Этапы формирования компетенций. Таблица 5 – Формирование компетенций по темам дисциплины «институциональная экономика, (дневная форма обучения) темы занятий коды компетен- ций

Таблица 5 – Формирование компетенций по темам дисциплины «Институциональная экономика, (дневная форма обучения)

Темы занятий Коды компетен- ций Знания, умения и навыки Виды аттестации
Текущий контроль Промежу- точная аттестация
1.Институционализм как научная школа: этапы становления.   ОК-3   Знать: - Причины возникновение институциональной теории. -Основные положения. - Этапы развития. -Общая характеристика основных направлений исследований. -Общественная психология. Факторы развития экономики Уметь: - Трактовать социально - экономические явления. - Трактовать «Теорию праздного класса» Владеть: -Идеями государственного регулирования экономики. - Основными идеями работы Т.Веблена   Контрольный опрос текущего материала, тестирование, подготовка доклада зачет
2.Институциональная теория: «старый» и «новый» институционализм. ОК-3   Знать: -Направления развития институциональной теории: - «Старый» институционализм. - Метод холизма и институционального детерменизма.; . - Неоинституционализм.. - Новая экономическая история Д.Норта. - Новая институциональная экономика. Уметь: - использовать теории прав собственности, оптимального контракта, общественного выбора. Владеть: - навыками использования: -Теории игр. -Теории неполной рациональности. -Экономикой соглашений.     Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада  
3.Основные понятия и категории институциональной теории   ОК-3   Знать: - Понятие института и институции. -Особенностями определения ключевых понятии институциональной теории Д.Нортом, Дж. Гэлбрейтом, современными российскими экономистами: Б.З. Мильнером, В.М. Полтеровичем, В. Тамбовцевым, Г.Б. Клейнером Р.М. Нуреевым, В.В. Дементьевым, Б.А. Ерзнкян, С.Г. Кирдиной, О.Иншакова и др. Уметь: использовать - нормы и правила; институциональные матрицы. Владеть: -Теорией институциональных ловушек.     Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, решение ситуационных задач, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада
4.Экономический анализ прав собственности   ОК-3   Знать: -Понятие права собственности. -Правомочия собственника. Равновесие по Нэшу. - Специфика реализации прав собственности. Уметь: - использовать знания по движению и возвратности собственности. Владеть: - навыками работы по управлению собственностью, трастовым управлением собственностью     Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, решение ситуационных задач, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада
5.Внешние эффекты и теорема Коуза.   ОК-3   Знать: -Потребительская экстерналия. -Технологический внешний эффект. -Денежный внешний эффект. - Внешние и внутренние экстерналии. - Проблемы расчета внешнего эффекта. - Теорема Коуза.. Уметь: - использовать варианты трактовки теоремы Коуза; Владеть: -навыками классификации внешних эффектов.   Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, решение ситуационных задач, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада
6.Трансакционные издержки.   ОК-3   Знать: Понятие трансакционных издержек. Виды трансакционных издержек. Роль информационных издержек. Теория общественного выбора. Издержки согласования. Теория соглашений. Уметь: - определять роль неоднородности институциональной среды. Владеть: - Классификацией трансакционных издержек.     Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, решение ситуационных задач, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада
7. Институциональный аспект развития современных предприятий   ОК-3   Знать: - Понятие предприятия в институциональной теории. -Пространственная классификация. -Неоклассическая модель предприятия. -Институциональная модель предприятия. -Эволюционная модель фирмы. -Предпринимательская модель фирмы. -Институциональная модель фирмы - Особенности формирования институциональной среды предприятия. Уметь: - Изменять функции предприятий. Владеть: -методами. взаимодействия с другими объектами: сетевые, средовые, социальные.      
8.Корпорации: институциональные особенности и перспективы развития   ОК-3   Знать: - Понятие современной корпорации. Процессы концентрации капитала. Объективность создания финнасово- промышленных групп (ФПГ). Сетевая индустриальная структура. Стратегические преимущества ФПГ. Запирающий эффект при рыночной координации. Запирающий эффект при государственной координации. Квазиинтефикация в ФПГ. Интеграционный капитал. Уметь: - Распознавать перспективы развития современных корпораций. Владеть: - методами активизации слияний и поглащений.   Контрольный опрос текущего материала, проверка выполнения домашнего задания, решение ситуационных задач, аудиторная контрольная работа, подготовка доклада  
9.Новая институциональная теория государства ОК-3   Знать: -Понятие государства. -Подходы Д.Норта и М.Вебера. - Общественные блага -.Коллективные блага. М.Олсон и проблема безбилетника. -Селективные стимулы -.Группы специальных интересов. -Спонтанный экономический порядок. -«Естественное состояние» общества. - Производство и защита правил как общественное благо. - Социальный контракт. -Институциональные аспекты обеспечения экономической безопасности Уметь: - использовать методы перераспределения функций государства и синтетическая модель государства. Владеть: Пониманием общественного блага    
Институциональные изменения ОК-3   Знать: Институциональное изменение. Инкрементное институциональное изменение. Дискретное институциональное изменение. Спонтанное институциональное изменение. Целенаправленное институциональное изменение. Классификация институциональных изменений. Зависимость от траектории предшествующего развития. Эффект блокировки. Уметь: Использовать институциональное равновесие. Владеть: Институциональными инструментамив переходной экономике.      

ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Тесты

Типовой вариант теста.

Задание 1. Институциональная теория утверждает:

1) Предельные величины определят распределение ресурсов

2) Спрос порождает предложение

3) Предложение порождает спрос

4) Наряду с материальными факторами движущими силами экономики являются моральные, этические и т.д.

5) Материальные факторы определяют развитие экономики.

Ответ:

 

Задание 2. Кому принадлежит высказывание: «Институты - это результат процессов происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего.»

1) Т.Веблен

2) Дж. Гэлбрейт

3) Р.Коуз

4) Дж.Коммонс

5) Д.Норт

Ответ:

Задание 3. Кому принадлежит высказывание: «Институты — это “правила игры” в обществе.»

1) Т.Веблен

2) Дж. Гэлбрейт

3) Р.Коуз

4) Дж.Коммонс

5) Д.Норт

Ответ:

 

Задание 4. Кому принадлежит высказывание: «Требования, диктуемые техникой и организацией производства, а не идеологическими символами - вот что определяет облик экономического общества.»

1) Т.Веблен

2) Дж. Гэлбрейт

3) Р.Коуз

4) Дж.Коммонс

5) Д.Норт

Ответ:

 

Задание 5. Кому принадлежит высказывание: «Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, - это борьба за существование…»

1) Т.Веблен

2) Дж. Гэлбрейт

3) Р.Коуз

4) Дж.Коммонс

5) Д.Норт

Ответ:

 

Задание 6. Впервые теория институциональных «институциональных матриц» появилась в работах:

1) С.Кирдиной

2) В.Полтеровича

3) Р.Коуза

4) Д.Белла

5) Д.Норта

Ответ:

Задание 7. Тория «институциональных ловушек предложена»

1) О.Уильянсом

2) В.Полтеровичем

3) Р.Коузом

4) Д.Беллом

5) Э.Тоффлером

Ответ:

 

Задание 8. Холизм (или Органицизм) это:

1) преобладание социальных отношений над психофизическими качествами индивидов, что определяет сущностные свойства экономической системы;

2) преобладание рыночных отношений над психофизическими качествами индивидов, что определяет сущностные свойства экономической системы;

3) преобладание рационального поведения над иррациональным, что определяет сущностные свойства экономической системы;

4) преобладание социальных отношений над психофизическими качествами индивидов не определяет сущностные свойства экономической системы;

5) преобладание психофизических качеств индивидов над социальными отношениями, что определяет сущностные свойства экономической системы;

Задание 9. Неоинституциональная экономика (neoinstitutional

economics) характеризуется:

1) Использованием предельных величин;

2) Оставляет неизменным жесткое ядро неоклассики;

3) Оставляет неизменным жесткое ядро классической политэкономии;

4) отражает попытку создать новую теорию институтов, не связанную с прежними постулатами неоклассики;

5) Отрицает теорию Р.Коуза.

Ответ:

Задание 10. Новая институциональная экономика основывалась на применении:

1. Теории вероятности;

2. Теории математического ожидания;

3. Теории игр;

4. Теории общего равновесия;

5. Теории межотраслевого баланса

Ответ:

Задание 11. Ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив своё решение в одностороннем порядке, когда другие участники не меняют решения – это равновесие по:

1) Нэшу

2) Парето

3) Штакельбергу

4) Кейнсу

5) Коузу.

Ответ:

Задание 12. Внешние эффекты это:

1) величина полезности или издержек, которые отра­жены (неспецифированы) в условиях контрактов;

2) величина полезности или издержек, которые не отра­жены (неспецифированы) в условиях контрактов;

3) величина полезности или издержек, которые не отра­жены (неспецифированы) в условиях передачи правомочий;

4) величина совокупного спроса и предложения, которые не отра­жены (неспецифированы) в условиях контрактов;

5) величина совокупного спроса и предложения, которые отра­жены (неспецифированы) в условиях контрактов.

Ответ:

Задание 13. Оптимальность по Парето:

1) такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, может быть улучшено без ухудшения положения других элементов;

2) такое состояние системы, при котором значение каждого критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без улучшения положения других элементов;

3) такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без ухудшения положения других элементов;

4) такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, определяет равновесие системы;

5) такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не влияет на состояние системы.

Ответ:

Задание 14. «Если трансакционные издержки равны нулю, то окончательное размеще­ние ресурсов Парето-оптимално вне зависимости от первоначального распределения прав собственности»- такова формулировка теоремы:

1) Т.Веблена

2) Дж. Гэлбрейта

3) Р.Коуза

4) В.Перето

5) Д.Норта

Ответ:

Задание 15. Теория трансакционных издержек обращает внимание:

1) на отсутствие рынка информации и искаженность ценовых сигналов в силу высокой степени монополизации рынка и структурных диспропорций;

2) на незавершенности формирования рынка и связанной с ней трудности найти замену контрагенту по сделке, на размерах национального рынка и большом числе его участников.

3) на объяснение высокого уровня трансакционных издержек нестабильностью соотношений различных соглашений и преобладанием фрагментации и экспансии как вариантов их соотношения.

4) на несовершенство рыночных отношений во всех их проявлениях.

5) На наличие трансакционных издержек в неоклассическом анализе.

Ответ:

Задание 16. К достоинствам проектного способа функционирования экономической системы не относится:

1) нет необходимости нанимать работников, заключать долгосрочные

контракты и осуществлять мониторинг исполнения трудовых обязанностей;

2) не нужно арендовать помещения, закупать оборудование, осуществлять его ремонт;

3) нет нужды в расходах на оформление предприятия, не нужно брать на себя юридические обязанности, вести учет, баланс, платить налоги и т.п.;

4) есть возможность сохранения тайны технологии и самого

факта выпуска товара.

5) трансакционные издержки, связанные с необходимостью поиска контрагентов, заключения и контроля множества договоров с разными юридическими лицами;

Ответ:

Задание 17. Квазиинтефацией называется:

1) координация экономических действий в административной форме;

2) координация экономических действий, занимающая промежуточное положение между рыночной и административной ее формами;

3) координация экономических действий в рыночной форме;

4) отсутствие координации экономических действий, занимающая промежуточное положение между рыночной и административной ее формами;

5) Отсутствие координация экономических действий в рыночной форме.

Ответ:

Задание 18. Под запирающим эффектом понимается:

1) ситуация, когда они не обеспечивают полного раскрытия экономического потенциала;

2) ситуация, когда они обеспечивают полное раскрытие экономического потенциала;

3) ситуация, когда они нейтральны;

4) ситуация, когда они обеспечивают устойчивость развития экономики;

5) ситуация, когда они приводят к экономическому кризису.

Ответ:

Задание 19. Запирающие эффекты при рыночной координации не могут возникнуть вследствие обстоятельства:

1) Дефицит оборотных средств в одном из звеньев технологической цепочки.

2) Дефицит координации действий при производственной кооперации.

3) Независимое приспособление связанных кооперацией компаний к риску.

4) Повышенная рискованность инвестиций в человеческий капитал, когда не гарантирована его устойчивая занятость в рамках данной корпоративной структуры.

5) Полной информации о продукте, располагаемой покупателем и продавцом.

Ответ:

Задание 20. В общем случае проблема безбилетника определяется как:

1) затруднённость осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможно­сти получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках;

2) отсутствие затруднённости в осуществлении взаимовыгодных коллективных действий из-за возможно­сти получения экономическими агентами выгоды без участия в общих из­держках;

3) взаимовыгодность коллективных действий из-за возможно­сти получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках;

4) взаимовыгодность коллективных действий из-за не возможно­сти получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках.

5) В том, что каждый участник коллективных действий имеет право поступать как он хочет.

Ответ:

 

Контрольные работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: