Хотя на участке стеснения сооружениями мостового перехода поток имеет пространственную (трехмерную) структуру, существующие методы расчета отверстий основаны, тем не менее, на использовании одномерной модели установившегося потока. Его параметры соответствуют пику паводка. Отверстие моста Вм, средняя глубина в отверстии после размыва hn p, характеризующие площадь живого сечения в отверстии моста ω=Вм/hnр, определяются по уравнению расхода Q=vω.
Основной задачей, от решения которой зависит получаемый результат, является назначение расчетной скорости в русле под мостом, при которой деформации прекращаются.
Общий размыв подмостового русла оценивается коэффициентом размыва. Различают коэффициенты размыва по глубине и по площади. Первый представляет отношение средних или максимальных глубин в русле под мостом после и до размыва
(18.4)
второй - отношение площадей живого сечения потока под мостом после и до размыва
(18.5)
Рассмотрим некоторые из предложенных в разные годы методов расчета.
|
|
Н. А. Белелюбский заметил, что русла рек устойчивы и не размываются в паводок при скоростях потока, значительно превышающих неразмывающие скорости для грунтов, слагающих русла. В 1875 г. на основе наблюдений он сделал вывод, что русловая бытовая скорость vрб является той характерной скоростью, при которой прекратится размыв русла под мостом. Это положение носит название постулата Белелюбского. Основной расчетной зависимостью, получаемой на базе постулата, является выражение для определения необходимой рабочей площади под мостом до размыва, которое с учетом формулы (18.5) имеет вид
где (μ - коэффициент, учитывающий стеснение потока опорами моста и сжатие его в подмостовом отверстии.
Л. Л. Лиштваном в 1947 г. предложен метод расчета, согласно которому общий размыв прекращается, когда скорость под мостом при глубине hnp станет равной так называемой скорости динамического равновесия:
(18.7)
где dcp - средняя крупность несвязных грунтов русла, мм; а - параметр, зависящий от вероятности превышения расчетного расхода ВП, %:
ВП | 0,33 | |||||||||
а | 1,07 | 0,97 | 0,91 | 0,86 | 0,81 | 0,74 | 0,72 | 0,69 | 0,67 |
х - показатель, определяемый в зависимости от величины dср:
dср | 0,05 | 0,3 | |||||||
х | 0,43 | 0,42 | 0,4 | 0,38 | 0,35 | 0,30 | 0,28 | 0,26 | 0,24 |
В основу предложенного О. В. Андреевым в 1955 г. метода расчета с использованием уравнения деформаций (18.4) было принято положение, что размыв русла в сжатом створе под мостом, обусловленный повышением транспортирующей способности потока, прекратится (dω/dt=O), когда будет восстановлен продольный баланс наносов, т. е. dQs/dl=O. Последнее условие соответствует равенству бытового расхода наносов Qsм и расхода наносов в стесненном створе под мостом Qsм. Для расхода наносов использована обобщенная формула
|
|
(18.8)
где величины А, т, k различны у разных авторов. Из условий Qs6=Qsм и выраженных по формуле (18.8) при значениях m =4 и k =0,5 (как средневзвешенных по всем формулам расхода наносов), сокращении коэффициентов А и малозначащих членов, была получена зависимость для определения средней скорости в русле, при которой заканчивается размыв:
(18.9)
По формулам (18.6), (18.7) и (18.9) получены зависимости для определения глубины под мостом после размыва, а также для определения отверстия моста (табл. 18.1).
Таблица 18.1
Расчетные формулы
для определения глубины под мостом и ширины отверстия моста
Автор | Глубина русла под мостом | Ширина отверстия моста |
Белелюбскин Н.А. | ||
Лиштван Л.Л. | ||
Андреев О.В. |
Для назначения ширины отверстия моста необходимо задать значение коэффициента размыва Р, исходя из конструкции фундаментов опор или условий судоходства и т. п. Из формул глубины общего размыва русла Белелгобского и Андреева (см. табл. 18.1) следует, что уширение русла под мостом, т. е. увеличение ширины русла под мостом Bрм, ведет к снижению размыва. В связи с этим при проектировании мостового перехода может предусматриваться искусственное уширение подмостового русла, называемое срезкой. Срезку выполняют, удаляя связные грунты с пойменной части отверстия моста до уровня межени с обязательным обнажением несвязных аллювиальных грунтов. Величиной, подлежащей определению расчетом, является ширина срезки ΔB=Bрм -Bр6.
По предложению О. В. Андреева, глубину общего размыва на пойменных участках отверстия моста находят из условия, что размыв прекращается при уменьшении скорости до неразмывающего значения. Из этого условия при неизменном пойменном расходе (Qпм=const) следует
(18.10)
где hпб, hпм - глубины на пойменных участках в отверстии моста соответственно до и после размыва; βп=Qпм/Qпб - коэффициент увеличения пойменного расхода, по своему смыслу аналогичный коэффициенту общего стеснения β. Так как в выражении (18.10) неразмывающая скорость vнр зависит от искомой величины hпр, то решение возможно подбором или графо-аналитическим способом.
Дальнейшее развитие методов расчета отверстий мостов в рамках одномерной модели связано с предложением О. В. Андреева учитывать нестационарность потока путем замены (схематизации) реального гидрографа паводка ступенчатым и применения уравнения деформации (18.2) для определения глубин общего размыва подмостового русла. Следует отметить, что в такой постановке, в отличие от приведенных выше методов, можно решать только задачу определения общего размыва при известной ширине отверстия моста.
Метод расчета общего размыва по гидрографу паводка, предложенный И.С. Ротенбургом, предусматривает замену реального паводка на ступенчатый с небольшим числом ступеней и является одним из вариантов метода конечных разностей. В качестве расчетного интервала длиной Δl принимался участок русла между створом наибольшего подпора П-П (см. рис. 4.1.2.1) и подмостовым створом III-III. Малое число ступеней схематизированного гидрографа и использование одного расчетного интервала по длине делает метод Ротенбурга доступным для выполнения расчетов «вручную» без применения ЭВМ.
В практике мостового строительства все чаще встречаются задачи расчета отверстий мостов на воздействие резко нестационарных потоков волн прорыва, которые рассматриваются в отдельных курсах.