Модель – информационная

коммуникатор и детектор преследуют разные цели и осуществляют разные действия. Детектор заинтересован в получении информации, может оказаться жертвой влияния. Цель коммуникатора- влияние. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами -субъектами общения, имеет место обмен информацией.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. "все должны говорить на одном языке". В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).

Чтобы осуществлять коммуникации, коммуникатор вынужден перевести смысл (образ) сообщения в знаковую форму, в слова и передать, озвучить своё сообщение детектору, после этого тот должен осуществит обратный перевод из знаковой в смысловую. После такого двухстороннего перевода смысл или искажается, или теряет смысл. Это приводит к барьеру в понимании.

3 категории

Фонетический барьер

Вызван тем, что сообщение передаётся в аудиальной форме, что может препятствовать восприятию.а следовательно, пониманию, в межличн. коммуникациях не составляет барьера.

Семантический барьер

Наука о значении,когда коммуникатор вкладывает один смысл, а детектор другой или искажает вообще 1 Причина (несходство запаса значений) Языковой барьер Возрастной барьер Профессиональный барьер Субкультурный барьер

2 причина многозначные слова коммуникатор вкладывает один смысл, детектор другой

Группа стилистические барьеры

Искажается смысл предложения и отдельных фраз

Причины

1. исключение

2 внешняя интерференция

3 причина -внутренняя интерференция

Чтобы устранить правило, цепи связывать логическими связями. (связи по принципу если… то, последовательное)

Принятие

При помощи этой операции детектор отслеживает ненужную информацию

Критерии

Прежние усвоенные знания содержаниесообщения редко соответствуют, о достоверности можно сделать вывод о логических умозаключениях. Из этого следует, что убедить можно только в том, в чёмон убежден

Знания любого детектора очень противоречивы, можно найти разную информацию.

Курение – вред 30 лет курю, а живу.

Успех принятия зависит от того, в какую сторону детектор направит свой поиск.

Положительная когнитивная реакция, если опровержение, отрицательная когнитивная реакция -

принятие или неприятие.

Задача коммуникатора в нужном направлении вызвать положительную реакции. А это зависит от факторов:

1 создание тезиса

В 1956 Холланд на основе эмпирических данных создал теорию социальной оценки, согласно которой если тезис попадает в аттитюд принятия, то он вызывает однозначно положительную когнитивную реакцию. Если же тезис соответствует аттитюду опровержения, то вызывает отрицательную оценку

Коммуникатор пытается искусственно увеличить привлекательность тезиса

Эффект пилюли

упаковать непривлекательностьтезиса в пространственное сообщение, содержащее другие тезисы, которые соотносятся с антитюдами детектора. Детектор проглатывает тезис.

Эффект настроения

Положительные эмоциональные реакции - положительный эмоциональный стимул – возникает условный рефлекс- привлекательность

Эффект мелькания

В момент повторного явления эмоции переносятся на объект, который мелькает

Цель детектора- получить информацию. эту цель детектор может выполнять 2 способами:

1 критическое слушание - осуществление операций,в ходе системы – восприятие, слушает и фильтрует

Эмпатичное слушание

Восприятие, а потом всё остальное, более целесообразный, снижает риск потери нужной информации.

Но и эмпатичное слушание не обеспечивает эффективной коммуникации, поскольку последнее зависит не только от детектора, но и от коммуникатора.

Наиболее эффективным способом восприятия информации считается активное слушание.

Строится на основе эмпатичного, включает специальные приёмы, позволяющие мотивировать коммуникатора и помочь ему преодолеть барьеры понимания: ага, поддакивание, более сильный приём – эмоциональная включённость

3 эхо- фраза (повторение)

Последующая фраза собеседника.

Функция- мотивировать помочь преодолеть барьеры. для преодоления семантического барьера, использовать слова: Что ты имеешь в виду?

Исключения (проясняющие вопросы на преодоление исключений)

Парафраз это то, как вы поняли собеседника и использовать после каждого крупного фрагмента и в конце Сегодня хорошая погода. Что такое хорошая погода

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: