу его ученикам.

Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:

· изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;

· выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;

· определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

· установление закономерностей индивидуального развития.

Возрастная физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и, широко использует данные из многих других биологических наук. Так, для понимания закономерностей формирования функций в процессе индивидуального развития человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем: сердца, печени, почек, крови, дыхания, нервной системы и т. д.

В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики.

Эффективность обучения и воспитания зависят от того, в какой мере учитываются физиологические особенности детей и подростков, периоды их развития, восприимчивости к тем или других факторов. Знание возрастной физиологии нужны педагогам (особенно классным руководителям) для определения эффективных методов обучения, для разработки методов формирования двигательных навыков детей и проведения оздоровительной работы в школе.

Возрастная физиология имеет важное значение для понимания особенностей психологии ребенка на разных этапах развития организма. Она помогает установить этапы развития процессов внимания, восприятия информации, формирования познавательных потребностей.







Сейчас читают про: