Теория оперантного поведения Скиннера

Примерил бихевиоризм по 2 основаниям:

Теоритические: показал, что Толмен и Халл по существу отстаивали 2 разных явления6 поведение типа S, основанного на стимульно-реактивных нервных связях, и поведение типа R, в основе которого лежит мотивация и знания.

Практические: подверг критике оба бихевиористских направления, поскольку и те и другие объясняют поведение неконтролируемыми переменными, что не предоставляется возможным, а потому он должен изменить ориентацию и заниматься исследованием только контролируемых переменных, позволяющих управлять поведением.

С этой точки зрения Скиннера интересовали оба типа поведения, но особое внимание он уделял поведению типа R, как более свойственному человеку и менее изученному бихевиористами. По его мнению даже классические схемы страдают несовершенством. К примеру, согласно этим схемам обучающему предоставляют подкрепление лишь тогда, когда он достигнет конечного результата, что приносит эффект при научении простым формам поведения и дает серьезный сбой при научении более сложным формам поведения, состоящим из нескольких последовательных или одновременно осуществляемых реакций. Скиннер предлагает методику программированного обучения для последующих реакций и методику последующего приближения для одновременных.

Методика програмированного обучения поведение раскладывает на отрасли, подкрепляется после успешного завершения. Другой метод- необходимо, подкреплять поведение всякий раз, когда оно приближается к желаемому образцу, после чего подкреплять только в том случае, если последует очередное приближение. Скиннер создает концепцию вторичного подкрепления, в отличии от первичного не связананепосредственно с удовлетворением биологических потребностей организма. Оно формируется на основе образования условно рефлекторных связей между подкреплением и сопровождением его нейтральными стимулами, после чего стимулы приобретают статус вторичного подкрепления, важность вторичных подкреплений обусловлена не только частотой и рентабельностью их но и тем, что они не вызывают насыщение. Важное средство контроля- аверсивноестимулирование, которое отличается тем, что оно фрустрирует потребность. Исследования показали, что оно производит лучше эффект, чем подкрепление.

Бихевиористы использовали режим постоянного подкрепления. На последующих этапах используются другие режимы.

Благодаря Скиннеру бихевиоризм пришел к серьезному прорыву. Далее кризис, связанный с изменением мировоззрения западного общества. Проблема была в том, что «в клетке» невозможно изучить все. Бихевиоризм выжил создав ряд частных теорий:

1. Дж. Роттер «Теория социального научения»

В ходе социального научения желательное поведение не всегда регулярно подкрепляется, в силу чего индивид вынужден на основе своего практического опыта формировать ожидания - субъективную вероятность полученияподкрепления, чтобы прогнозировать его. Чтобы сформировать такие ожидания, необходимо соотносить свое поведение и получить за это подкрепление в конкретной ситуации, чтобы при повторной подобной ситуации учитывать выведенную ранее вероятность.В реальной жизни это происходит довольно редко, поэтому наряду с частными специфическими ожиданиями индивидуально формируются гинеролизированные ожидания,обобщая достаточно разнородные ситуации, имеющей общие признаки. Особенно частым типичным и масштабным является гинеролизированноеожиданее -локус (место) контроля, который представляет собой убеждения индивида относительно места локализации контроля за подкреплением, либо в нем самом, либо в его усилиях и способностях - интегральный локус контроля, или во внешних обстоятельствах (других людях, ведениях судьбы)- экстернальный локус контроля. Другой переменной, которая не была достаточно обследована предшествующими бихевиористами является ценность подкрепления. Для человека типичное подкрепление имеет ценность сугубо индивидуально, поэтому при прогнозировании поведения можно учитывать и субъективную ценность подкрепления.

2. Дж.Хоманс «теория социального обмена»

Т(товар) – Д (деньги) – Т (товар)

Теория социального обмена гласит: то, что для объекта является подкреплением, определяет ценность для субъекта, и это является действиями, предполагающими определенные издержки (потери, затраты) и вклады.

Предварительные действия подготавливают действия совершаемые. Поэтому субъект рассчитывает на то, что объект среагирует на его действия ответным действием, ценность которого компенсирует издержки вкладов субъекта. Если такое соотношение сохраняется –соблюдаются принципы справедливого обмена, то взаимодействие продолжаться долго. Если же хоть один из участников нарушает этот принцип, возникает неудовлетворение взаимным обменом и взаимодействия прекращается.

3. А. Бандура «Теория имитационного научения»

Методика классического и оперантного научения взятые сами по себе не позволяют в короткое время научить даже элементарной модели социального поведения. Тем не менее ребенок в короткий срок научается обширному спектру таких моделей, благодаря методике имитационного научения. Она строится на основе оперантного, с обязательным предоставлением образца. Обучаемыйследуето образцу, и в специфике использования в ней подкрепления: прямое подкрепление осуществляется самим образцом.

 

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: