На самоподготовку к лабораторному занятию по теме:«Определение качества лекарственных средств из группы фенолов, хинонов, ароматических кислот и их производных »

1. Мотивация темы: лекарственныесредства из группы из группы фенолов, хинонов, ароматических кислот и их производных широко применяются в медицинской практике, поэтому знание их номенклатуры, структуры, физических, химических свойств и методов определения качества необходимо провизору в его профессиональной деятельности.

2. Цель самоподготовки: усвоить теоретический материал, необходимый для понимания и практического осуществления общих и частных методов определения качества лекарственных средств из группы фенолов, хинонов, ароматических кислот и их производных.

3. Исходный уровень знаний: Для усвоения материала темы необходимо знать общие химические реакции органических соединений, химические свойства и реакционную способность органических полифункциональных соединений, методы количественного определения: кислотно-основного титрования в неводных средах, нейтрализации, гравиметрии, броматометрии, нитритометрии, цериметрии, метод Кьельдаля, спектрофотометрии, фотоэлектроколориметрии.

4. План изучения темы:

1. Изучить номенклатуру, строение, физические и химические свойства лекарственных средств из группы фенолов, хинонов, ароматических кислот и их производных.

2. Усвоить методы определения качества лекарственных средств из группы фенолов, хинонов, ароматических кислот и их производных.

5. Рекомендуемая литература:

1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия. В 2 ч.: Учебн. пособие/В.Г.Беликов – 4-е изд.,перераб и доп..-М.:МЕДпресс-информ, 2007.-С.222-244.

2. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия. М.:Высшая школа,1985.С.329-343, 345-369, 407-409, 562-565, 619-621, 679-686, 698-704.

3.Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии/ под ред. А.П.Арзамасцева.-М.:Медицина,2001.- С.171-193.

4. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии/ под ред. проф.П.Л.Сенова.-М.:Медицина.1978.- С. 113-147.

5. Государственная фармакопея Х издания. М.:Медицина,1968.- 1079 с. (соответствующие статьи на лекарственные средства)

6.Конспекты лекций.

 

6. Вопросы для самоконтроля:

1. Напишите структурные формулы, приведите латинские и рациональные названия лекарственных средств из группы фенолов: фенола, тимола,резорцина, синесрола, диэтилстильбэстрола и пара-аминофенола: парацетамола. Приведите характеристику их физических (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях) и химических (кислотно-основные и окислительно-восстановительные) свойств.

2. Опишите реакции идентификации (реактивы, условия и эффекты реакций) лекарственных средств, производных фенолов и пара-аминофенола. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

3. Назовите титриметрические и физико-химические методы количественного определения лекарственных средств, производных фенолов и пара-аминофенола (для титриметрических методов укажите титрант, условия титрования, способ фиксирования точки эквивалентности).Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

4. Напишите структурные формулы, приведите латинские и рациональные названия лекарственных средств из группы хинонов и тетрациклинов: викасола, тетрациклина, окситетрациклина. Приведите характеристику их физических (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях) и химических (кислотно-основные и окислительно-восстановительные) свойств.

5. Опишите реакции идентификации хинонов и тетрациклинов (реактивы, условия и эффекты реакций). Напишите возможные уравнения химических реакций.

6. Назовите возможные методы количественного определения лекарственных средств, производных хинонов и тетрациклинов (титриметрические, физико-химические и биологические).Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

7. Напишите структурные формулы, приведите латинские и рациональные названия лекарственных средств- ароматических кислот и их производных: кислоты бензойной, кислоты салициловой, их натриевых солей, оксафенамида, кислоты ацетилсалициловой, диклофенака натрия, натрия пара-аминосалицилата, ибупрофена. Приведите характеристику их физических (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях) и химических (кислотно-основные и окислительно-восстановительные) свойств.

8. Опишите реакции идентификации (реактивы, условия и эффекты реакций) препаратов из группы ароматических кислот и их производных. Напишите возможные уравнения химических реакций. Перечислите методы количественного определения.

9. Напишите структурные формулы, приведите латинские и рациональные названия лекарственных средств, производных пара-аминобензойной кислоты: анестезина, новокаина, новокаинамида, дикаина, метоклопрамида гидрохлорида. Приведите характеристику их физических (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях) и химических (кислотно-основные и окислительно-восстановительные, способность к гидролизу) свойств.

10. Опишите реакции идентификации препаратов, производных пара-аминобензойной кислоты (реактивы, условия и эффекты реакций). Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

15. Назовите возможные титриметрические и физико-химические методы количественного определения перечисленных выше лекарственных средств (для титриметрических методов укажите титрант, условия титрования, способ фиксирования точки эквивалентности).Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

16. Укажите медицинское применение лекарственных средств из группы фенолов,хинонов, ароматических кислот и их производных и охарактеризуйте особенности условий хранения.

7. Самостоятельная работа в лаборатории:

Самостоятельная работа состоит из следующих разделов:

-определение подлинности препаратов: фенола, резорцина, кислоты салициловой, натрия бензоата, парацетамола, анестезина и новокаина;

- идентификация предложенного преподавателем лекарственного средства, его исследование по НД и формулирование вывода о его качестве;

-оформление результатов исследования в лабораторном журнале.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: