V. Принципы, механизмы и условия реализации Концепции

В основе реализации Концепции лежат следующие актуальные принципы:

принцип адресности в реализации молодёжной политики, то есть уточнение предмета и актуальных направлений молодёжной политики для разных возрастных групп молодёжи. Традиционный подход предполагает деление молодёжи на три основные группы: учащаяся молодёжь, студенческая молодёжь, работающая молодёжь. Но данное деление осуществляется скорее с позиции социальных групп. В тоже время неточно учитывается возрастной фактор: учащаяся молодёжь обычно от 14 до 18 лет; в тоже время студенческая молодёжь от 15 (система профессионального образования) до 21-25 лет (система высшего профессионального образования); работающая молодёжь от 18 до 30 лет. Соответственно реализация принципа адресности позволит совместить потребности и интересы различных возрастных и социальных групп молодёжи:

младшая возрастная группа молодёжи – 14-18 лет (учащаяся, студенческая, работающая молодёжь) поддержка молодёжи в процессе социализации, ее мотивация к активному включению в экономическое, политическое, культурное и социальное развитие города;

средняя возрастная группа молодёжи – 19-23 года (студенческая, работающая молодёжь) поддержка молодёжи в процессе самоопределения и активного включения в экономическое, политическое, культурное и социальное развитие города;

старшая возрастная группа молодёжи – 24-30 лет (работающая молодёжь) поддержка карьерного роста и семейного благополучия молодёжи, как средство включения молодёжи в экономическое, политическое, культурное и социальное развитие города.

использование субъект-субъектного подхода в реализации молодёжной политики: молодёжь – активный участник развития территорий (районов и города в целом), на которых она проживает (обучается, работает). Молодёжная политика должна быть направлена на то, что бы инициировать молодёжь к созданию и реализации инновационных программ и проектов, направленных как на удовлетворение собственных потребностей и интересов, так и на развитие территорий;

принцип программно-целевого планирования, то есть планирования муниципальной молодёжной политики, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Отличие данного подхода от традиционного заключается в том, что в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения. Реализация данного принципа становится особенно важной в процессе перехода к субсидиарному финансированию деятельности учреждений молодёжной сферы.

принцип межведомственного взаимодействия. В рамках ГЦП «Молодёжь Новосибирска» на 2010-2014 гг. предусматривалось участие заинтересованных органов муниципальной власти в реализации ряда мероприятий и направлений программы. Однако повышение качества молодёжной политики в г. Новосибирске мы связываем реализаций полноценного, целенаправленного, системного взаимодействия органов по делам молодёжи с другими ведомствами и органами муниципальной власти. Организация такого взаимодействия на постоянной и системной основе станет базой для реализации принципа комплексности в организации работы с молодёжью;

принцип качества молодёжной политики, то есть развитие инфраструктуры и кадрового потенциала молодёжной политики, способствующих качественной реализации основных направлений муниципальной молодёжной политики в городе Новосибирске. Кроме того, оценка качества молодёжной политики предполагается не только в рамках традиционного мониторинга, но и с использованием форм профессиональной и общественной экспертизы.

принцип информационной открытости – оперативная и регулярная публикация информации о деятельности сферы молодёжной политики, а также информации, находящейся в обработке государственными и муниципальными органами власти по направлению «молодёжная политика».

Механизмами реализации Концепции являются:

- разработка, утверждение и реализация планов мероприятий, целевых программ на основе Концепции на соответствующие годы, с учетом актуальности программ;

- освещение в средствах массовой информации материалов деятельности органов и учреждений молодёжной политики;

- проведение мониторинга по реализации молодёжной политики на территории города Новосибирска.

Условиями реализации Концепции является наличие ресурсного обеспечения, включающего:

- финансовые ресурсы, предусматриваемые в бюджетах разных уровней и получаемые из внебюджетных источников;

- территориальные ресурсы (учреждения сферы молодёжной политики находящиеся на территории районов города Новосибирска);

- кадровые ресурсы;

- методические рекомендации.

VI. Основные направления развития муниципальной молодёжной политики
города Новосибирска

1. Направление «Содействие развитию активной жизненной позиции молодёжи» позволит развивать институты (Общественный молодёжный совет, Новосибирский штаб студенческих отрядов, Добровольная молодёжная дружина и др.), способствующие активной социализации молодёжи и создавать условия для приобретения молодёжью опыта реализации социально значимых инициатив и самостоятельного решения проблем, содействует развитию в молодёжной среде познавательных, развивающих, обучающих и воспитательных программ, поддерживает молодёжные научные общества и творческие коллективы.

в младшей возрастной группе молодёжи (14-18 лет) наиболее актуальными являются обучение молодёжи навыкам самоорганизации, управления группой и коллективом, развитие их способностей к проявлению активности и инициативы, формирование умений облекать инициативы в конкретные программы и проекты, раскрытие возможностей участия в деятельности муниципальных органов управления и других возможностей реализации своей активности и инициативы. Актуальными направлениями деятельности для данной возрастной группы молодёжи с вышеуказанных позиций, являются:

- развитие лидерского потенциала молодёжи, формирование умений и навыков организаторской деятельности (школы актива, выездные сборы актива, деятельность органов молодёжного самоуправления и т. д.);

- обучение молодёжи проектной деятельности, включение в реализацию существующих и разработку новых социально значимых молодёжных проектов (школы проектной деятельности, тематические сборы, информирование и популяризация реализуемых социально значимых молодёжных проектов, инициированных как органами молодёжной политики, так и самой молодёжью и т. д.);

- поддержка молодёжных инициатив, направленных как на удовлетворение потребностей молодёжи в самореализации и общественном признании, так и на социальное, экономическое и культурное развитие территорий, на которых молодёжь проживает или учится (информирование и популяризация данных инициатив, помощь в поиске заинтересованных бизнес структур или органов муниципальной власти, грантовая деятельность и т. д.);

- включение учащейся и студенческой молодёжи в социально значимую деятельность (волонтерство и другие общественные молодёжные объединения);

- выявление и поддержка одарённой и талантливой молодёжи (организация мероприятий, выявляющих талантливую молодёжь, поддержка участия талантливой молодёжи в различных конкурсах, конференциях и т. д., популяризация молодёжи, достигших определенного уровня в реализации своих талантов);

- создание условий для организации творческого, познавательного и позитивного досуга молодёжи (деятельность молодёжных центров и молодёжных клубов, объединений молодёжи по интересам, развитие инфраструктуры досуга).

в средней и старшей возрастных группах молодёжи (19-30 лет) актуальным становиться постепенное включение молодёжи в реальные процессы управления территориями, поддержка их предпринимательских и инновационных инициатив, вовлечение молодёжи в общественно-политическую жизнь общества. Актуальными направлениями деятельности для данной возрастной группы молодёжи с вышеуказанных позиций, являются:

- популяризация идей участия молодёжи в общественной и общественно-политической жизни и привлечение молодёжи к участию в общественно-политической жизни города (использование средств массовой информации, различные акции, поддержка общественно-политических молодёжных движений и т. д.);

- вовлечение молодых людей в деятельность различных органов самоуправления, а так же в исполнительных и законодательных органах власти (поддержка инициативы молодых людей по избранию в органы законодательной власти, поддержка продвижения молодых людей в органах исполнительной власти);

- поиск и поддержка молодёжных инициатив, имеющих инновационный научный, социальный или предпринимательский характер (конкурсы, грантовая деятельность, конвенты, поддержка инициатив новосибирской молодёжи в общероссийских программах и проектах);

- включение молодёжи в различные виды позитивного досуга (деятельность молодёжных центров и молодёжных клубов, объединения молодёжи по интересам, развитие инфраструктуры досуга).

Критерии эффективности по направлению (количественные и качественные показатели):

· количество программ инициируемых органами и учреждениями по делам молодёжи г. Новосибирска и направленных на повышение уровня социальной активности, проявления и развития потенциала молодёжи;

· количество инициируемых молодёжью программ, проектов, акций и мероприятий в сфере молодёжной политики;

· количество молодых людей, участвующих в различных программах, проектах и мероприятиях, направленных на проявление социальной активности и развитие потенциала молодёжи;

· количество молодёжи, включенной в деятельность органов молодёжного самоуправления, общественных молодёжных организаций разной направленности;

· доля молодёжи, включенная в реальные процессы управления территориями муниципальных образований, принятие молодёжью гражданской ответственности за ход и результаты этой деятельности;

· наличие системы деятельности, направленной на развитие социальной активности и потенциала молодёжи г. Новосибирска;

· динамика доли молодёжи (относительно молодёжи Новосибирска в целом), включенной в различные формы проявления социальной активности, участвующей в программах, проектах и мероприятиях, направленных на социально-экономическое и культурное развитие города;

· динамика количества молодых людей, получивших признание за высокие результаты в различных видах творчества, проявления социальной активности, реализацию проектов в рамках молодёжной политики г. Новосибирска;

· доля молодёжи, позитивно оценивающей результаты деятельности по данному направлению;

· доля представителей общественности, позитивно оценивающей результаты деятельности по данному направлению.

2. Направление «Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи» – данное направление подразумевает не только допризывную подготовку, но и создание системы воспитания, которая:

-способствует формированию личности молодого человека, обладающего качествами гражданина-патриота, что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре; наличие ценностных ориентиров, качеств, норм поведения гражданина и патриота России, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества;

- способствует повышению уровня правовой культуры у молодых людей, формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в молодёжной среде, как необходимого компонента гражданственности.

Данная система включает в себя следующие направления деятельности:

1) «Гражданско-патриотическое направление» – создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения, высоким уровнем правовой культуры.

2) «Военно-патриотическое направление» – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого чувства патриотизма, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов нашей Родины.

3) «Военно-спортивное направление» – подготовка молодых людей к службе Вооружённых силах.

4) «Туристкое и историко-краеведческое направление» – формирование у подростков и молодёжи положительного отношения к своему Отечеству, чувства любви и привязанности к родным местам.

Данные направления реализуются с учетом актуальности видов деятельности в разных возрастных группах молодёжи:

в младшей возрастной группе молодёжи (14-18 лет) актуальной является целенаправленная деятельность по формированию патриотических ценностей, гражданских норм и правовой культуры молодёжи; допризывная подготовка; формирование толерантного отношения к представителям других культур. Актуальными направлениями деятельности для данной возрастной группы молодёжи с вышеуказанных позиций, являются:

- реализация мероприятий, направленных на формирование патриотических ценностей, социальных, гражданских норм, правовой культуры и толерантности среди молодёжи (тематические мероприятия, конкурсы, встречи, выездные сборы, массовые акции и т. д.);

- систематическоегражданско-патриотическое воспитание молодёжи (молодёжные объединения данной направленности, музеи, поисковые отряды и т. д.);

в средней возрастной группе молодёжи (19-23 года) актуальным является создание возможностей, как для формирования, так и для проявления сформированных патриотических ценностей, гражданских норм, правовой культуры и толерантности; поддержка в формировании и реализации гражданской позиции молодого человека. Актуальными направлениями деятельности для данной возрастной группы молодёжи с вышеуказанных позиций, являются:

- реализация мероприятий, направленных как на формирование, так и на проявление сформированных патриотических ценностей и гражданских норм среди молодёжи (тематические мероприятия, конкурсы, встречи, выездные сборы, взаимодействие с детьми и молодёжью младшей возрастной группы и т. д.);

- создание возможностей для реализации гражданской позиции молодого человека (дискуссии, диспуты, участие в деятельности военно-патриотических объединений, участие в общественно-политических объединениях, участие в гражданских акциях и мероприятиях);

в старшей возрастной группе молодёжи (24-30 лет) актуальным является поддержка патриотического и гражданского воспитания детей в молодых семьях; повышение правовой культуры и создание возможностей для реализации гражданской позиции молодого человека. Актуальными направлениями деятельности для данной возрастной группы молодёжи с вышеуказанных позиций, являются:

- реализация мероприятий, направленных на формирование патриотических ценностей, гражданских норм и правовой культуры среди родителей и детей молодых семей (совместные мероприятия для детей и молодых родителей гражданско-патриотической направленности, психолого-педагогическое консультирование молодых родителей, дополнительное образование гражданско-патриотической направленности для детей из молодых семей и т. д.).

Критерии эффективности по направлению (количественные и качественные показатели):

· количество реализованных программ, проектов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание, повышение правовой культуры молодёжи, формирование толерантного отношения к представителям других культур;

· количество молодых людей, включенных во все виды программ, проектов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание, повышение правовой культуры молодёжи, формирование толерантного отношения к представителям других культур;

· количество клубных и других форм объединений молодёжи, имеющих целью гражданское и патриотическое воспитание, повышение правовой культуры молодёжи, формирование толерантного отношения к представителям других культур;

· количество выпускников данных объединений, поступивших в специальные учебные заведения и отслуживших в Вооружённых силах;

· количество молодых людей, включенных в разнообразные клубные и другие формы объединений молодёжи, имеющих целью гражданское и патриотическое воспитание, повышение правовой культуры молодёжи, формирование толерантного отношения к представителям других культур.

· динамика количества молодых людей, проявляющих гражданскую активность (раздельно – в качестве постоянных участников молодёжных общественных организаций и объединений соответствующей направленности и в качестве разовых участников массовых мероприятий);

· успешность воспитанников в деятельности объединений гражданско-патриотического воспитания (количество присвоенных спортивных званий и разрядов; количество наград на соревнованиях и конкурсах разных уровней);

· доля молодёжи, позитивно оценивающей результаты деятельности по данному направлению;

· доля представителей общественности, позитивно оценивающей результаты деятельности по данному направлению.

3. Направление «Поддержка молодой семьи» включает в себя создание условий, способствующих самодостижению молодыми людьми семейного благополучия как необходимого условия положительного развития социальной структуры общества и подразумевает межведомственное взаимодействие по данному направлению, а так же разработку программ и проектов, способствующих становлению и развитию благополучной молодой семьи и улучшению качества её жизни.

Данное направление предполагает:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: