Психологическое просвещение

Это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Однако все эти формы работы не должны проводиться на абстрактно-теоретическом уровне. Важно, чтобы они имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.
Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

Успешность в реализации мероприятий определяется по трем основным критериям:

· психологический ( внутренняя позитивная оценка самим психологом рабочего процесса, своей роли, взаимодействия с партнерами, результатов работы; позитивная оценка со стороны партнеров (обучающихся, воспитанников, администрации, педагогов, других специалистов образовательного учреждения, родителей) рабочего процесса, взаимодействия с психологом, результатов работы; готовность участников образовательного процесса к продолжению сотрудничества)

· организационный (разработка и выполнение согласованного сторонами плана проведения мероприятия; наличие согласованной схемы взаимодействия всех участников в процессе реализации мероприятия; своевременное предоставление ресурсов, необходимых для реализации данного вида деятельности и согласованных с администрацией образовательного учреждения; преемственность в использовании результатов проделанной работы)

· методический (профессиональная подготовленность специалиста к выполнению данного вида работ; выполнение работ в соответствии с утвержденной уполномоченными органами технологией; подготовка отчетных документов (отчетов, рекомендаций, заключений, программ, планов и т.д.) в соответствии с установленными к их содержанию требованиями).

Направления:

I. Просвещение родителей;

II. Просвещение учащихся;

III. Просвещение педагогов (в т.ч. просвещение администрации)

АКТИВНЫЕ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ.

Основные активные групповые формы профессиональной деятельности психолога в образовании: деловые игры, тренинги, группы встреч. Их психологические основания и проблемы.

Деловые игры.

Направлены на освоение, осмысление так называемых инструментальных задач: задач, связанных с построением собственной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников.
Помогают участвующим в них научиться строить собственную деятельность: осознавать ее смысл и ценности, ставить цели, совершать последовательные сознательные действия, контролировать и оценивать результат и т.д.

Деловые игры учат школьников строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Этапысоздания игры: 1) постановка цели; 2) выбор типа сюжета и создание самого сюжета; 3) создание сценария игры; 4) подготовка методических материалов.

Цели игры с оздание начинается с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач. Цель и задачи работы, осознанные в процессе анализа некоторой реальной ситуации (связана ли она с возрастными особенностями детей и задачами их развития, или с проблемами обучения и общения, или еще с какими-то моментами), — определяют всю стратегию создания игры.

 

  ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Деловые игры Освоение и осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений с другими людьми. Развитие навыков целеполагания и планирования деятельности. Развитие внутренней гибкости в разработке и изменении плана действий. Развитие навыков саморегуляции в процессе достижения целей. Развитие социальной и личностной критичности, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

Проблемы.

1)Дидактическое прочтение сценария. Конечно, это замечательно, если в процессе или результате игры удается выйти на какие-то общие выводы, как правильно или неправильно что-то там делать, научить участников какому-то виду поведения, взаимодействия друг с другом, какому-то приему самоанализа и т.д. Но этот результат нельзя запланировать. Группа и отдельные участники могут оказаться не готовыми к такой работе. В ходе игры вообще может оказаться, что сегодня для данных детей или подростков актуальны другие задачи. Например, прояснение отношений в группе, получение первого опыта позитивного взаимодействия, решение накопившихся противоречий.
Игра существует и разворачивается для данной группы участников, а не наоборот: группа «вставляется», «вкладывается» внутрь игры с запрограммированным итогом. Ничто так не разрушает ткань игрового действия, как возникающее у участников ощущение, что ими управляют, что за них все заранее решили.
2)Велик соблазн использовать психологические приемы для решения целевых педагогических задач: научить, показать, сформировать. Что ж, искушения для того и существуют, чтобы их преодолевать. Психологические игры — они про другое. Они расширяют личностное пространство человека, дают ему новый опыт переживания, поведения, понимания себя. Обучение может быть целенаправленным и управляемым извне, развитие — нет.
3)Развлекательный вариант искажения сценария при прочтении: психологическая игра превращается в форму досуга, шоу, праздник, развлечение с последующей раздачей подарков. Психологическая игра не может быть праздником. Она должна стать Событием. Событием внутренней жизни, событием в отношениях, в непрерывном процессе познания мира и утверждения себя в нем.
Иногда это Событие сознается участниками как таковое. Чаще, при работе таем с детьми, Событие не осознается, а просто переживается, просто становится новым опытом. Сама по себе игра событием может и не стать. Ее нужно превратить в событие для данных детей, для конкретных участников. А для этого за каждой строкой сценария нужно видеть возможность рождения опыта, возникновения нового переживания, потребности в поступке.

Психолгические основания применения игры. Большая психологическая игра — вид развивающей работы с огромными, но все-таки ограниченными самой методологией жанра возможностями. Применять ее можно, очень полезно, но нужно понимать, что она хороша на своем месте и в совокупности с другими видами развивающей работы.
Деловая игра хороша и как диагностико-развивающая процедура. Очень многое можно увидеть и понять об отдельных детях и детском коллективе в целом, наблюдая за игрой и анализируя ее. Психолог может помочь самим участникам осуществить эти наблюдения и анализ. Он может сразу же, по ходу игры, создать ситуации, помогающие детям найти новые пути решения старой проблемы.
У психологической игры незначительный обучающий потенциал. Однако деловые игры дают хороший обучающий эффект: деятельность и взаимодействие участников таких игр становятся значительно более последовательными и продуманными.

Вслед за игрой могут идти тренинговые занятия, уроки психологии, содержательная образовательная деятельность (например, проектная). Но строиться эта работа будет более осмысленно, с учетов выявленных ресурсов и ограничений.
Также игра — замечательный венец развивающей программы. Игра в данном случае позволяет проверить усвоение навыков и знаний в некоторой конкретной деятельности.
Мы прибегаем к таким играм в критические моменты развития классного коллектива. Это относительно психологически безопасное и эффективное начало разговора о трудностях взаимоотношений или деятельности, возникших у ребят. В этом случае вслед за игрой разворачивается целая система работы и психолога и педагога с выявленными проблемами.
Накануне проведения игры обязательно осуществляется серьезный анализ ситуации и принимается решение о целесообразности применения той или иной психологической игры. Таким образом, психологическая игра — это очень мощный, очень перспективный развивающий инструмент.

Тренинги.

Согласно М. Битяновой, психологический тренинг – форма активного обучения, позволяющий человеку «самоформировать» навыки и умения, строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия всебе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:

— соблюдение принципов групповой работы;

— нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

— наличие более или менее постоянной группы;

— определенная пространственная организация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

— акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации “здесь и теперь”;

— применение активных методов групповой работы;

— объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

— атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В тренинге открыто ставится задача обучения. Можно полностью согласиться с тем пониманием тренинга, которое дано в книге И. Вачкова и С. Дерябо: «Целью тренинга является освоение клиентом той или иной деятельности... Что нужно для того, чтобы человек был способен что-то делать? Очевидно, что он должен 1) знать, как делать, 2) хотеть это делать и 3) уметь это делать».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: