Понятие социальной перцепции. Роль социальной перцепции в общении. Основные закономерности и механизмы построения образа партнера. Аттракция и ее основные закономерности

Термин «социальная апперцепция» был введён 1947-м году, для обозначения обнаруженных в ходе общепсихологического исследования восприятия фактов, влияние социальных факторов на содержание и характеристики перцептивного образа. Очень скоро, в том числе и благодаря усилиям Брунера, стало понятно, что социальное влияние испытывает на себе все без исключения психологические феномены, что делало этот термин излишним. Однако он пришелся по вкусу социальным психологам, которые вложили в него другое содержание и стали использовать для обозначения процессов отражения социальных объектов – людей, групп и больших социальных общностей. Необходимость такого социального термина они интерпретировали тем, что в содержании перцептивного образа социальных объектов преобладают вторичные признаки недоступные непосредственно восприятию, в обнаружении которых участвуют более сложные психологические процессы. Это тем более очевидно, что любой перцептивный образ выполняет регулятивную функцию, определяя характер наших действий. Спустя ещё некоторое время, стало понятно, что вторичные признаки содержатся и в образе физических объектов и более того. Так, согласно теории образа мира Леонтьева, восприятие любого объекта начинается с формулирования на основе предшествующих знаний о мире, – называют познавательной гипотезой, сначала эта гипотеза отражает чисто эмоциональный характер объекта, затем, на её основе выводится его предметные характеристики, а затем эти предметные характеристики конкретизируется в перцептивные признаки, которые либо подтверждается, либо не подтверждается данными наших органов чувств. Однако, к этому времени социальные психологи уже обнаружили, что хотя восприятие социальных объектов осуществляется по тому же механизму (образ мира), что и восприятие физических, оно происходит в гораздо более сложных условиях, а именно:

1) высокая вариативность социальных объектов, затрудняющая формирование адекватной познавательной гипотезы;

2) острый дефицит времени и информации, необходимой для формулирования и проверки познавательной гипотезы.

Эти механизмы субъект использует в формировании представления о партнёре, с целью регуляции своих действий. Однако в создании этого образа принимает участие не только субъект, но и объект, определённым образом презентующий себя. Этот обоюдный процесс является предметом социально-перцептивной модели общения. Данная модель асимметрична: субъект и объект преследуют разные цели, задачи, действия.

Специальные механизмы, позволяющие преодолевать трудности в его построении: стереотипизация - представляет собой процесс подстановки на место объекта, сформированного на основе предшествующего опыта, путём эмпирического обобщения стереотипа, вследствие чего возникает стереотипизированный образ объекта.

Стереотип – это инструмент, при помощи которого мы можем составить образ о людях; обобщенный образ некоторых категорий людей.

2 признака стереотипа: 1) предельное абстрактность (Включает в себя очень мало признаков) 2) ключевой признак.

3 категории ключевого признака:

1) перцептивный стереотип (первичный признак): парциальные - отдельные характеристики внешности; конституциональные – телосложения в целом;

2) категориальный стереотип: этнический стереотип и профессиональный;

3) эмоциональный стереотип: стереотип привлекательности – ему приписывают положительные личностные характеристики; стереотип отношения – при положительном отношении объекта к субъекту, образуются положительные эмоции; стереотип превосходства – превосходство объекта над субъектом о каком-нибудь значимом параметре. Стереотипы обладают высокой устойчивостью. Причины устойчивости стереотипа:

1) когнитивная природа. Противоречивая информация поступает порционно.

2) лучше иметь несовершенный инструмент, чем никакой. Первое впечатление сохраняется долгое время, даже если и противоречит реальности, пока не получим достаточный материал. С противоречащей информацией нам поможет справиться эффект ареола - состоит в том, что противоречащую стереотипизированную информацию субъект либо замечает, либо реинтерпретирует в пользу первого впечатления.

Аттра́кция — механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувства, которое способствует формированию привязанности, дружеских чувств, симпатии или любви.

Факторы формирования аттракции: 1) свойства объекта (внешность, поведение и т.д.); 2) ситуация; 3) действия; 4) свойства субъекта; 5) длительность отношений.

Установлено, что внешняя привлекательность связана с аттракцией прямой пропорциональной зависимостью, чем выше привлекательность, тем выше аттракция. Если же со стороны субъекта к объекту обнаруживается негативное отношение, то аттракции меняется в противоположную сторону. Чем выше привлекательность, тем ниже аттракция, при условии негативного отношения.

Установлено, что даже физ.характеристики среды, в своих оптимальных для организма условиях, положительно влияют на аттракцию. Чем чаще люди взаимодействуют друг с другом, тем выше аттракция

Чем длительнее отношения, тем есть вероятность их распада, т.к пара в своих отношениях проходит ряд фильтров, каждый из которых предъявляет к паре свои требования.

1 этап. Целью является образование пары. Аттракция возникает по принципу максимальной привлекательности (сходство эмоционального состояния и внешности).

2 этап. Цель – обеспечение психологической безопасности. Внешность продолжает играть наиболее важную роль. Максимальная аттракция возникает между равно привлекательными людьми. Внешнее сходство и эмоц.состояние утрачивает свое значение. Зато важную роль начинают играть сходство аттитюдов.

3этап. Цель - совместное времяпровождение. Внешность перестает играть важную роль, сходство аттитюдов на этом этапе недостаточно, положительно влияют на отношения сходство конструктов.

4 этап. Цель – совместная деятельность. Важную роль начинает играть не сходство личностных хар-к, а противоположность.

5 этап. Наступает через 10 лет. Пара добирается до экзистенциональных ценностей. 2 варианта устранения несходства экзистенциональных ценностей: 1) вернуться на прежний уровень отношений; 2) осознать (признать и принять ценности партнера).

11. ГРУППОВЫЕ ФЕНОМЕНЫ.

Феноменология малой группы. Ценностно-нормативные феномены группы. Происхождение и основные характеристики норм. Конформность и влияние группового меньшинства. Групповые роли как разновидность ценностно-нормативных феноменов. Теории лидерства.

Феноменология малой группы. Малая группа характеризуется наличием 9 критериев которые отличают данный феномен в других социально-психологических феноменов: 1.члены малой группы часто взаимодействуют друг с другом, 2. осознают себя в качестве членов группы,3. придерживаются единых правил и норм поведения, 4. участвует в ролевой дифференциации, 5. идентифицирует себя с одними и теми же объектами (с названием, с лидером), 6. воспринимают группу как источник удовлетворения потребностей, 7. связаны кооперативной взаимозависимостью, 8. считают себя группой, 9. координируют свои действия по отношению к внешней среде.

Существует претензии к критериям: 1. критерии неверифицируемые,2. идет познание неизвестного через неизвестное (группа – это когда ощущаешь себя группой),3. если брать все критерии, то никто не будет соответствовать группе, т.к. нарушены правила классификации – критерии могут подходить разным явлением. Все данные критерии были выведены путем эмпирического обобщения, следовательнои появились претензии к ним. Необходимо использовать ещё и теоретическое обобщение, направленное на поиск сущности. У малой группы такой сущностью будет совместная деятельность.Выделяют два типасовместной деятельности: 1.инструментальная (предметная) – направлена на создание продукта, предполагает взаимодействие с внешней средой, 2. эмоциональная (внутри группы) – направлена на обеспечение эмоционального благополучия членов группы, ничего не создается – это совместное времяпровождение.

Признание малой группы субъектом совместной деятельности. Впервые эту идею высказал Бехтерев. Онпопытался применить по отношению к малой группе категориальный аппарат, выработанный для исследования субъекта (личности). Такие же попытки предпринимали и другие авторы, используя такие категории как: групповое мышление, групповой восприятия и др. Проблемой в данном случае стало то, что все авторы пренебрегли методологией, рассматривая лишь проблему целостности, а не активности.

Проблему попытался решить Курт Левин, применив теорию поля к данному феномену. Он считал, что группа существует как целое, так как в пространстве группы действуют центростремительные силы, которые заставляют индивидуумов стремится к центру, создавать целостность.К данным силам относятся: 1. мотивация группового членства (группа позволяет индивидуумам удовлетворить свои потребности в общении, в защите и так далее), 2. эмоциональная сфера (аттракция)– людей в группе связывают эмоциональные отношения.Данные идеи были восприняты и дополнены другими силами, например: когнитивным диссонансом, физическими характеристиками среды, социальными силами, силами, создаваемыми другими группами. Эти же силы создают не центростремительные и центробежные процессы, которые разрушают группу. Чтобы избежать распада, группа создала специальный механизм, которым стала внутригрупповая деятельно.Хоманс считал, что в группе имеются два вида внутригрупповой деятельности: внутренняя – направленная на поддержание целостности и внешняя – на создание продукта.

В любой группе действует множество разнородных и разноплановых сил, на пересечение которых возникает сама группа, а также специфические групповые феномены – ценностно-нормативные, композиционные и динамические. К ценностно-нормативным феноменам относятся: групповые нормы, групповые роли,ингрупповой фаворитизм,конформность.

Групповые нормы – это стандарты, образцы поведения обязательные для исполнения всеми членами группы: одежда, уровень самораскрытия, отношение к труду, отношение к учебе, к дисциплине. Образование групповых норм объясняет теория конвергенции (схождения)(на основании экспериментовШерифа). Групповые нормы формируются по претенденту.Норма никогда не задает жесткие рамки – это диапазон, в рамках которого индивид может вести себя свободно, но выход пределы рамки – это нарушение норм.

Нормы отличаются высокой устойчивостью, с трудом поддаются изменениям.

Влияние группового меньшинства. Социальный прогресс невозможен без влияния меньшинства на большинство. Меньшинство начинает оказывать влияние на большинство при трех обстоятельствах:

1. на периферии группы развивается инакомыслие, но большинство не сразу обращает внимание на это, что позволяет ему долгое время распространяет свое влияние

2. отсроченность наказания за инакомыслие.

3. инакомыслящие идея субъективно привлекательнее для маргиналов.

Влияние меньшинства можно повысить при соблюдении условий:

1. размер меньшинства; 2. постоянство меньшинства; 3. сплоченность меньшинства;

4.гибкий стиль – не жесткая и без аргументационнаяпозиция, лояльная ко мнению др.

При соблюдении 4 условий влияние меньшинства может достигнуть 33%.

Групповые роли (должность в организации)– специфические индивидуальные стандарты поведения, необходимость которых объясняется разделением функций в групповой деятельности. Типичные групповые роли. Ихможно представить в видепирамиды, в основании которой – исполнители ведомые,выше – микролидер (бригадир,ворчун, шут),выше – советник(смотрящий), в самом верху – лидер.

Лидер – создает новые групповые нормы, если группа в этом нуждается.

Существует несколько теорий лидерства.

1. Харизматическая теория лидерства (до середины 20 века). Согласно ей существуют человеческие качества которые заставляют людей следовать за человеком (оратором).

2. Психоаналитическая теория лидерства. Лидером будет человек, с выраженными эгоистическими наклонностями который руководствуются только своим взглядами, фрустрируя права и интересы других членов группы.

3. Бихевиористическая теория лидерства – лидером будет член группы который вносит наибольший вклад в создание группового продукта. Группа награждает его статусом лидер.

4. Когнитивистики подход – теория идиосинкразического кредита. Группа, не желая брать на себя ответственность за решение, делегирует эту функцию одному из своих членов, предоставляю ему ограниченные кредит доверия до тех пор, пока его действия не начнут противоречить интересам группы

Советник (смотрящий) – толкует групповые нормы. Он превосходит лидера по числу контактов в группе, хранит нормы – он консерватор норм.

Роли 3 порядка. Группа образована микрогруппами, которые имеют свои специфические интересы которые признаёт группа. Поэтому выделяется микролидер – он выражает и защищает интересы микрогруппы. Ворчун – это оппозиционер, постоянно выражающий недовольство решением лидера и группы. Шут – осуществляет легкую критику членов группы – это внутренний громоотвод, сглаживающий конфликтные ситуации. Козёл отпущения – свой статус получил за предоставленные ему неудобства, он принимает на себя вину за действия группы.

Роли 4 порядка – исполнители.

Роли 5 порядка. Последний – хуже всех во всех отношениях. Его функция – снять у остальных членов группы чувство тревожности по поводу собственных действий, это самый нижний стандарт поведения.

Ингрупповойфаворитизм – это предпочтение своей группы и ее членов, другим группам и их членам.

Ингрупповая агрессия – вражда к членам других групп – это крайняя форма ингруппового фаворитизма.Агрессия выгодна для лидера, т.к. укрепляет его власть, позволяет обогатиться. Существует2 теории: эпигенетическая теория развития (инстинкт драчливый) и теория социальных инстинктов(перманентная война племен).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: