Значение мученичества

Борьба Церкви с внешней силой государства нашла выражение в мученичестве.Церковь послеапостольского периода была Церковью мучеников. Мученичество – в высшей степени характерное явление первого периода церковной истории. Его тесная связь с этим временем видна из того, как трудно передать на других языках греческое понятие «мартис». Древние восточные народы переводили его буквально – свидетель, славяне – мученик. В таком переводе слово «мученик» передаёт лишь второстепенную черту факта и является отзывом непосредственного человеческого чувства на повествование о тех ужасах и страданиях, которые переносили мученики.Такой перевод указывает, что в мученичестве эти народы больше всего поражены истязаниями мучеников, а не свидетельством за веру. Но христианин грек смотрел на явление с другой стороны. Мученики – это борцы веры; их мучение – это «подвиг» с оттенком торжественности. Следовательно, мученик – не пассивный страдалец, а герой – деятель. Действительно, внешние мучения не представляли собой чего-то необычного, потому что римские законы подвергали истязаниям всех преступников. Римляне часто видели кровавые сцены в амфитеатрах цирка; бои гладиаторов, зверей и т.п., так что они привыкли к таким зрелищам.

Язычников более всего поражали не телесные мучения, а героизм и стойкость в вере мучеников. Ведь в то время народ признавал свою религию не в убеждении, а в выражении этого убеждения в культе, который можно совершать без веры, механически.Христиане же были настолько тверды в вере Христовой, что терпели всё, даже смерть. В уме язычников это не вмещалось: они никогда бы так не поступили. И вот здесь и выступает главное значение мучеников, как свидетелей истины христианской религии. На вопросы язычников: «Что есть истина?», христиане своей кровью засвидетельствовали об истине, в которой они были убеждены.О высоте подвига мучеников в истории Христианской Церкви свидетельствует уже то, что Сам Иисус Христос благоволит называть Себя «свидетелем верным» (Апок.3,14) и мучеников – по славянскому словоупотреблению – Своими свидетелями (Апок.2,13). Но Христос называется также и «апостолом исповедания нашего» (Евр.3,1) и на апостолов возлагает служение быть Его свидетелями (Деян.1.8; 24. 16, 22).Итак, мученичество есть продолжение служения апостольского в мире.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: