Интерактивная сторона общения и ее основные закономерности. Механизмы взаимовлияния. Продукт взаимодействия: кооперация и конфронтация

Интерактивная модель общения - обмен действиями. Эта модель симметрична.

Предметом модели является наиболее верифицируемый предмет общения – действия.

Трудность операционализации действия: Верифицируемой является только внешняя поведенческая часть действий, а его внутренняя (наиболее существенная часть) – его смысл скрыт от исследователя.

Это составляет проблему не только для исследователя, но и для взаимодействия партнёров, которые не могут осуществлять взаимодействие, не отвечая на смыслы действий друг друга- в противном случае их действия окажутся нерелевантным, что исключает сам факт обмена. Этот вопрос становится главной проблемой интерактивной модели общения, зафиксированный как проблема взаимовлияния.
1-ую попытку разрешения этой проблемы принял Мид, в своей теории конвенционального действия. Согласно Миду, в ходе исторического развития, человечество создаёт конвенциональный жест, позволяющий доносить друг до друга смысл своих действий, этот инструмент осваивается ребёнком, путём взаимного обучения к 3 годам, в связи, с чем решается проблема понимания смыслов.

На стадии play и game, в ходе сюжетно-ролевых игр по правилам ребёнок приучается отвечать на смысл действий другого. Благодаря выработанной привычке взрослый человек участвует в обмене, действуя релевантно.

К сожалению, механизм привычки далеко не всегда обеспечивает релевантные действия участников, что заставило искать другие более эффективные механизмы взаимовлияния. Поиск завершился в начале 60-х годов, когда были изучены и предложены ещё 2 механизма взаимовлияния:

- статус;

-власть.
Статус- мера, в которой партнёр добровольно и без принуждения отвечает на смыслы действий S релевантными действиями (идёт на встречу ожиданиям обладателя статуса). Данный механизм объясняется с позиции 2-х бихевиорстских теорий:

-теории ассоциативного сдвига(Торндейк);

-теории социального обмена(Хоманс)

Власть - мера, в которой субъект способен заставить своего контрагента осуществить релевантные действия вопреки его желаниям. Для этого субъект должен создать или взять под контроль источники удовлетворения потребностей контрагента и поставить его доступ к этим источникам в зависимость от выполнения или невыполнения им ожидаемых действий.
Способы создания и контроля над такими источниками разнообразны, в связи с чем Ровен и Френч выделяют 6 видов власти:

1.Власть принуждения.2.Власть вознаграждения

3.Нормативная (легитимная).4.Референтная (харизматич)

5.Экспертная.6.Информационная

Традиционно источники власти разделяются не две категории:

1. личностные (содержащиеся в личности самого субъекта): физическая сила, знания, интеллект, внешняя привлекательность и любое другое качество, позволяющее создавать нормативную и референтную власть.

2. Институанальные (социальные): деньги, право (закон), функционально-ролевые полномочия, оружие.

После осуществления операции, инвентаризованные источники власти пропускаются через внутренние барьеры - мыслительные операции, позволяющие определить целесообразность использования того или иного источника: неуверенность в эффективности источника, страх возмездия, затраты, социальные нормы, ценности.

После осуществления этих операций объём источника власти, который остаётся у субъекта существенно уменьшается, что составляет один из ключевых парадоксов применения власти: как правило, большими возможностями располагает не более организованные и социально адаптированные субъекты, а наоборот более примитивные, в виду отсутствия у последних внутренних барьеров.

Оставшиеся источники власти преобразуются в действия, направленные на контрагента с целью изменить его поведение, это вызывает у последнего желание повлиять на эти действия субъекта, под влиянием которых он инвентаризует свои источники власти, которые затем пропускаются через внутренние барьеры, после чего оставшиеся источники власти сравниваются с предполагаемыми возможностями власти субъекта. Если такое не в пользу контрагента, он подчиняется и совершает ожидаемое действие. В противном случае оставшиеся источники власти контрагент преобразует в действия, направленные на нейтрализацию действий субъекта. В таком случае возникает особая форма взаимодействия-противодействие, конфликт.

Релевантные действия:
- обмен ожидаемыми действиям;
- Конфликт;
- Кооперация.

Конфликт – особая форма взаимодействия, в которой участники стремятся нейтрализовать действия друг друга, то есть противодействовать.

Необходимым условием возникновения конфликта является конфликтная ситуация, которая состоит из 2 составляющих:

1) - 2 или более участников взаимодействия (оппонента);

- группы (межгрупповые конфликты);

- большие соц.общности (социальный конфликт).

- внутригрупповой конфликт.

2) предмет конфликта (некая область реальности, контролировать которую претендуют оба оппонента, поскольку область связана с их потребностями и интересами)

Предметом конфликта может быть: ресурс, условие, взаимодействие, действие (бездействие), власть (как борьба за источник власти; применение властных действий), аттитюды.

Конфликтную природу наглядно демонстрирует модель двойной заинтересованности Т.Килмена. Эта модель представляет предмет конфликта, как плоскость, лежащую в системе координат, образованную интересами оппонентов, тогда любое решение, относительно предмета может быть представлено в виде точки, проекции которой в системе координат будет отражать степень удовлетворённости интересов оппонентов.

Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт необходим инцедент (действие, направленное на осуществления контроля над предметом конфликта). В этом случае 2-й оппонент попытается нейтрализовать это действие, что и приведёт к противодействию. Дальнейшее развитие конфликтной ситуации протекает по 5-ти сценариям:

1) стратегия избегания; 2) стратегия уступок;

3) стратегия соперничества; 4) компромисс.

5) поиск решений, которые удовлетворяют интересы обоих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: