Таблица 5 – Формирование компетенций по темам дисциплины «Институциональная экономика, (дневная форма обучения)
Темы занятий | Коды компетен- ций | Знания, умения и навыки | Виды аттестации | |
Текущий контроль | Промежу- точная аттестация | |||
1.Институционализм как научная школа: этапы становления. | ОК-3 | Знать: - Причины возникновение институциональной теории. -Основные положения. - Этапы развития. -Общая характеристика основных направлений исследований. -Общественная психология. Факторы развития экономики Уметь: - Трактовать социально - экономические явления. - Трактовать «Теорию праздного класса» Владеть: -Идеями государственного регулирования экономики. - Основными идеями работы Т.Веблена | Контрольный опрос текущего материала, тестирование, подготовка доклада | зачет |
2.Институциональная теория: «старый» и «новый» институционализм. | ОК-3 | Знать: -Направления развития институциональной теории: - «Старый» институционализм. - Метод холизма и институционального детерменизма.; . - Неоинституционализм.. - Новая экономическая история Д.Норта. - Новая институциональная экономика. Уметь: - использовать теории прав собственности, оптимального контракта, общественного выбора. Владеть: - навыками использования: -Теории игр. -Теории неполной рациональности. -Экономикой соглашений. | Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада | |
3.Основные понятия и категории институциональной теории | ОК-3 | Знать: - Понятие института и институции. -Особенностями определения ключевых понятии институциональной теории Д.Нортом, Дж. Гэлбрейтом, современными российскими экономистами: Б.З. Мильнером, В.М. Полтеровичем, В. Тамбовцевым, Г.Б. Клейнером Р.М. Нуреевым, В.В. Дементьевым, Б.А. Ерзнкян, С.Г. Кирдиной, О.Иншакова и др. Уметь: использовать - нормы и правила; институциональные матрицы. Владеть: -Теорией институциональных ловушек. | Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, решение ситуационных задач, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада | |
4.Экономический анализ прав собственности | ОК-3 | Знать: -Понятие права собственности. -Правомочия собственника. Равновесие по Нэшу. - Специфика реализации прав собственности. Уметь: - использовать знания по движению и возвратности собственности. Владеть: - навыками работы по управлению собственностью, трастовым управлением собственностью | Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, решение ситуационных задач, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада | |
5.Внешние эффекты и теорема Коуза. | ОК-3 | Знать: -Потребительская экстерналия. -Технологический внешний эффект. -Денежный внешний эффект. - Внешние и внутренние экстерналии. - Проблемы расчета внешнего эффекта. - Теорема Коуза.. Уметь: - использовать варианты трактовки теоремы Коуза; Владеть: -навыками классификации внешних эффектов. | Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, решение ситуационных задач, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада | |
6.Трансакционные издержки. | ОК-3 | Знать: Понятие трансакционных издержек. Виды трансакционных издержек. Роль информационных издержек. Теория общественного выбора. Издержки согласования. Теория соглашений. Уметь: - определять роль неоднородности институциональной среды. Владеть: - Классификацией трансакционных издержек. | Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, решение ситуационных задач, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада | |
7. Институциональный аспект развития современных предприятий | ОК-3 | Знать: - Понятие предприятия в институциональной теории. -Пространственная классификация. -Неоклассическая модель предприятия. -Институциональная модель предприятия. -Эволюционная модель фирмы. -Предпринимательская модель фирмы. -Институциональная модель фирмы - Особенности формирования институциональной среды предприятия. Уметь: - Изменять функции предприятий. Владеть: -методами. взаимодействия с другими объектами: сетевые, средовые, социальные. | ||
8.Корпорации: институциональные особенности и перспективы развития | ОК-3 | Знать: - Понятие современной корпорации. Процессы концентрации капитала. Объективность создания финнасово- промышленных групп (ФПГ). Сетевая индустриальная структура. Стратегические преимущества ФПГ. Запирающий эффект при рыночной координации. Запирающий эффект при государственной координации. Квазиинтефикация в ФПГ. Интеграционный капитал. Уметь: - Распознавать перспективы развития современных корпораций. Владеть: - методами активизации слияний и поглащений. | Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, решение ситуационных задач, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада | |
9.Новая институциональная теория государства | ОК-3 | Знать: -Понятие государства. -Подходы Д.Норта и М.Вебера. - Общественные блага -.Коллективные блага. М.Олсон и проблема безбилетника. -Селективные стимулы -.Группы специальных интересов. -Спонтанный экономический порядок. -«Естественное состояние» общества. - Производство и защита правил как общественное благо. - Социальный контракт. -Институциональные аспекты обеспечения экономической безопасности Уметь: - использовать методы перераспределения функций государства и синтетическая модель государства. Владеть: Пониманием общественного блага | ||
Институциональные изменения | ОК-3 | Знать: Институциональное изменение. Инкрементное институциональное изменение. Дискретное институциональное изменение. Спонтанное институциональное изменение. Целенаправленное институциональное изменение. Классификация институциональных изменений. Зависимость от траектории предшествующего развития. Эффект блокировки. Уметь: Использовать институциональное равновесие. Владеть: Институциональными инструментамив переходной экономике. |
ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
|
|
|
|
Тесты
|
|
Типовой вариант теста.
Задание 1. Институциональная теория утверждает:
1) Предельные величины определят распределение ресурсов
2) Спрос порождает предложение
3) Предложение порождает спрос
4) Наряду с материальными факторами движущими силами экономики являются моральные, этические и т.д.
5) Материальные факторы определяют развитие экономики.
Ответ:
Задание 2. Кому принадлежит высказывание: «Институты - это результат процессов происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего.»
1) Т.Веблен
2) Дж. Гэлбрейт
3) Р.Коуз
4) Дж.Коммонс
5) Д.Норт
Ответ:
Задание 3. Кому принадлежит высказывание: «Институты — это “правила игры” в обществе.»
1) Т.Веблен
2) Дж. Гэлбрейт
3) Р.Коуз
4) Дж.Коммонс
5) Д.Норт
Ответ:
Задание 4. Кому принадлежит высказывание: «Требования, диктуемые техникой и организацией производства, а не идеологическими символами - вот что определяет облик экономического общества.»
1) Т.Веблен
2) Дж. Гэлбрейт
3) Р.Коуз
4) Дж.Коммонс
5) Д.Норт
Ответ:
Задание 5. Кому принадлежит высказывание: «Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, - это борьба за существование…»
1) Т.Веблен
2) Дж. Гэлбрейт
3) Р.Коуз
4) Дж.Коммонс
5) Д.Норт
Ответ:
Задание 6. Впервые теория институциональных «институциональных матриц» появилась в работах:
1) С.Кирдиной
2) В.Полтеровича
3) Р.Коуза
4) Д.Белла
5) Д.Норта
Ответ:
Задание 7. Тория «институциональных ловушек предложена»
1) О.Уильянсом
2) В.Полтеровичем
3) Р.Коузом
4) Д.Беллом
5) Э.Тоффлером
Ответ:
Задание 8. Холизм (или Органицизм) это:
1) преобладание социальных отношений над психофизическими качествами индивидов, что определяет сущностные свойства экономической системы;
2) преобладание рыночных отношений над психофизическими качествами индивидов, что определяет сущностные свойства экономической системы;
|
|
3) преобладание рационального поведения над иррациональным, что определяет сущностные свойства экономической системы;
4) преобладание социальных отношений над психофизическими качествами индивидов не определяет сущностные свойства экономической системы;
5) преобладание психофизических качеств индивидов над социальными отношениями, что определяет сущностные свойства экономической системы;
Задание 9. Неоинституциональная экономика (neoinstitutional
economics) характеризуется:
1) Использованием предельных величин;
2) Оставляет неизменным жесткое ядро неоклассики;
3) Оставляет неизменным жесткое ядро классической политэкономии;
4) отражает попытку создать новую теорию институтов, не связанную с прежними постулатами неоклассики;
5) Отрицает теорию Р.Коуза.
Ответ:
Задание 10. Новая институциональная экономика основывалась на применении:
1. Теории вероятности;
2. Теории математического ожидания;
3. Теории игр;
4. Теории общего равновесия;
5. Теории межотраслевого баланса
Ответ:
Задание 11. Ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив своё решение в одностороннем порядке, когда другие участники не меняют решения – это равновесие по:
1) Нэшу
2) Парето
3) Штакельбергу
4) Кейнсу
5) Коузу.
Ответ:
Задание 12. Внешние эффекты это:
1) величина полезности или издержек, которые отражены (неспецифированы) в условиях контрактов;
2) величина полезности или издержек, которые не отражены (неспецифированы) в условиях контрактов;
3) величина полезности или издержек, которые не отражены (неспецифированы) в условиях передачи правомочий;
4) величина совокупного спроса и предложения, которые не отражены (неспецифированы) в условиях контрактов;
5) величина совокупного спроса и предложения, которые отражены (неспецифированы) в условиях контрактов.
Ответ:
Задание 13. Оптимальность по Парето:
1) такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, может быть улучшено без ухудшения положения других элементов;
2) такое состояние системы, при котором значение каждого критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без улучшения положения других элементов;
3) такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без ухудшения положения других элементов;
4) такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, определяет равновесие системы;
5) такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не влияет на состояние системы.
Ответ:
Задание 14. «Если трансакционные издержки равны нулю, то окончательное размещение ресурсов Парето-оптимално вне зависимости от первоначального распределения прав собственности»- такова формулировка теоремы:
1) Т.Веблена
2) Дж. Гэлбрейта
3) Р.Коуза
4) В.Перето
5) Д.Норта
Ответ:
Задание 15. Теория трансакционных издержек обращает внимание:
1) на отсутствие рынка информации и искаженность ценовых сигналов в силу высокой степени монополизации рынка и структурных диспропорций;
2) на незавершенности формирования рынка и связанной с ней трудности найти замену контрагенту по сделке, на размерах национального рынка и большом числе его участников.
3) на объяснение высокого уровня трансакционных издержек нестабильностью соотношений различных соглашений и преобладанием фрагментации и экспансии как вариантов их соотношения.
4) на несовершенство рыночных отношений во всех их проявлениях.
5) На наличие трансакционных издержек в неоклассическом анализе.
Ответ:
Задание 16. К достоинствам проектного способа функционирования экономической системы не относится:
1) нет необходимости нанимать работников, заключать долгосрочные
контракты и осуществлять мониторинг исполнения трудовых обязанностей;
2) не нужно арендовать помещения, закупать оборудование, осуществлять его ремонт;
3) нет нужды в расходах на оформление предприятия, не нужно брать на себя юридические обязанности, вести учет, баланс, платить налоги и т.п.;
4) есть возможность сохранения тайны технологии и самого
факта выпуска товара.
5) трансакционные издержки, связанные с необходимостью поиска контрагентов, заключения и контроля множества договоров с разными юридическими лицами;
Ответ:
Задание 17. Квазиинтефацией называется:
1) координация экономических действий в административной форме;
2) координация экономических действий, занимающая промежуточное положение между рыночной и административной ее формами;
3) координация экономических действий в рыночной форме;
4) отсутствие координации экономических действий, занимающая промежуточное положение между рыночной и административной ее формами;
5) Отсутствие координация экономических действий в рыночной форме.
Ответ:
Задание 18. Под запирающим эффектом понимается:
1) ситуация, когда они не обеспечивают полного раскрытия экономического потенциала;
2) ситуация, когда они обеспечивают полное раскрытие экономического потенциала;
3) ситуация, когда они нейтральны;
4) ситуация, когда они обеспечивают устойчивость развития экономики;
5) ситуация, когда они приводят к экономическому кризису.
Ответ:
Задание 19. Запирающие эффекты при рыночной координации не могут возникнуть вследствие обстоятельства:
1) Дефицит оборотных средств в одном из звеньев технологической цепочки.
2) Дефицит координации действий при производственной кооперации.
3) Независимое приспособление связанных кооперацией компаний к риску.
4) Повышенная рискованность инвестиций в человеческий капитал, когда не гарантирована его устойчивая занятость в рамках данной корпоративной структуры.
5) Полной информации о продукте, располагаемой покупателем и продавцом.
Ответ:
Задание 20. В общем случае проблема безбилетника определяется как:
1) затруднённость осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках;
2) отсутствие затруднённости в осуществлении взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках;
3) взаимовыгодность коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках;
4) взаимовыгодность коллективных действий из-за не возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках.
5) В том, что каждый участник коллективных действий имеет право поступать как он хочет.
Ответ:
Контрольные работы