Графики движения волны прорыва показывают изменения основных параметров волны по длине реки. Они могут строиться на всю длину распространения волны прорыва или для участка реки.
Графики движения волны прорыва строятся на плоскости Z-L-T (рис. 2.3.4.2),
где L - расстояние от гидроузла - откладывается на осиабсцисс;
Z - отметки уровня - используется левая ось координат;
Т - время с момента разрушения - отмечается на правойоси ординат.
Основой графика является продольный профиль реки, построенный в плоскости Z - L, на которой наносят максимальный уровень воды в расчетных створах при движении волны прорыва.
В плоскости L – Т строятся графики движения фронта, гребня и хвоста.
В некоторых случаях строятся упрощенные графики движения волны прорыва, где вместо оси Z (уровней) применяют ось Н (глубины потока). При этом не строится продольный профиль реки.
Графики движения волны прорыва позволяют определить параметры волны прорыва в любом промежуточном створе реки, что можнопродемонстрировать на плакате.
|
|
Рис. 2.3.4.2. График движения волны прорыва
Графики интенсивности изменения характеристик затопления во времени
Графики интенсивности изменения характеристик затопленияво времени строятся обычно для глубины затоплений Н, ширины затопления В и скорости течения V. То есть строятся графики глубины, ширины и скорости течения за время прохождения волны прорыва в заданном створе (рис. 2.3.4.3):
Н = Н (Т); В = В (Т); V = V (T).
Рис. 2.3.4.3. Графики интенсивности изменения характеристик затопленияво времени
Эти графики обычно используются для оценки изменения параметров волны прорыва во времени.
Гидравлика мостов
При пересечении автомобильных и железных дорог с реками и другими водными преградами возводятся комплексы инженерных сооружений, называемые переходами через водотоки. В их состав обычно входят искусственные сооружения, подходы к ним, регуляционные и защитные сооружения. Наиболее широкое распространение получили мостовые переходы, где в качестве искусственных сооружений применяются мосты.
По роду транспорта мостовые переходы подразделяются на автодорожные, железнодорожные, совмещенные, на городские переходы, переходы для нефте- и газопроводов.
По сроку действия в течение года различают высоко- и низководные мостовые переходы. Высоководные мостовые переходы обеспечивают движение по трассе в течение всего года, включая и период пропуска высоких вод. Этот вид переходов является преобладающим. На низководных мостовых переходах, затопляемых при пропуске высоких вод, движение транспорта на это время прекращается.
|
|
Мостовые переходы различаются схемой пропуска потока через сооружения перехода. Наиболее распространенной для высоководных мостов является схема, в которой мостом перекрываются русло реки и незначительные участки пойм, а основная часть пойм - земляными насыпями подходов (рис. 4.1.1.1, а). Весь идущий по водотоку расход пропускается отверстием моста. Другая схема, также относящаяся к высоководным мостовым переходам, предусматривает деление потока на части и пропуск их через два или более число отверстий, устраиваемых в составе мостового перехода и называемых групповыми отверстиями (рис. 4.1.1.1, б). В этом случае мосты, располагаемые на пойме или на протоках (вне главного русла), называют пойменными. Для низководных мостовых переходов применяется схема, предусматривающая пропуск части расхода при высоких уровнях переливом через насыпи подходов (рис. 4.1.1.1, в), а иногда и через искусственные сооружения (рис. 4.1.1.1, г) низководных мостовых переходов.
Рис 4.1.1.1. Гидравлика мостов
Условия работы мостовых переходов определяются видом и строением русла, типом руслового процесса, а также характером потока и его параметрами.
В зависимости от вида водной преграды бывают мостовые переходы через равнинные, предгорные, горные реки, водохранилища, озера и т. п. Во время паводков потоки на равнинах и предгорных реках характеризуются числами Рейнольдса Re=vh/ν=105-106, что свидетельствует о развитом турбулентном режиме движения паводочных волн, и значениями параметра кинетичности Пк=v2/(gh)=10-2-10-3, соответствующими спокойному энергетическому состоянию потока. У предгорных рек чаще всего отсутствует пойма, а русло неустойчиво, имеет рукава и потоки, меняющие свою форму и местоположение. Горные реки обычно текут в узких долинах, имеют высокую скорость потока, перемещающего по дну крупные камни.
Потоки, пропускаемые сооружениями мостовых переходов, обычно являются неустановившимися, с различной степенью нестационарности. Среди них наиболее распространены паводки. Движение по руслу паводочной волны зависит от строения русла и поймы - неровностей поймы, наличия стариц, русловых проток, старых береговых валов и грив, различных возвышенностей и массивов растительности. При определенной совокупности признаков возможно образование вторичных течений, застойных замкнутых зон и т. д. Русловый и пойменный потоки, резко различающиеся по скоростям течения и глубинам, взаимно влияют друг на друга.
При расположении мостовых переходов в нижних бьефах плотин вследствие регулирования стока на этих сооружениях потоки, пропускаемые через отверстия мостов, являются неустановившимися, т. е. волнами наполнения и отлива. При разрушении водоподпорного сооружения (плотины) отверстие моста будет работать на пропуск резко нестационарного потока — волны прорыва. При расположении мостовых переходов в низовьях рек, в том числе впадающих в водохранилища, за счет изменения уровней в водоеме, например при работе гидроэлектростанции, отверстия мостов будут работать на пропуск неустановившихся медленно изменяющихся потоков - волн подпора и излива с возможным периодическим изменением направления движения потока в отверстии моста на обратное.