Интеракционизм и его основные направления. Символический интеракционизмДж.Мида. Теория ролей Дж.Морено. Трансактный анализ Э.Берна

Интеракционизм. (И.) («интер» между + экшен –действие= взаимодействие).

Предмет: интеракция (взаимодействие). Спецификой предмета И. обязан своим происхождением – И. вырос из социологии. (возникнув в 40-х гг 19 века во Франции, эта дисциплина приобрела популярность в США, что привело к формированию Америк. социологической школы (понимание общества как системы взаимодействующих индивидов, а главной целью – понимание механизмов и закономерностей взаимодействия).

Фундамен. помощь в достижении этой цели могли бы оказать психологи, но состояние тогдашней психологии этого сделать не позволяло, поэтому америк.социологам не оставалось ничего иного как самим создать теории, объясняющие психолог. аспекты взаимодействия. Это привело к созданию психол. теории личности в 1916 году Дж. Мидом, как ответ на кризис в психологии и распространение бихевиоризма.

ТЕОРИЯ МИДА

Отправная точка – учение о происхождении человеческого взаимодействия. Не обладая ни большей массой, ни природными защитами, человеческий вид мог выжить в ходе естественного отбора только путем объединения усилий отдельных особей, однако для этого необходимо было создать инструмент, позволяющий координировать их действия. Таким стал созданный в ходе естественного отбора конвенциональный жест.

В отличие от функционального жеста, смыслы которых известны его субъекту, смысл конвенциального жеста в силу договоренности доступен всем участникам взаимодействия. Такая договоренность формировалась в ходе многочисленных проб и ошибок: субъект до тех пор совершал какое-либо нефункциональное действие, пока др субъекты не постигали его смысл и не реагировали соответствующим образом.

Сперва такие конвенциональные жесты сложились в примитивной форме ритуальных действий, однако по мере истор. развития системы конвенц. жестов приобретали все более совершенную форму, достигнув уровня речи и знаковой коммуникации. С помощью этой системы субъект получает возможность донести до др. смыслы функциональных жестов.

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ (автор Джекоб Морено).

Изучив теория Мида, создает собственное интеракционное учение (3 части):1.Социологическая теория – «Социометрия».2. Психологическая теория – «Теория ролей». 3. Психолого-терапевтическая практика – «Психодрама».

Социометрия.

По мнению Морено, человек по своей природе является не социальным атомом, образующим социальным связи сдругим людьми. Отсутствие таких связей, либо их утрата развивает своего рода «социальную болезнь», а в конечном итоге и «социальную смерть», тогда индивид, продолжая жить полноценной биологической жизнью, исчезает для общества.

Поэтому человек стремится создавать и поддерживать социальные отношения, создающие у него эмоциональное благополучие. Однако сложившиеся соц отношения могут иметь и отрицательный заряд. В таких случаях индивид испытывает еще больший дискомфорт, чем при отсутствии связей вообще.

Исходя из этого Морено делает вывод о необходимости соц революции, в ходе которой будет созданы условия для образования полож. связей для кажд. индивида. Осн. инструментов для этого считал социометрическую методику. Это дало в ряде случаев полож. эффект, но в масштабах всего общества было не возможно. Поэтому Морено стал искать пути не только создании благополучных соц связей но и регулирования отрицат. Для этого создана

Теория ролей.

Идея: благополучные эмоционального отношения между людьми складываются в тех случаях, если действия одного человека оправдывают ожидания другого.

Это условие не всегда выполняется, тк от субъекта скрыты смыслы ожиданий другого. Чтобы преодолеть это препятствие субъект в ходе взаимодействия путем проб и ошибок ищет те действия, которые вызывают позитивную реакцию другого. Если такая реакция со стороны другого наблюдается, субъект начинает осуществлять данное действие регулярно, в том числе распространяя его на других людей.

Если и у них то данное действие вызывает полож. реакцию, оно начинает осуществляться постоянно, приводя к формированию социальной роли– родителя, ребенка, супруга и др.

Если же данная модель поведения вызывает полож. реакцию у узкого круга, она начинает применяться лишь по отношению к ним, что приводит к образованию психодраматической роли (межличностная роль)–слабый ребенок,послушная супруга и тд.

Есть психосоматические роли. Совокупность всех ролей представ.собой культур. консервы, кот. индивид хранит до тех пор, пока одна из них не актуализируется ожиданием др. Это позволяет индивиду быстро осуществить действия приводящие к образованию позит.соц.связей. Однако наряду с полож.сторонами исполнения индивидом роли создают проблемы:

· Они проигрываются не всегда качественно;

· Будучи устойчивыми моделями поведения роли имеют тенденцию проявляться периодически без учета особенностей ситуации и состояния собеседника

· Использование устойчивых шаблонов поведения, заданные ожидания окружающих приводят к потери спонтанности и к личностной деформации.

Для решения этих проблем была создана ПСИХОДРАМА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: