Личностные результаты обучения

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения [2].Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение ичностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Таким образом, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора.

При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения.

Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка.
Консервативная система оценивания учащихся

Оценивание - это способ текущего контроля учебных достижений учащегося. Оно проводится учителем и предполагает систематическую проверку, а также оценку письменных работ и устных ответов ученика.

Действующий Закон Российской Федерации «Об образовании» делегирует школе ответственность за организацию и проведение оценивания в классе. В проекте нового Закона «Об образовании», регламент о том, что в компетенцию образовательного учреждения входит осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с его уставом сохранен. Это дает возможность школам самостоятельно оценивать развитие в классе. В большинстве случаев, момент экспериментирования в данной области имеет характер отдельных прецедентов. А именно в школах, реализующих авторские программы, весьма консервативной и не соответствующей современным образовательным ценностям.

«5» - отличные успехи; «4» - хорошие успехи; «3» - достаточные успехи; «2» - посредственные успехи; «1» - слабые успехи. Недостатком данной системы является и то, что оценочная шкала довольно узкая, и действует практически как трехбалльная, так как наиболее часто используют отметки «3», «4» и «5». Это не позволяет фиксировать отдельные индивидуальные продвижения, оставляя ученика в рамках того же показателя: не поддерживая его позитивные усилия и не реагируя на постепенное ухудшение результата, пока он не пересечет пороговой черты соседнего балла. Часто, весьма условной. Малая информативность отметки оценивает преимущественно знания академического характера, их полноту и системность. Освоение способов деятельности, успешность в какой-либо области чаще остается вне объекта оценки.

«Инновации снизу»: основные нововведения последних лет

В последние десятилетия разрабатывались и вводились в практику новые формы оценивания в классе, выходящие за рамки пятибалльной шкалы.

Наибольшую известность получили следующие:

1. Наибольшее распространение получила десятибалльная шкала, основанная на таксономии, выделяющая пять уровней обученности школьника, от узнавания до запоминания предъявленной информации до переноса усвоенной теории в практику, в том числе в новой, нестандартной ситуации. С опорой на выделенные уровни обученности выстраивается шкала от 1 балла – «очень слабо», до 10 баллов – «великолепно».

2. Широкое распространение, начиная с 2000-х, получили различные варианты учебных портфолио. На начальной ступени обычно применяется биографическая информация об ученике; профиль его достижений в динамике; информация о внеурочной активности.

Портфолио учащихся основной ступени был введен в десятках регионов Российской Федерации в ходе эксперимента по профильному обучению проводившемуся Министерством образования РФ в 2002 – 2005гг.

1. К нетрадиционным формам оценивания в классе можно отнести рейтинговую систему, т.е. накопление балов в течение определенного времени.

2. Критериальноеоценивание сочетающееся с самооцениванием и индивидуальным планированием учебной работы. Преимущественно используется в западной системе оценивания, но в школах России используется крайне редко.

В 2003 году Министерство выступило инициатором переходом на безотметочное оценивание в начальной школе. Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося, но и его творчество и инициатива во всех сферах школьной жизни. При безотметочном обучении предлагалось использовать такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка и не провоцируют учителя на сравнение детей между собой.

Текущие оценки фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, предлагалось заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений». В качестве средства предъявления собственных достижений ученика для их оценки рассматривался «Портфель достижений ученика» (портфолио) в видеподборки личных работ ученика Недавно принятый стандарт предполагает расширение задач и инструментов оценивания, осуществляемого на уровне школы и класса. Оцениваться должны не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты обучения.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника.

Новая система внутришкольного оценивания отвечающая вызовом современного общества к системе образования, находится в стадии становления, но контур ее сегодня уже очерчен. Принятый новый государственный образовательный стандарт и сопровождающий его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания.

Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику. Для того чтобы инновации были реализованы нужно совершить ряд последовательных шагов, которые до сих пор не были сделаны. Итак, можно выделить следующее:

- мониторинг индивидуальной динамики и прогресса учащегося на основе результатов проводимого в классе оценивания;

- учет оценочной деятельности учителя в качестве элемента его профессионального мастерства при регулярной аттестации;

- анализ данных, полученных в ходе внутриклассного оценивания, наряду с другими данными внутренней школьной оценке учебных достижений учащихся при аттестации образовательного учреждения.

Вторым обязательным условием модернизации оценивания в классе в русле требований ФГОС и в соответствии с формирующим подходом является объемная и системная работа по развитию кадрового потенциала, поскольку проводниками инноваций становятся вся масса практикующая учителей. Трансляции мирового опыта в области формирующего оценивания происходит в рамках отдельных инициатив, не имеющих выхода на широкую практику.

Трансформация системы профессиональной подготовки учителей, является еще одним условием, без которого планы модернизации практики оценивания, проводимого в классе, останутся мало реалистичными. Прежде всего, появление стандарта профессионального мастерства педагога, на который могут ориентироваться программы обучения студентов в системе профессионального образования, и который будет включать такой блок, как оценочные умения учителя, повышение готовности к использованию новых оценоК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: