double arrow

Эмоциональные и физические страдания умирающих индивидов

Возможно, наиболее интересным и многообещающим показанием для ЛСД психотерапии является его назначение серьезно больным людям, которым грозит смерть. Хотя этот подход был систематически изучен на раковых больных, он применим и к другим людям со смертельными заболеваниями. Использование психоделической терапии в этом случае детально обсуждалось в предыдущей книге4, и здесь мы дадим лишь краткий его обзор.

Идея того, что психоделическая терапия может быть полезной для смертельно больных пациентов, была независимо предложена американских педиатром русского происхождения Валентиной Павловной Вассон и писателем и философом Олдосом Хаксли. Вассон пришла к этому заключению на основе своих экспериментов с мексиканскими священными грибами, а Хаксли - в результате своих психоделических сессий с использованием мескалина и ЛСД. Первая клиническая работа с раковыми пациентами была проведена в начале шестидесятых в медицинской школе Чикаго Эриком Кастом (Eric Kast), который первоначально интересовался возможностью использовать ЛСД в качестве обезболивающего препарата. Систематическое сложное исследование действия психоделической терапии на раковых больных в связи с их эмоциональным состоянием, физическими болями, понятием смерти и отношением к умиранию было проведено командой психиатрического исследовательского центра Мэрилэнда. Инициатором и главой этого проекта был Уолтер Панке (Walter Pahnke), а после его смерти я стал руководителем этой работы и завершил ее в сотрудничестве с Уильямом Ричадрсом (William Richards). В рамках этой программы психоделическую терапию с использованием ЛСД и сходного по действию, но имеющего более короткое время действия DPT(dipropyltryptamine) в течение многих лет прошли более ста раковых больных. Позитивные изменения наблюдались достаточно постоянно в нескольких различных областях. Многие пациенты демонстрировали очевидное облегчение различных эмоциональных симптомов, таких как депрессия, общее напряжение, нарушения сна и психологическая замкнутость. ЛСД терапия также имела поразительное, хотя и непредсказуемое действие на сильные физические боли. У некоторых пациентов, которые не реагировали на анальгетики и наркотики, боли уменьшились или даже полностью исчезли на периоды от недель до месяцев после единичной ЛСД сессии. Наиболее поразительным изменением, которое происходило у пациентов, было изменение их отношения к умиранию и понятию смерти вообще. Те пациенты, которые имели перинатальные или трансперсональные переживания, обычно демонстрировали заметное уменьшение страха смерти. Их понимание процесса умирания обычно смещалось в сторону древних и не-западных систем верований, согласно которым сознание или какое-то существование сохраняется и после того, как физическое тело разрушается.

Я уже упоминал выше, что психоделическая трансформация, наблюдаемая после ЛСД сессий с трансцендентальными переживаниями, включает в себя резкие изменения в системе ценностей. Пережив смерть и возрождение и/или чувство космического единства, ЛСД субъекты обычно начинали придавать меньше эмоционального значения прошлому и будущему и приходили к тому, чтобы больше ценить настоящее. Озабоченность мрачными перспективами будущего сменялась желанием как можно лучше прожить каждый день. Способность получать удовольствие от простых и обыкновенных вещей в жизни сопровождалась острым пониманием тщетности погони за статусом, властью или собственностью. Не трудно понять, что вышеописанные изменения в ценностях и жизненной стратегии может сделать ситуацию смертельного заболевания более приемлемой. Психологическая работа с пациентами и их семьями также, кажется, хорошо влияет на родственников. Это не только облегчает их реакцию на смерть их близкого, но и помогает им преодолеть их горе и конструктивно принять эту потерю.

По клиническим данным в среднем тридцать процентов раковых больных продемонстрировали радикальные улучшения в вышеуказанных областях после всего одной ЛСД сессии, а еще сорок процентов – среднюю степень позитивных изменений. У оставшихся тридцати процентов не наблюдалось никаких значительных изменений, позитивных или негативных, согласно оценке до и после процедуры. Результаты DPT-психотерапии были сходными, но менее резкими и устойчивыми.

Из всех показаний к ЛСД психотерапии его использование для работы с умирающими кажется наиболее интересным и наименее спорным или проблемным. Возможность облегчить или сравнительно уменьшить время эмоционального или физического страдания у людей, находящихся перед лицом последнего кризиса человеческой жизни, может представлять для всех нас большой интерес. Большинство возражений против использования ЛСД в этом случае имеют малую релевантность, особенно те, которые связаны с наследственностью и хромосомами. Кроме того, недавние исследования, показывающие, что в развитии рака психологические факторы, возможно, играют значительную роль, равно как и наши собственные наблюдения на эту тему, кажется, наводят на мысль, что, по крайней мере, в случаях с некоторыми раковыми больными ЛСД психотерапия может стать фактором, способствующим исцелению, а не только помогающим подготовиться к смерти.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Заинтересованный читатель найдет более детальную информацию по поводу близости идей квантовой и релятивистской физики, мистицизма и современных исследований сознания в книгах Ицака Бентова (Itzak Bentov (11)), Фритьофа Капры (Fritjof Capra (18)), Ника Герберта (Nick Herbert (37)), Кеннета Пеллетьера (Kenneth Pelletier (78)), Боба Тобена (Bob Toben (101)) и Артура Янга (Arthur Young (105)).

2. Примером радикального и устойчивого улучшения при остром компульсивном неврозе может быть случай, опубликованный в журнале «Психиатрическом скандинавском журнале» Е. Брандрупом и Т. Вангаардом (E. Brandrup, T. Vangaard) (16). На странице 185 описываются поразительные улучшения у пациента с обсессивно-компульсивным синдромом, который не поддавался фрейдистскому психоанализу на протяжении 18 лет. К сожалению, структура исследования не позволила провести больше трех сессий, и терапия оказалась незавершенной.

3. Краткая история другого нашего пациента, Майкла, представлена в моей первой книге, «Области человеческого бессознательного» (32) стр. 66 и 235.

4. Станислав Гроф и Джоан Халифакс: «Встреча человека со смертью» (34). В списке литературы в этой книге есть все специальные ссылки на первоисточники в этом вопросе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: