Яков Иосифович Кейлихис

Познакомить с творчествомКейлихис Я. И.

4.4. Алекса́ндр Иулиа́нович Рукави́шников

Познакомить с творчествомРукави́шникова А.И.

 

Раздел 5. Дизайн ХХ в.

§ Введение

Сформировать представление о дизайне ХХ в.

 

§ Создание ВХУТЕМАСа

Познакомить с возникновением ВХУТЕМАСа и его роли в становлении дизайна в России.

 

§ Графический дизайн

Познакомить с графическим дизайном - как отрасли рекламы в ХХв.

 

§ Веб-дизайн

Познакомить с формированием дизайна в мире компьютерных технологий.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По завершении обучения по предмету «История изобразительного искусства» обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:

§ Знание основных этапов развития изобразительного искусства;

§ первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

§ знание основных понятий изобразительного искусства;

§ знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

§ сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;

§ умение выделять основные черты художественного стиля;

§ умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;

§ умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

§ навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

§ навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;

§ навыки анализа произведения изобразительного искусства.

 

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "История изобразительного искусства" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, контрольные письменные работы.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Также мероприятия по проведению текущей и промежуточной аттестации могут проходить в других формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему или письменной работы, интеллектуальных игр, что будет способствовать формированию навыков логического изложения материала.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Средства, виды, методы текущего и промежуточного контроля:

§ контрольные работы,

§ устные опросы,

§ письменные работы,

§ тестирование,

§ олимпиада.

Учебный план предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.

Итоговая аттестация

По завершении изучения предмета "История изобразительного искусства" проводится итоговая аттестация в конце 8 (5) класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

При 9 (6)-летнем сроке обучения итоговая аттестация проводится в конце 9 (6) класса. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

2. Критерии оценки

Оценка 5 «отлично»

1. Легко ориентируется в изученном материале.

2. Умеет сопоставлять различные взгляды на явление.

3. Высказывает и обосновывает свою точку зрения.

4. Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос.

5. Выполнены качественно и аккуратно все практические работы.

Оценка 4 «хорошо»

1. Легко ориентируется в изученном материале.

2. Проявляет самостоятельность суждений.

3. Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос.

4. Выполнены практические работы не совсем удачно.

Оценка 3 «удовлетворительно»

1. Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки, не проявляет способности логически мыслить.

2. Ответ носит в основном репродуктивный характер.

3. Практические работы выполнены неэстетично, небрежно, с ошибками.

Примерные тесты

Первобытное искусство. Какой жанр ИЗО был наиболее развит судя по изображениям в пещерах?

А) портрет

Б) анималистический

В) бытовой

 

1. Искусство Древнего Египта. Что наиболее характерно для древнеегипетского искусства?

А) монументальность

Б) изящество

В) реализм

 

2. С чем связаны следующие имена фараонов: Хеопс, Хефрен, Микерин?

А) для них были воздвигнуты самые большие пирамиды в Гизе

Б) это самые известные скульпторы Египта

В) авторы иероглифов

 

3. Кому был посвящен самый совершенный в египетском искусстве женский скульптурный портрет?

А) царице Клеопатре

Б) царице Хатшепсут

В) царице Нефертити

 

4. Чья единственная неразграбленная гробница, полная несметных художественных сокровищ, была открыта английским археологом Г. Картером в 1922 году?

А) Тутанхамона

Б) Аменхотепа

В) Рахотепа

 

5. Античное искусство. Самый известный классический храм Древней Греции, который находился в Афинском Акрополе?

А) храм Зевса

Б) храм Аполлона

В) храм Парфенон

 

6. Какой вид изобразительного искусства стал классическим образцом для всех последующих поколений художников?

А) графика

Б) живопись

В) скульптура

 

7. Как называется эта скульптура и кто ее автор?

А) Поликлет «Дорифор»

Б) Леохар «Аполлон»

В) Мирон «Дискобол»

 

8. Как называется эта знаменитая античная статуя?

А) Афродита Книдская

Б) Ника Самофракийская

В) Кора

 

9. В чем отличие римской скульптуры от греческой?

А) портретное сходство

Б) копии греческих скульптур

В) посвящены богам

 

10. Как иначе называется римский «храм всех богов»?

А) Форум

Б) Пантеон

В) Колизей

 

11. Искусство Византии. Самая знаменитая византийская икона?

А) Владимирская богоматерь

Б) Успенская богоматерь

В) Богоматерь из Равенны

 

12. Как называется самый известный храм Византии?

А) церковь Успения в Никее

Б) храм Святой Софии в Константинополе

В) церковь Сан-Витале

 

13. Искусство Средневековья. Как называется одно из самых знаменитых сооружений средневековья и к какому стилю оно относится?

А) Романика. Капелла в Аахене

Б) Готика. Реймский собор

В) Готика. Собор Парижской богоматери

 

14. Эпоха Возрождения в Италии. Почему она так называлась?

А) возрождение романских традиций

Б) возрождение готических традиций

В) возрождение античных традиций

 

15. Кто автор фрески «Поцелуй Иуды»?

А) Джотто

Б) Мазаччо

В) Пьеро де ла Франческа

 

16. Кто автор этого произведения и как оно называется?

А) Тициан «Венера Урбинская»

Б) Боттичелли «Рождение Венеры»

В) Тинторетто «Венера»

 

17. Кто автор этой скульптуры «Давид»?

А) Донателло

Б) Микеланджело

 

18. Как называется это гениальное произведение гениального художника?

А) «Джоконда» Леонардо да Винчи

Б) «Юдифь» Джорджоне

В) «Мадонна» Пармиджанино

 

 

19. Какого выдающегося художника называли «певцом мадонн»; он был автором «Сикстинской мадонны»?

А) Джованни Беллини

Б) Паоло Веронезе

В) Рафаэль

 

20. Северное Возрождение. Отличие от итальянского Возрождения?

А) продолжение готических традиций

Б) возрождение античных традиций

 

21. Какой гениальный нидерландский художник написал картину «Слепые»?

А) Ян ван Эйк

Б) Иероним Босх

В) Питер Брейгель Старший

 

22. Знаменитый немецкий художник, автор цикла гравюр «Апокалипсис», одна из которых – «Четыре всадника»?

А) Альбрехт Дюрер

Б) Лукас Кранах Старший

В) Ганс Гольбейн Младший

 

23. «Золотой век» живописи XVII в. К какому художественному стилю относятся картины французского художника Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом», «Аркадские пастухи»?

А) классицизм

Б) барокко

В) романтизм

 

24. Какой известный испанский художник написал картины: «Вид Толедо», «Похороны графа Оргаса»?

А) Сурбаран

Б) Рибера

В) Эль Греко

 

25. Как звали выдающегося испанского художника, автора картин «Менины», «Пряхи», «Сдача Бреды», «Портрет Инокентия Х»?

А) Веласкес

Б) Сурбаран

В) Мурильо

 

26. В каком художественном стиле писал картины знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс?

А) классицизм

Б) барокко

В) рококо

 

 

27. Прославленный ученик Рубенса, герои его полотен благородны и аристократичны: «Семейный портрет», «Портрет Карла I на охоте»?

А) Снейдерс

Б) Антонис ван Дейк

В) Иорданс

 

 

28. Душевная чистота, гармония, прозрачность письма в произведениях этого голландского художника; одна из прославленных его картин «Девушка, читающая письмо»?

А) Франс Хальс

Б) Ян Вермер Дельфтский

В) Тербох

 

29. Гениальный голландский художник, автор выдающихся произведений: «Возвращение блудного сына», «Ночной дозор», «Святое семейство», «Автопортрет с Саскией на коленях»?

А) Рембрандт Харменс ван Рейн

Б) Франс Хальс

В) Питер де Хох

 

30. «Век Просвещения» XVIII в. В произведениях этого французского художника «галантного» 18-го века – мир актеров, флиртующих дам и кавалеров: «Жиль», «Актеры французской комедии», «Общество в парке»?

А) Фрагонар

Б) Буше

В) Антуан Ватто

 

31. Автор прославленных произведений классического стиля: «Клятва Горациев», «Смерть Марата»?

А) Шарден

Б) Жан Луи Давид

В) Энгр

 

32. Знаменитый английский портретист, написавший работы в классическом стиле: «Дама в голубом», «Мальчик в голубом»?

А) Уильям Хогарт

Б) Джошуа Рейнолдс

В) Томас Гейнсборо

 

33. Зарубежное искусство XIX в. Автор картины, написанной в романтическом стиле «Свобода на баррикадах»?

А) Жерико

Б) Делакруа

В) Гойя

 

34. Гениальный испанский художник, наиболее ярко выразивший сущность романтизма в своих произведениях, автор работ: «Расстрел повстанцев», серия гравюр «Капричос»?

А) Жерико

Б) Делакруа

В) Гойя

 

35. Французский художник-реалист, создавший произведения мировой известности: «Похороны в Орнане», «Дробильщики камней»?

А) Коро

Б) Милле

В) Курбе

 

 

36. Как называли художников-новаторов, так называемых «впечатленцев»: К. Моне, Ренуара, Дега, Писсаро?

А) реалисты

Б) классицисты

В) импрессионисты

 

37. Постимпрессионист, автор таитянского цикла картин?

А) Ван Гог

Б) Поль Гоген

В) Поль Сезанн

 

38. Бельгийский постимпрессионист, художник с трагической судьбой, автор знаменитых картин: «Подсолнухи», «Красные виноградники», «Автопортрет с трубкой»?

