Сжатие потока, пропускаемого через отверстие моста, и последующее его расширение являются сложным процессом и характеризуются широким разнообразием условий. Схематизация этих условий имеет целью четче представить физику процесса и выявить основные его закономерности (рис. 4.1.2.1).
Рис. 4.1.2.1. Расчетная схема моста
Долина реки и коренное русло принимаются прямолинейными и постоянной ширины, соответственно Во и Врб (рис. 4.1.2.1, а). Рельеф дна русла и пойм принимается плоским.
Далее, неустановившееся движение в русле представляют установившимся, т. е. значения уровня и расхода считают неизменными во времени, соответствующими, например, пику расчетного паводка. Ось мостового перехода ориентируется нормально к направлению течения схематизированного потока.
Стеснение речного потока сооружениями мостового перехода представляет собой местное сопротивление. Оно вызывает увеличение отметок свободной поверхности - подпор перед мостом. Подпор распространяется вверх по течению на значительное расстояние. Если принять створ 1-1 на рис. 4.1.2.1 за границу, выше которой влияние моста уже не сказывается, т. е. бытовые условия мостом не нарушены, то в пределах участка от створа /-/ до створа //-// устанавливается кривая подпора типа а1 так как русло принято призматически. В сечении //-// (в конце кривой подпора а1) превышение уровня над его положением в бытовом состоянии (рис. 4.1.2.1, б) достигает почти максимальной величины на всем протяжении предмостового участка и называется полным подпором. При очень сильном стеснении потока и при размыве под мостом наибольший подпор Δz располагается ближе к мосту по сравнению с сечением //-//.
|
|
Непосредственно перед мостом свободная поверхность имеет сложную форму в виде воронки. Криволинейное сечение П — П (рис. 4.1.2.1, а) соответствует верхней границе воронки. Подпор для центральной струйки в сечениях //-// и П-П может считаться одинаковым. Уменьшение ширины потока в пределах воронки приводит к увеличению скоростей течения. В обычных условиях при устройстве струенаправляющих дамб скорости достигают наибольших значений в подмостовом сечении III-III.
От створа /-/ вниз по течению скорости крайних струй уменьшаются, а глубины увеличиваются почти до самой насыпи подхода. Вдоль насыпи наблюдается увеличение скоростей вначале небольшое, ниже сечения П-П - более значительное и на коротком участке у голов струенаправляющих дамб скорости крайней струи резко возрастают. Свободная поверхность перед границей водной воронки (сечение П-П) близка к горизонтальной. У верхового откоса насыпи на некотором удалении от моста устанавливается наибольший по абсолютной величине подпор у насыпи Δzн (рис. 4.1.2.1, б).
|
|
В створе ///-/// наибольшего сжатия потока, который при правильно устроенных струенаправляющих дамбах располагается в отверстии моста, струи параллельны между собой. Уровень воды в этом сечении близок к бытовому, но в зависимости от условий растекания может быть как больше, так и меньше бытового, т. е. значение подмостового подпора может быть и положительным и отрицательным (ΔzM>0 и ΔzM<0).
За мостом на участке между сечениями ///-/// и IV- IV поток расширяется (растекается) и скорости потока уменьшаются. За границей крайних струй образуются обширные водоворотные области (рис. 4.1.2.1, а). За сечением IV-IV происходит восстановление бытовых условий водотока.
При усложнении схемы применительно к неустановившемуся движению следует рассматривать процесс за короткий отрезок времени, в пределах которого расход можно считать неизменным. Следует иметь в виду, что картина течения в разные интервалы времени будет различной. Это будет выражаться в изменениях положения указанных створов, значений подпоров, скоростей, размеров воронки перед мостом, очертанием крайних струй в зонах сжатия и растекания потока, обусловленных изменением расхода (уровня).
Стеснение потока мостовым переходом при данном уровне может быть, интегрально оценено отношением β общего расхода воды к части расхода, проходящей при отсутствии стеснения в пределах отверстия моста, которое называется коэффициентом общего стеснения или коэффициентом увеличения расхода:
Величина QM определяется как сумма расходов, проходящих в бытовых условиях по руслу (QРБ) и по участкам пойм в пределах отверстия моста (QПМБ), значения которых могут быть определены по эпюре элементарных расходов, построенной для створа перехода при рассматриваемом уровне (рис. 4.1.2.2). При рассмотрении неустановившегося движения коэффициент стеснения β также изменяется во времени и достигает наибольшего значения на пике расчетного паводка.
Рис. 4.1.2.2. Расчетная схема мостового перехода
На водотоке в бытовых условиях можно выделить две характерных области: русло, по которому вместе с водой движутся наносы, и поймы, на которых движения руслоформирующих наносов нет, и не происходит смыва частиц грунта, т. е. бытовые скорости течения на пойме меньше неразмывающих (Vпб<Vнр) для грунтов верхнего слоя (пойменного наилка). Стеснение потока приводит к его переформированию и возникновению размывов.
Размыв в русле связан с повышением транспортирующей' способности потока из-за увеличения скоростей и, следовательно, выноса наносов из-под моста по сравнению с их поступлением с верховых участков русла. На пойменных участках размывы происходят, если возросшие скорости течения превысят неразмывающие, т. е. (Vпб>Vнр).
Размыв в виде равномерного понижения дна в отверстии моста и на некотором протяжении русла вверх и вниз по течению называют общим. В местах концентрации потока, возникающих, если струенаправляющие дамбы не обеспечивают равномерного распределения скоростей по ширине отверстия или по другим причинам, развивается сосредоточенный размыв.
У опор моста и голов струенаправляющих дамб возникают также местные размывы. Причиной местного размыва у промежуточных опор моста является локальное нарушение кинематической структуры потока, характеризующееся вихреобразованием и возрастанием скоростей течения. Местный размыв у голов струенаправляющих дамб обусловлен двумя причинами: во-первых, образованием вальца, увеличивающего донные скорости, в месте набегания потока на дамбу; во-вторых, резким увеличением скорости течения вдоль дамбы вследствие значительного перепада уровней на небольшом по протяжению участке у голов дамб.
|
|
По общему и местному (у опор) размывам определяют глубину заложения и конструкцию фундаментов опор, а местный размыв у дамб влияет на выбор конструкции и размеров укреплений. По значениям подпоров устанавливают отметки (высотное положение) бровки насыпи подходов и конструкций пролетного строения. Сосредоточенные размывы вообще не должны допускаться.
Таким образом, основными задачами гидравлического расчета мостовых переходов являются: расчет общего размыва, определение глубины местного размыва у промежуточных опор моста, назначение размеров и очертания струенаправляющих дамб, обеспечивающих безотрывное обтекание их потоком и равномерное распределение расхода по ширине отверстия моста, расчет глубины местного размыва у голов дамб, определение значений подпоров.
Важность гидравлических расчетов при проектировании мостовых переходов обусловлена необходимостью технико-экономического сопоставления вариантов и выбора оптимальных параметров сооружений перехода, обеспечивающих надежную работу мостового перехода при наименьших затратах на строительство и эксплуатацию сооружений и минимуме ущерба окружающей среде.
Уменьшение, например, отверстия моста на равнинных реках ведет в целом к снижению стоимости сооружений мостового перехода, поскольку стоимость единицы длины подходов к мосту, как известно, ниже стоимости единицы длины моста. Однако при этом увеличиваются размывы подмостового русла, усложняется конструкция фундаментов опор, возрастает подпор перед мостом, усложняется эксплуатация перехода, увеличиваются площади затоплений, в большей мере заболачиваются поймы, ухудшаются условия для их использования в сельском хозяйстве и т. д.