ГЛАВА 3. АРХАНГЕЛЬСКИЙ СЕВЕР В СОСТАВЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (XVI - XVH ВВ.)
Волости и уезды, деревни и посады
Волости и уезды черносошного Севера разделялись в XYI- ХУН вв. на 18 территориальных единиц: 14 уездов, а также 3аонежский и Лопский погосты, Устьянская волость и Чарондская округа.
К Архангельскому Северу относились уезды, образованные на землях бывших новгородских владений (Кольская, Каргопольская, Двинская, Важская, Яренская «волости», Лопский погост) и на землях бывших удельных княжеств (Великоустюжская и Устьянская «волости», Сольвычегодский, Кеврольский (Кегрольский) и Мезенский уезды.Сначала уезды («волости») делились на «половины» (например, Двинская «волость»), позднее, с ХУН в., было введено деление уездов на «четверти» (например, Важский уезд делился на Шенкурскую, Верхневажскую, Кокшеньгскую и Подвинскую «чети») и на «третю). Вместе с тем существовало деление уездов на «станы» (например, Важский уезд делился на 11 «станов»). Низовыми же подразделениями уездов стали погосты, волости, села и деревни. Волость объединяла от двух до ста пятидесяти поселений. В селении числилось от трех и более дворов. Встречались и другие наименования, явно фискального происхождения - «сотни» (Двинской, Важский и др. уезды), «десятины» (Важский уезд), «сошки» (Сольвычегодский уезд), слободы.
|
|
Историки выделяют следующие типы поселений: село, хутор, слобода, погост, городок, сельцо, погостец и др. С XIY в. появляется термин «деревня» селение земледельцев-тружеников, ставшее в последующие столетия основным типом сельского земледельческого поселения не только на Русском Севере, но и на всей территории России. Следует отметить, что первое сведение о «деревне» содержится в документах 1384 г., хотя упоминания о деревне есть и в более ранних древнерусских документах. В XYI - ХУН вв. изменилась дворность северной деревни: вЕмецком стане, например, в 1552 - 1553 гг. в среднем на деревню приходилось по 1~ 7 двора, а в 1580-х гг. - уже 2,2 двора. В Каргопольском уезде в середине XYI в. насчитывалось 1756 деревень, в Важском - около 2000 деревень с одним-двумя дворами. Деревня представляла собой совокупность пашенных земель и угодий, принадлежавших сначала одному хозяину, а затем двум, трем и т.Д. Причем сложившаяся практика деления пашенной земли на три поля - «худые», «средние» и «добрые» -привела впоследствии к появлению многодворных деревень.
Существовали актовые документы, официально оформлявшие земельные владения деревни на правах «дерни», «дерти», «одерени» (то есть в вечное владение).
После уничтожения новгородско-боярского землевладения села-деревни на Севере стали превращаться в центры волостных общин, однако здесь могли быть и великокняжеские, удельно-княжеские, боярские, митрополичьи, монастырские и другие вотчинные владения, правда ограниченные «крестьянским» Судебником 1589 г. Эта «судебная книга» Поморья широко использовал ась в волостных судах черносошного края. Дело в том, что в Двинской земле преобладало черносошное землеиспользование. Название «черносошный» произошло от словосочетания «черные сохи», то есть тяглые, зависимые от государства земли. Недаром с XYHI в. прилагательное «черносошный» было заменено словом «государственный». Однако северный крестьянин с «черной сохи» гордо называл свои наделы «вотчинами». В ХУ - XYI вв. это было именно так, но уже тогда и в последующие столетия государство целеустремленно, шаг за шагом, отнимало у черносошных крестьян исконное право собственности на землю. Упорно сопротивляясь этому наступлению государства, северная деревня смогла избежать тягот помещичьей неволи.
|
|
Однако это не означало, что северный крестьянин избежал закрепощения.
Это касалось в большей степени других социальных группировок крестьян. К одной из них принадлежали так называемые дворцовые крестьяне. Дворцовые земли, на которых они жили и трудились, принадлежали на правах феодальной собственности великому московскому князю, позднее царю и императорскому «уделу» (отсюда - удельные крестьяне, бывшие ранее дворцовыми).
Еще одна форма землевладения - монастырско-церковная - начала складываться на Севере довольно рано, с ХН в., и впоследствии стремительно развивалась. Этому процессу способствовало то, что северные монастыри стали играть роль военно-защитных форпостов на дальних рубежах государства. Православные обители в полной мере воспользовались этим преимуществом. К тому же еще не были забыты здесь десятинные поборы в пользу новгородской Св. Софии, а также захваты земель монастырями, приписанными к «владычному» архиепископскому дому вплоть до XYI - ХУН вв. Монахи быстро стали монополистами в ряде экономических отраслей. Иногда разбогатевшие монастыри становились даже заимодавцами государства. Огромными земельными владениями располагали Соловецкий, Антониево-Сийский, Михайло Архангельский и другие монастыри. Имели свою «долю» земельных угодий на Севере и крупные российские монастыри, например, Троице-Сергиев монастырь.
Землевладение приходских храмов стояло ближе к черносошному, хотя и оставалось по своему характеру феодальным, особенно на землях Холмогорского архиепископского дома (с 1682 г.)
Особой формой собственности являлось землевладение «своеземцев», которое также недалеко ушло от черносошного. Но этих земель осталось не так много после присоединения Двинской земли к Москве. Большие владения на Ваге имел, например, бывший новгородский посадник Василий Степанович Своеземцев (умер в 1476 г.), купивший земли Шенкурского погоста у чудских старейшин. Правда, все эти земли он передал во владение основанного им монастыря во имя Иоанна Богослова, где он принял монашеский сан под именем Варлаам.
Большой интерес представляют погосты, где в древности собирали княжескую дань. С ХУ в. они стали местом расположения церкви и кладбища, но с XVI в. к погостам относились пашенные дворы и лавки. Так, например, в Каргопольском уезде в Платежной книге уезда по книгам письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1555 - 1556 гг. погосты были упомянуты не в каждой волости, а там, где они были. К погосту были приписаны церковные деревни (и их части - «пол», «треть», «четверть» и т.д.) или тягловые деревни с указанием суммы оброка.
Наряду с погостами в документах ХУ - XVI вв. появился термин «посад». Это более новая ступень поселения уже городского типа. В это время появились на карте Подвинья холмогорские посады, а также Ненокса, Луда, Кулой, Уна и др. Один из первых северных посадов – в Неноксе - был назван в Двинском летописце под 1419 г. (см.: Титов А.А. Летопись двинская.М., 1889. - С. 7), а в середине ХУ в. этот посад уже снабжал солью всю Двинскую землю и многие области Руси. Старинное село Турчасово было впервые упомянуто в грамоте 1536 г. В 1620-х гг. на левом берегу реки Онеги вокруг Турчасовского погоста вырос посад (42 двора), а на правом берегу - Турчасовский острог, построенный Юрием Яковлевичем Челядиным (отсюда «Челядинов острог»). В 1613 г. через Турчасово проходили разбойничьи отряды под предводительством Сидорки и Барышпольца. В неравной борьбе погибло около 2500 турчасовцев. Набеги поляков и литовцев были повторены в 1617 - 1619 гг. В XVI - ХУН вв. Турчасово стало одним из крупных центров солеторговли на пути из Поморья в Каргополь. Посадское население составляли ремесленники и купцы, которые в большинстве своем крестьянствовали и платили государственные налоги по «сошному письму» (то есть с единицы податного обложения - «сохи»).
|
|
Таким образом, в ХУ - ХУН вв. в Двинской земле сложились две формы расселения - «деревня» («северное село») и посад. В деревнях обрабатывали землю, в посадах занимались промыслово-ремесленным производством. Их различал характер земельного владения: крестьянин владел «деревней» как средством сельскохозяйственного производства, посадские же люди («посажане») владели землей дворового участка, необходимого для проживания и занятия ремеслом и торговлей; впрочем, посажанин мог владеть «деревней» и заниматься земледелием.
Русские крестьяне, а с ними карелы и коми-ижемцы-зыряне создали свою культуру земледелия и животноводства, насколько это бьто возможно в климатических условиях Севера. Очень рано, с ХШ в., в Беломорье стали разводить крупный рогатый скот, и уже к XVI в. в низовьях Северной Двины появилась холмогорская порода коров. Повсеместно развивалось коневодство, а на Пинеге и Мезени была выведена выносливая к морозам порода лошадей. Значительно улучшилось пашенное земледелие, дополненное различными неземледельческими промыслами - рубкой леса для строительных нужд, плотничеством, столяр но-мебельным делом, солеварением, речным и морским судостроением, смолокурением и Т.д. Появились микрорегиональные центры промысловой специализации - например, в Холмогорской округе (заготовка птицы, охота на пушного зверя, строительство речных судов, железоделательное производство и, конечно, косторезное ремесло).
|
|
Однако повсеместно было обязательно выращивание хлеба: пшеницы и гороха на юге края, жита-ячменя - на севере. Сеяли даже в приполярной зоне, хотя хлебная нива была скорее символической по результатам сева. Земледелие и животноводство не исчерпывали круг забот северного крестьянина. Продуктов, главным образом хлеба, все же не хватало, и русские земледельцы, не порывая до конца с хлебопашеством, становились по преимуществу «промышленниками», используя при этом традиционный опыт охоты, рыболовства, морского промысла и выпаса оленей коренных народов Севера - саамов и ненцев.
Крестьянские мужи
В среде черносошного крестьянства в конце ХУ - середине XVI в. выделилась прослойка «богатых мужиков», составлявшая довольно сплоченную группу торгующих и промышляющих «мужей», как они называли себя в актовых источниках. Все они были удачливыми крестьянскими предпринимателями. Исследованы генеалогические корни этих крестьян-богатеев: Вахонины, Едемские, Амосовы-Соломбальские, Заволочаниновы, Кащеевы, Карзины, Кашины, Кологривовы, Кузьмины, Чевакины, Шуйгины и многие другие.. Они скапливали в своих руках значительные «капиталы», причем деньги не откладывались в кубышки, а пускались в выгодный торговый оборот. Таким образом, на Севере раньше, чем в центре России, начали складываться предбуржуазные отношения, развитие которых, к сожалению, было искусственно прервано в годы опричнины ихозяйственно-политического разорения, или Смуты.
Одним из таких «богатых мужиков» был куростровский крестьянин Василий Бачурин (XVI в.). Его «животы» (имущество) было оценено по раскладному «разрубу» (разнорядке) в январе 1549 г. той же суммой оклада, как и 48 куростровских крестьян. Он был выборным сотским на Двине в 1539 1543 ГГ., из Москвы ему присылались жалованные грамоты, указы и судебники. А его сын, Истома, стал в 1576 г. «московским жильцом».
«Слободчики» Строгановы
Своеобразной формой «временного», фактически же пожизненного, феодального землевладения были земли так называемых «слободчиков». Термин «слобода» происходит от слова «свобода», то есть некоторые деревенские и посадские селения оказывались в льготном отношении к податной системе. Например, «именитые люди» Строгановы, получив огромные земли в Соли Вычегодской, Тотьме и Прикамье «на время» и «под условие», создали по существу государство в государстве.
Из актовых источников до нас дошли имена поморских крестьян Спиридона, Кузьмы, Луки и Федора Строгановых (ХУ в.). Наиболее известным стал Аникий (Аника) Федорович Строганов (1497 - 2.09.1569), купец (гость) и солепромышленник. Жил он в Соли ВычегодскоЙ. В 1566 г. Аника возглавил группу местных купцов, контролировавших сбор и продажу царского оброчного хлеба. Он же надзирал за деятельностью английских купцов, торговавших через порт Св. Николая (на месте современного города Северодвинска) с другими русскими городами. Аника Строганов оказывал материальную поддержку правительству, им был организован тысячный отряд казаков для отпора набегу крымских татар на Москву. Он был всеуездным земским старостой, возглавлял выборный земский суд. В 1558 г. царь Иван IV Грозный пожаловал Анике огромные владения на реках Каме и Чусовой. В августе 1566 г. в знак царской милости Аникий и его сыновья со всеми промыслами и земельными угодьями были «отписаны» в опричнину. Его сыновья, Яков, Григорий и Семен, продолжили дело отца. Яков и Григорий Строгановы получили в августе 1572 г. право на вотчинную армию. Яков основал в 1570 г. судостроительную верфь в Соломбале, на которой голландские корабельные мастера построили два морских судна для плавания из устья Северной Двины к сибирской реке Оби. Младшее поколение Аники Строганова, Семен Аникиевич, Максим Яковлевич, Никита Григорьевич, пригласившего на службу Ермака Тимофеевича и организовало поход своих вотчинных войск в Западную Сибирь (около 1581 г.); другой поход (1592 г.), но уже без Ермака, привел к полному завоеванию Сибири. Отсюда начался великий «исход» севернорусского населения в Сибирь, на Дальний Восток, вплоть до Аляски и Калифорнии.
XV-XVI век: эпоха великих географических открытий; Европа двинулась на дальний Запад, осваивая «ничейные» земли, истребляя их жителей; из Нового Света вывезли столько золота и серебра, что их некуда было девать. А русские в это время осваивали Арктику…
Кроме промысла, в высокие широты их влекло стремление установить связи со странами Западной Европы. В XV в. они уже хорошо знали путь туда вокруг Скандинавии, с 1496 г. русские послы ходили в Данию морем, а вот англичане и датчане стали ходить на восток значительно позже. Один из наиболее образованных русских людей той эпохи Дмитрий Герасимов в 1525 г. первым высказал идею водного пути в ледяных морях: «Двина несётся в стремительном течении к северу, где море имеет такое огромное протяжение, что весьма вероятно, держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до страны Китай», – и составил первую карту пути в Китай через Ледовитый океан, что, несомненно, отражало успехи русского арктического мореплавания.
Продвигаясь на северо-восток, поморы к XVI в. присоединили к Руси побережье Сибири до устья Лены, основали там богатый торговый город Мангазея. Тем же путём шли сибирские казаки, поддерживая связь между острогами и городами. Освоение самого трудного, восточного участка побережья началось от устья Лены. Мореходы уходили всё дальше «дляприиску новых землиц», преодолевали невероятные трудности, и ничто не могло остановить их продвижения. В 1648 г. ватага казака Семёна Дежнёва (холмогорский помор, ставший слугой государевым) достигла цели, к которой веками стремились смельчаки многих стран: выйдя на 7 кочах из устья Колымы, они первыми в истории обогнули крайнюю восточную оконечность Азии и прошли из Ледовитого в Тихий океан, установив, что Америка и Азия разделены проливом.
…3 месяца плыли, не встречая льдов. Начались бури, потери, погибли 2 коча; оставшиеся в живых упрямо шли на Восток: великое «море-океян» било их ледяным северо-восточным ветром, мимо проплывали угрюмые безжизненные берега. И вот по правому борту открылся крутой мыс высотой 700 метров, под килем кочей сошлись воды двух океанов. Дежнёв высадился на сушу; через века мореходы дивились, как точно определил он координаты самого восточного мыса Азии, имея лишь простейшие приборы и компас (по-поморски «маточка»), какие ясные сведения дал о здешних заливах, реках, селениях чукчей!
Великое открытие было сделано, и это лишь один факт в истории нашего освоения Арктики. Вдоль всей береговой линии Евразии шли русские; история сохранила их имена: казаки Иван Ребров и Тимофей Булдаков, приказчик Третьяк Алексеев и промышленники Ворыпаевы… Мы благодарны им за открытие ставшего теперь привычным Северного морского пути
Взгляд на запад
Но было движение и на запад. В 1494 г. русский дипломат Дмитрий Зайцев, возвращаясь на родину из Дании, впервые проложил морской путь вокруг Скандинавии к устью Северной Двины. Морские плавания вокруг Скандинавии совершили Григорий Истома в 1496 г. и Дмитрий Данилович Герасимов (Митя Малый) в том же году. Отправившись в Данию далеким кружным путем через Белое и Баренцево моря, Д.Д. Герасимов впервые познакомился с отважными русскими мореходами-промышленниками. В качестве посла он побывал в Швеции, Голландии, Пруссии, Австрии, Италии. Он хорошо знал латинский и немецкий языки. На чертеже 1523 г. (вероятный автор карты Герасимов) подробно изобразил северо-западный угол Азии с восемью реками, несколькими городами и наименованиями народов («югра», «обдоры», «самоеды», «тунгусы», «байда»): На основе бесед с Герасимовым, побывавшим в Риме в 1525 г., были составлены две карты Московии БатистыАньези и анонимного автора. Итальянец Иовий Павел (ДжовиоПаола) Новокомский по рассказам Герасимова составил описание Московии, в котором назвал своего собеседника «русским Колумбом». Д.Д. Герасимов был знаком с Сигизмундом Герберштейном, дважды встречался с ним (1517, 1526 гг.). Он помогал переводить «псалтырь» Максиму Греку (Михаилу Триволису) в 1518 - 1519 гг., первым сообщившему русским читателям об открытии Америки Христофором Колумбом.
В конце ХУ - XVI в. русские промысловики уже плавали в моря Арктики, в поисках лежбищ морского зверя они достигали Новой Земли на востоке и Шпицбергена на западе. Продвигаясь от Кольского полуострова на запад, поморы приплывали в Варангер-фьорд, где их внимание привлекли «лопарские» ярмарки в Карлеботоне (Варангер), Хьервоге (Айддегопп) и Вайде-губе. Истоки этих русско-норвежских связей были очень давними. Однако мирное сотрудничество наладилось не сразу. Надолго исконные саамские земли Финмаркена (Финнмарка) и Кольского полуострова стали ареной сражений между «мурманами» (норвежцами) и новгородцами. В 1251 г. князь Александр Ярославич Невский договорился с норвежцами о «двоеданстве» саамов, однако отсутствие четко обозначенных границ привело впоследствии к многочисленным вооруженным и дипломатическим столкновениям. В 1326 г. Норвегия и Новгород подписали, наконец, мирный договор, согласно которому норвежцы отказались от притязаний на Кольский полуостров и признали его сферой русских интересов. Общий же сбор дани-ясака с саамов существовал вплоть до конца ХУ в.
К этому времени относится конец легендарных рассказов о Биармии (в средневековых скандинавских сагах - «Бьярмаланд»). Каждый источник, взятый в отдельности, сообщал о «своей» Биармии, переместившейся в течение IX - ХУI вв. с востока на запад, от устья Северной Двины (исландские саги IX - ХН вв.) через Карелию на Кольский полуостров (ОлаусМагнус в ХУ - ХУI вв. поместил ее за полярным кругом между 900 и 850 с.ш.); наконец, Антоний Дженкисон на карте 1562 г. обозначил Биармию севернее «Лаппии», а на карте Московии г. Герритса1613 г. («Чертеж царевича Федора Годунова») она вообще отсутствует. Позднее о Биармии забыли.