А) Гоген

Б) Сезанн

В) Ван Гог

 

 

Правильные варианты ответов на тест по истории зарубежного изобразительного искусства

 

 

1 – Б 2 – А 3 – А 4 – В 5 – А 6 – В 7 – В 8 – А 9 – Б 10 – А 11 – Б 12 – А 13 – Б 14 – В 15 – В 16 – А 17 – Б 18 – Б 19 – А 20 – В 21 – А 22 – В 23 – А 24 – А 25 – В 26 – А 27 – Б 28 – Б 29 – Б 30 – А 31 – В 32 – Б 33 – В 34 – Б 35 – В 36 – В 37 – В 38 – Б 39 - В

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Изучение предмета ведется в соответствии с учебно-тематическим планом. Педагогу, ведущему предмет, предлагается творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего развития учащихся, количество учеников в группе, их возрастные особенности.

При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует от преподавателя знания программ смежных предметов («Беседы об искусстве», «Живопись», «Рисунок», «Композиция станковая»). В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.

Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми явлениями в изобразительном искусстве, посещали выставки, участвовали в культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания с практической познавательной деятельностью. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой об изобразительном искусстве, интересных явлениях, с журнальными и газетными статьями.

Методика преподавания предмета должна опираться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренной выставки, фильма, информации, полученной из Интернета, прочитанной статьи.

 

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу и виды заданий могут определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, художественными альбомами, видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка докладов, рефератов;

- посещение учреждений культуры (выставок, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в выставках, творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Цель самостоятельной работы: формировать у учащегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формировать умение использовать справочную и специальную литературу, формировать аналитические способности.

Как форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа выполняет несколько функций:

§ образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся),

§ развивающую (развитие познавательных способностей учащихся - их внимания, памяти, мышления, речи),

§ воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, формирование умений самостоятельно добывать знания из различных источников, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Выполнение самостоятельной работы (подготовка сообщений, написание докладов, рефератов) учащихся:

- способствует лучшему усвоению полученных знаний;

- формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

- формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор;

- учит правильному сочетанию объема аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

Методически правильная организация работы учащегося в аудитории и вне ее, консультационная помощь, обеспечение учащегося необходимыми методическими материалами позволяет эффективно организовать внеаудиторную работу учащихся.

Контроль со стороны преподавателя обеспечивает эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы.

 

VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1. Список рекомендуемой учебной и методической литературы.

1. Александров, В.Н. История русского искусства/ В.Н. Александров. - Минск: Харвест, 2009

2. Арган, Дж. К. История итальянского искусства/ Дж. К. Арган. - М.: Радуга, 1990

3. Арган, Дж.К. История итальянского искусства. Высокое Возрождение, барокко, искусство 18 века, искусство 19 века - начала 20 века/ - М.: Радуга, 1990

4. Борзова, Е.П. История мировой культуры/ Е.П. Борзова. – СПб.: Лань, 2002

5. Вёрман, Карл. История искусства всех времен и народов: Искусство 16-19 столетий/ - М.: АСТ, 2001

6. Гнедич, П.П. История искусства/ П.П. Гнедич – М.: АСТ, 2009

7. Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: 14-15 столетие/ М. Дворжак - М.: Искусство, 1978

8. Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: столетие/ - М.: Искусство, 1978

9. История советского искусства: Живопись, скульптура, графика/ - М.: Искусство, 1965

10. История русского и советского искусства. Учеб. пособие для вузов/ - М.: Высшая школа, 1989

11. История искусств: Франция, Испания. Искусство 19 века./ СПб.: ДБ, 2003

12. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник/ - М.: Высшая школа, 2004

13. История искусства: Художники, памятники, стили/ – М.: АСТ, 2008

14. История русского искусства: Конец 18 - начало 20 века./ - М.: 1981

15. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима/ К. Куманецкий. - М: Высшая школа, 1990

16. Любимов, Л.Д. История мирового искусства. Древний мир. Древняя Русь. Западная Европа/ Л.Д. Любимов. - М.: Астрель, 2006

17. Овсянников, Ю. История памятников архитектуры: От пирамид до небоскребов/ Ю. Овсянников. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001

18. Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры/ С.С.Ожегов - М.: Архитектура-С, 2004

19. Рябцев, Ю.С. История русской культуры. ХХ век: Учеб. Пособие/ - М.: ВЛАДОС, 2004

20. Сарабьянов, Д. История русского искусства конца 19 - начала 20 века./ Д. Сарабьянов. - М.: Галарт, 2001

2. Перечень средств обучения

1. Технические средства обучения: видеомагнитофон, компьютер, проигрыватель

2. Другие средства обучения:

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи

3. Авторские презентации преподавателя по темам программы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: